Демонстрация силы
Сезон-2009 в «Форс-Индии» легко определить одним словом – прогресс. И не хватит никаких пальцев, чтобы сосчитать, сколько раз за прошедший год его произнес Виджай Маллья. Поначалу вроде убеждая самого себя и окружающих, ведь команда продолжала вылетать после первого сегмента квалификации и никак не могла набрать очки, а затем, когда попадание в Q2 стало нормой, Джанкарло Физикелла принес поул и подиум, – совершенно заслуженно…
Болид VJM02 – первый, созданный самой командой, а не унаследованный от неудачников-предшественников – по прикидкам инженеров «Форс-Индии» за прошедшее с Гран-при Австралии время стал быстрее на 1,7 секунды. Наверное, если бы подобные данные огласили все участники чемпионата, маленькая индийская конюшня обнаружилась бы где-то в лидерах, неподалеку от «Макларена», самой быстро прогрессировавшей команды сезона. Удивительно, но в год, когда темп внедрения новинок взвинтился до небывалых высот, когда узлы, еще десять дней назад существовавшие только в виртуальной реальности, прилетали на Гран-при частными самолетами, маленькая «Форс-Индия» не только не отставала по темпам развития техники, но упорно продвигалась вверх по стартовой решетке.
В прошлом году индийскую команду, кстати, также называли самой прогрессирующей, но при тех начальных условиях, что задал «Спайкер» и в том устаканившемся техническом регламенте, в котором пребывала «Формула-1», подопечные Виджая Малльи только догоняли, догоняли, но никак не могли догнать пелотон. Собственно, если выделять причины прогресса в прошедшем сезоне, то вот она, первая – изменения формулы болидов. Без той технической встряски, что произошла за зиму, от «Форс-Индии» требовались невероятные усилия, десятые секунд отыгрывались с трудом, а более сильные команды все внедряли новинки, когда аутсайдер еще не успел довести до ума предыдущие. Но начав, как и все, с чистого листа, они получили шанс – если не оказаться наверху, то хотя бы в период знакомства с новыми правилами (а он, если верить инженерам «Макларена», продлится еще года полтора) урвать свой кусок.
Впрочем, Виджай Маллья, наученный горьким опытом прошлого года, не собирался полагаться на Фортуну, а сам сделал для команды все, что на его взгляд требовалось, уволив радикальные элементы в лице Майка Гаскойна и Колина Коллеса и отдав ключевые посты молодым инженерам. Договор о техническом сотрудничестве с «Маклареном» и «Мерседесом» – это вообще золотая рыбка. Сейчас многие хотели бы получить двигатель, два года подряд выигрывавший чемпионаты и зарекомендовавший себя как лучший в пелотоне – да вот только поздно уже. А «Форс-Индия» на этом выиграла. И не только потому, что мотор, коробка и гидравлика – хорошие и надежные узлы. Команда, у которой с середины прошлого года была и своя коробка мгновенного переключения передач, тем не менее предпочла клиентскую – за нее голова не болит, и можно переключить и без того ограниченные ресурсы на шасси и аэродинамику, сосредоточиться на эффективности и надежности этих компонентов. И это сработало – сходов по техническим причинам стало явно меньше.
Кроме того, вместе с техническими узлами в пакете от «Макларена» поставлялся Саймон Робертс, бывший гоночный операционный директор команды из Уокинга, занявший пост главного операционного директора «Форс-Индии». С собой из стана «серебряных» Робертс принес дисциплину и эффективную организацию работы – вроде бы никаких радикальных преобразований, но Виджай Маллья и пилоты Джанкарло Физикелла и Адриан Сутиль еще до начала сезона отмечали положительный эффект. Саймон же, подводя итоги работы, перед тем как покинуть конюшню в конце года, среди проведенных им изменений как-то особо отметил модифицированный план развития болида по ходу сезона. Он с самого начала предсказывал, что борьба на техническом фронте будет идти напряженная, что кто бы ни вырвался в лидеры, его быстро догонят, а тот, кто окажется в середине, будет прилагать огромные усилия для того, чтобы там задержаться. Похоже, то, как работало в этом году конструкторское бюро «Форс-Индии», нужно в определенной степени записать на счет Робертса…
Это только «Феррари» завершила развитие болида на Гран-при Венгрии, а «БМВ-Заубер» работал по плану дискретных модификаций большими пакетами раз в несколько Гран-при. «Форс-Индия», в прошлом году позволившая себе все новинки уместить в версию «Б», в этом работала совсем иначе. Да, были серьезные модификации, как в Бахрейне, Сильверстоуне и Валенсии, но и на остальных Гран-при постоянно что-то изменялось и усовершенствовалось. Естественно, поначалу, из-за позднего дебюта VJM02 на тестах, команда доделывала то, что не успела, но на этом процесс не остановился, и кроме собственных идей молодая команда конструкторов вовсю училась на примерах соперников: подсматривала, как могла, адаптировала и сногсшибательно быстро внедряла. Двойной диффузор? Пожалуйста, на Гран-при Бахрейна, всего через пару недель после его легализации. Удачные аэродинамические наработки? Не вопрос – немножко переднего крыла «Рено», чуть-чуть «Брауна», задние элементы как у «БМВ-Заубера», тесты «плавника» а-ля «Ред Булл»… Главное, что все шло на пользу.
Большие апгрейды на Гран-при Великобритании и Европы не принесли «Форс-Индии» очков сразу же, но прогресс, о котором вещал Маллья, уже стал неоспорим. В «Сильверстоуне», где сошло всего две машины, Джанкарло Физикелла, стартовавший 16-м, финишировал на 10-й позиции, опередив «Макларен», «Рено», «БМВ-Заубер» и отстав от Кими Райкконена, замкнувшего очковую зону, всего на 1,9 секунды. Через три недели в Германии Адриан Сутиль привез команде лучшую на тот момент стартовую позицию и впервые вывел ее в третий сегмент квалификации – позже будет еще четыре таких успешных субботы. В гонке он добрался до второй позиции, однако после пит-стопа наткнулся на свою Немезиду – Кими Райкконена. В Валенсии, где команда уже окончательно отказалась от возможности установить на VJM02 еще один узел от «Макларена» – KERS, болид, разработанный под эту систему похудел и оптимизировался на работу без нее. Он отыграл, по разным оценкам, от 0,6 до 0,7 секунды, и в результате Сутиль с Физикеллой провели лучший, опять же – на тот момент, этап, заняв 10-е и 12-е места, всего в трех секундах от недавно выигравшего Марка Уэббера.
Но все это было до феноменального Гран-при Бельгии. Тогда поул Джанкарло Физикеллы, а затем и финиш на второй позиции в секунде от победителя Кими Райкконена, для всех был неожиданностью. Сегодня, посмотрев на сильное выступление обоих пилотов в Монце (если бы не досадный отказ трансмиссии, Лиуцци в первой же гонке за команду мог финишировать в очках), уже оцениваешь успех «Форс-Индии» как закономерность. В конце концов, в год, когда форма всех команд варьировалась от трассы к трассе, какие-то из автодромов должны были подойти и индийским болидам! А они в этом сезоне всегда исключительно хорошо смотрелись на прямых, в ловушках скорости отмечаясь наивысшими показателями. К тому же, в конфигурации с низкой прижимной силой у них, похоже, оказался самый маленький коэффициент лобового сопротивления. «Мы не стремились к этому – но так вышло. Внедряя модификацию болида, старались, как и все, добавить ему прижимной силы, но версия, которая дебютировала в Валенсии, обладала очень низким лобовым сопротивлением. А именно это подходит для Спа и Монцы», – раскрывает секреты Саймон Робертс. Естественно, в Сингапуре и Абу-Даби недостаток прижимной силы сказался, снова отбросив команду в хвост пелотона.
Регулярным посетителем очковой зоны, как то планировал в начале года Виджай Маллья, его команда пока еще не стала, однако подиум Физикеллы все перекрыл, поэтому цель на сезон считается выполненной и перевыполненной – за места в тройке индус собирался бороться годика эдак через два. Но стабильным середняком (в нижней части этой самой середины стартового поля) команду уже можно считать: в десяти квалификациях – а это более половины этапов, – хотя бы один пилот команды выходил из первого сегмента, половина и вовсе заканчивалась прорывом в третий.
Что ждет «Форс-Индию» дальше? Четверка конюшен-дебютантов, естественно, польстит ее форме и закрепит репутацию середняка. С финансами у команды, похоже, все в порядке, бизнес Малльи, несмотря на экономический кризис, процветает – да, пиво пьют во все времена! Кроме того, он зарекомендовал себя как человек, который требует отдачи от своих инвестиций, полагается на молодость, креативность и энтузиазм, но в то же время строго спрашивает. Всем в будущем сезоне придется сокращать штаты, урезать бюджеты, и «Форс-Индия» в этом смысле в выгодном и привычном положении. Организационная перестройка, эффективность которой уже начинает приносить плоды, пойдет только в плюс. В общем, осталось подписать пилотов и построить болид, который, как считают в команде, должен быть лучше уже хотя бы потому, что работа над ним началась по плану, а не проводилась в цейтноте из-за подписания нового контракта с новым мотористом…
Помоему он чем то похож на Рона Денниса и для него Ф-1 новая игрушка которую он пока крутит в руках и изучает.
По крайней мере трудно не согласиться с Наталие по поводу того что решения по кадрам и по закдючению контракта с Мерсом ,были абсолютно верны. Значит нюх есть , а это говорит о том что будет успех.
Наталия ничегоне скзала по пилотом.
По мне так стало ясно что Физико зря слился к Импотентам ,лучше бы ярко поездил на Форс Индии.
Сутиль для меня какой то непонятный гонщик.
Абсолютно верным было решение расстаться со «свадебным генералом» Гаскойном и мутным товарищем Коллесом.
А вот возвращение Саймона Робертса назад, в Макларен, думаю, ослабит команду. Хотя вряд ли в «Форс-Индии» всё держалось только на нём.
Физико не жалко. Великолепное, зрелое выступление в Спа и, тут же полное впадение в детство. Щипач славы, охотник за журавлями - писал уже на эту тему и, наверное, ещё буду..
Форма Тони, так и осталась непонятной.
Сутиль двоякий, согласен с НА. С одной стороны храбрость на грани безумия, с другой - постоянный вляп в банальные истории, заканчивающиеся разбитыми болидами и упущенными возможностями, прямо Ральф какой-то..
Наталия хорошая статья, спасибо!
И ещё мне понравились камменты коллег Андрея/НА и особенно Алексея/Hiko по пилотам,
это ж надо так момент уловить