Себастьян Феттель: «Быстрый болид не свалился на «Ред Булл» с неба»
Лидер личного зачета «Формулы-1» рассуждает о шансах на четвертый чемпионский титул, об Алонсо и «ржавом ведре» «Феррари», а также уверяет, что не оказал влияния на решение Уэббера покинуть гонки.
Себастьян Феттель доволен сезоном, но не торопится называть себя четырехкратным чемпионом мира. Фото: REUTERS/Bernadett Szabo
- Себастьян, вы стремительно приближаетесь к завоеванию очередного чемпионского титула. Кто сможет вас остановить?
– Надеюсь, что никто! Однако если вы спросите других гонщиков, то они, вероятно, скажут вам, что будут стараться меня победить. Честно говоря, не слишком часто думаю о возможном завоевании титула. Конечно, здорово знать, что ты находишься в сильной позиции, однако позади лишь половина сезона, так что за время от сегодняшнего дня до последнего круга на Гран-при Бразилии может многое произойти. Посмотрите на прошлый сезон, или на сезон-2010 – чемпионат 2011 года стал в этом смысле исключением из правил, – и вы увидите, что борьба за титул шла до самого конца. Так что никогда не стоит успокаиваться, потому что все может очень быстро поменяться.
- Кого вы считаете своими основными конкурентами?
– Конечно же своих ближайших преследователей. Фернандо Алонсо и Кими Райкконен очень быстры и стабильны. При этом никогда не стоит недооценивать «Мерседес» – по сравнению с первыми гонками сезона им удалось сделать существенный шаг вперед. У нас вновь поменялись шины, так что расстановка сил в очередной раз можно измениться.
- Фернандо Алонсо считает, что любой пилот, выступающий за «Ред Булл», обязан быть лучшим. Вы согласны?
– Нет, не согласен. Я знаю, какие командные усилия стоят за нашими успехами, поэтому его высказывание не слишком уместно. Без сомнения, у нас очень быстрый болид, но ведь он не свалился на нас с неба просто так. Тем, кто так говорит, лучше посмотреть на свою ситуацию и подумать, за счет чего они могут добиться прогресса. Ни одна победа и ни один финиш на подиуме не достались нам бесплатно – уж я-то это точно знаю, поскольку сам находился в кокпите болида (улыбается).
- Вы были единственным из «больших ребят», которые участвовали в тестах в Сильверстоуне. Удивило ли вас то, что в критический, по сути, момент сезона и развития работы с шинами остальные претенденты на титул отсутствовали на тестах?
– Может быть, они болели, кто знает? Тесты были хорошими, мы получили представление о работе с шинами. Ведь есть выражение, что практика – это путь к совершенству? Мы все, без сомнения, являемся профессионалами – нам ведь за это платят, – но ведь это не значит, что мы не можем стать лучше. Всегда можно чему-нибудь научиться. К тому же мне нравится то, чем я занимаюсь, так что я не имел ничего против того, чтобы участвовать в тестах вместе с молодежью.
- Считаете ли вы, что пользуетесь достаточным уважением у конкурентов? Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон всегда хорошо отзываются друг о друге, в то время как о вас Алонсо почти ничего не говорит…
– Не знаю, но это меня не слишком сильно волнует. Из личных ощущений могу сказать, что – как кажется – соперники всегда относились ко мне с уважением. С самого начала моей карьеры, с того момента, как я начал выступать за «Торо Россо». Ведь тебе всегда нужно сражаться за свое место среди лучших пилотов – только так твои слова в будущем будут что-то значить. После того сезона все пилоты относились ко мне с уважением. Конечно, когда я только начинал свою карьеру, Фернандо уже был на вершине – как и Кими с Льюисом. Однако с тех пор, как мне приходилось сражаться за место под солнцем, многое изменилось.
- Вы все еще остаетесь очень открытым человеком. Некоторые из ваших конкурентов в последние годы вели гораздо более замкнутый образ жизни. Достигнутый успех позволил вам расслабиться?
– Ну, я ценю поддержку, которую мне оказывают болельщики, и поэтому хочу чем-то им отплатить. Без сомнения, когда накал борьбы выходит на свой пик, сложно найти оптимальный компромисс. В конце концов, мы все находимся здесь для того, чтобы выступать в гонках, а не раздавать интервью. Работа находится на первом месте, и она требует того, чтобы у вас оставалось достаточно времени на отдых, на то, чтобы перезарядить батарейки, на личную жизнь. Конечно, есть определенные требования – каждому хочется откусить от вас кусочек. Поэтому нужно учиться находить компромисс, а также учиться говорить слово «нет». Однако я стремлюсь к тому, чтобы быть доступным.
- В 2009 году Фернандо Алонсо, предположительно, получил предложение перейти в «Ред Булл», но отказался от него. Как вы думаете, сейчас он сожалеет об этом?
– Ну, об этом нужно его спрашивать. Я не тот человек, которому стоит задавать этот вопрос. Но давайте посмотрим на реальность: в последние пару сезонов болид «Феррари» не был похож на ржавое ведро, в 2010 и 2012 годах они серьезно атаковали и сражались за титул. От успеха их отделяли всего несколько очков.
- Когда вы были подростком, мечтали ли вы однажды выступать за «Феррари»?
– Конечно, ведь моим кумиром был Михаэль Шумахер, и носил он красное! В подростковом возрасте вы всегда воображаете себе, как займете место своего кумира. Сейчас же я вижу все несколько иначе: я доволен тем, что ношу комбинезон синего цвета, и меня все устраивает в нынешней команде.
- В следующем сезоне у вас будет новый напарник – мы до сих пор не знаем его имени, может быть, его знаете вы, – но кого бы предпочли вы: чемпиона или молодого гонщика?
– Сказать по правде, я тоже не знаю его имени. Чемпион или молодой гонщик? Мне, честно говоря, все равно, потому что если у вас есть амбиции выигрывать гонки и титулы, то вы должны побеждать и бывших чемпионов и молодых амбициозных пилотов. Единственное, что важно – это то, как гонщик вольется в команду и будет ли счастлив работать ради того, чтобы она двигалась в правильном направлении.
- В «Ред Булл» неоднократно заявляли, что у команды никогда не было «первого номера» среди пилотов…
– …и он нам не нужен. Я вижу эту ситуацию следующим образом: ты никогда не должен бояться принимать новый вызов, иначе ты просто находишься не там, где должен. Да, это правда, напарникам по команде совсем не обязательно быть друзьями, но гонщик должен подходить команде и быть готовым выкладываться на все 100 процентов ради интересов команды, и конечно же ради себя. В противном случае он просто не будет являться настоящим гонщиком. Предельно ясно одно: сразу после интересов команды в твоих приоритетах должны стоять собственные интересы.
- Учитывая вашу молодость, есть ли у вас цель стал самым успешным гонщиком в истории «Формулы-1»?
– Нет, подобные мысли никогда не приходили мне в голову. Я люблю то, чем занимаюсь, и конечно же я хочу, чтобы моя карьера была успешной, но я не просыпаюсь каждое утро думая: «Да, сезон-2011 получился фантастическим, а сезон-2012 просто поразительным» – и так далее.
- Вы молитесь перед тем, как отправиться на стартовую решетку Гран-при?
– Иногда да, иногда нет.
- Вы уже побили бесчисленное количество рекордов, но среди болельщиков по-прежнему нет «Феттель-мании», как было во времена выступления Шумахера. У вас есть этому объяснения?
– Без понятия. Я думаю, что у нас довольно много болельщиков – и это здорово – и их количество продолжает расти. В сравнении с «Маклареном», «Феррари» и «Уильямсом» наша команда все еще является «подростком» в «Формуле-1». Но при этом нам удается творить историю. Возможно, мои болельщики ведут себя более рационально. Но и времена изменились. Дети стали другими – и болельщики «Ред Булл» спокойнее воспринимают наши успехи.
- Чувствуете ли вы какую-то ответственность за решение Марка Уэббера завершить карьеру в «Формуле-1»?
– Что вы имеете в виду под словом ответственность?
- Что частично вы стали причиной его решения…
– Конечно нет. Думать так – это ребячество. Марк сам хозяин своей судьбы и у него была возможность остаться с командой или перейти куда-то еще. Хотя я не знаю, в какой команде он мог бы продолжить карьеру. Люди представляют себе совершенно неправильную картину, думая о годах, которые Марк провел в «Ред Булл». Я прекрасно это знаю, и поэтому не думаю, что оказал какое-то влияние на его решение.
- Вполне возможно, что в сезоне-2014 за «Заубер» будет выступать российский гонщик Сергей Сироткин, и к началу чемпионата ему будет всего 18 лет. Считаете ли вы, что он слишком молод для этого? Сложно найти человека, который бы лучше ответил на этот вопрос – ведь вы сами дебютировали в «Формуле-1» в 19 лет.
– Да, я был очень молод – и у меня ушло какое-то время на акклиматизацию в «Формуле-1», на то, чтобы убедиться в том, что это я пилотирую болид, а не наоборот. На самом деле только сам пилот может сказать, готов он или нет. Однако, как гонщик, вы всегда верите в то, что готовы к следующему шагу – в любом возрасте, – и Сироткин чувствует то же самое. Давайте просто дадим ему время и посмотрим, чего он сможет добиться.
- Согласно последней информации, «Формула-1» вернется в Австрию, на «Ред Булл Ринг»…
– Надеюсь, что так и будет. Я с нетерпением этого жду. Это будет фантастический гоночный уик-энд. Штаб-квартира «Ред Булл» находится в Австрии, поэтому наряду с Сильверстоуном это будет для нас второй домашний Гран-при.
- В следующем году «Формула-1» станет совсем другой. Что это значит для вас?
– Что нам всем придется привыкать к новым болидам. Однако умения, которые нужны вам для того, чтобы быть успешным в «Формуле-1», все равно не изменятся – они всегда будут оставаться неизменными, вне зависимости от болидов, десятилетий и пилотов.
Источник: официальный сайт «Формулы-1»
Умение есть ))) Нож в спину напарнику воткнуть. А потом удивляться, чем это он недоволен. Надеюсь все вернется.
Правильно Уэббер принял решение, с таким г...м в одной команде делать нечего