Уроки «Нюрбургринга». Почему на пит-стопах необходимы изменения
«Формуле-1» нужно разобраться с пит-стопами, команде «Лотус» – стать решительнее, а «Феррари» – уволить Массу. Так считает эксперт BBC Гэри Андерсон.
Инцидент на пит-лейн в воскресенье чуть не привел к печальным последствиям. Фото: REUTERS/Pool
Пит-стопы стали проводить невероятно быстро – топ-команды успевают поменять все четыре колеса за 2,5 секунды – и ситуация зашла слишком далеко. Да, это здорово смотрится со стороны, но на самом деле вы не успеваете заметить, что происходит.
Я бы посоветовал сократить количество механиков, которым было бы разрешено работать на пит-стопе: по два на каждое колесо, по одному на задний и передний домкраты, еще один человек держит «леденец». В итоге мы получаем десять человек, которые занимаются машиной, плюс еще один механик. В данный же момент на пит-стопе машину обслуживают почти двадцать человек.
Во время остановки Уэббера человек, контролирующий «леденец», просто не мог видеть, что происходит с задним правым колесом. Он думал, что оно уже закреплено, все выглядело именно так. Если на пит-стопе будет задействовано меньше людей, то и конфузных ситуаций станет меньше.
При таком количестве людей обслуживать болиды будут примерно за четыре секунды – это все равно очень быстро, но у механиков будет оставаться время на то, чтобы успеть отреагировать на возникшую проблему. За 2,5 секунды сложно принять решение, основываясь на том, что ты видишь, и в результате решения принимаются на основе того, что механики думают, что видят.
В воскресенье «Формуле-1» очень повезло, потому что травмы, полученные телеоператором, могли быть намного серьезнее. Если ничего не изменить, рано или поздно кто-нибудь серьезно пострадает.
Возможно, пришло время пилотам вмешаться в ситуацию. Они очень много говорили о безопасности перед Гран-при Германии в связи с шинами «Пирелли», даже угрожали бойкотировать гонку. Так что они вполне могут сказать о том, что риск получить по голове колесом стоит повышенного внимания. Возможно, что ситуацию в свои руки стоит взять ФОТА.
За исключением инцидента на пит-стопе, в Германии команда «Ред Булл» доказала, что чем бы судьба в нее не бросала, ей всегда есть, что на это ответить. Феттель провел очень хорошую гонку. Он был очень агрессивен на старте и отлично воспользовался тем, что болид «Ред Булл» обладает прекрасным балансом между скоростью в квалификации и в гонке.
Ровно наоборот все было в «Мерседесе», в котором, после очередной слабой гонки, должны смириться с тем фактом, что команде нужно пожертвовать частью своей квалификационной скорости в угоду улучшения работы с шинами по ходу гонки.
У «Ред Булл» очень хороший болид, а Феттель уже успел набрать 157 очков, что, между прочим, на 47 очков больше, чем в этот же момент в прошлом сезоне. Не лучшее предзнаменование для соперников немца.
«Лотус» снова в форме
У «Лотуса» была целая серия из слабых гонок, но в Германии им удалось добиться улучшения скорости в квалификации, и именно это обеспечило ключевую разницу. В гонке их болид всегда был хорош, и возможность стартовать с более высокого места дала шанс побороться за победу в Гран-при. Однако я думаю, что в некоторой степени нерешительные действия в конце гонки стоили «Лотусу» победы.
Когда Ромен Грожан совершил свой последний пит-стоп на 40-м круге, тем самым вынудив Феттеля также заехать в боксы кругом спустя, я решил, что в тот момент команда намеревалась оставить Кими Райкконена на трассе и позволить ему доехать до финиша гонки. Это был отличный план, потому что тем самым «Лотус», что называется, занял бы обе базы. У них был Грожан, который сражался с Феттелем, имея в своем распоряжении свежие шины, а впереди на более изношенных покрышках ехал Райкконен, который потенциально мог доехать до финиша без остановки в боксах.
Но затем, восемь кругов спустя, они позвали Райкконена на пит-стоп. Думаю, что за эти восемь кругов они убедили сами себя в том, что Кими не дотянет до финиша. Но дело в том, что времена на круге у Райкконена были стабильными – в районе 1 минуты 35 секунд, и ничто не указывало на то, что ему требуется пит-стоп.
Да, на свежих мягких шинах Кими поехал немного быстрее, но за 11 кругов до финиша его преимущество над Феттелем составляло 15 секунд. При этом «Ред Булл» был всего на 0,5 секунды быстрее на круге. Думаю, что Кими вполне мог «выжить» и победить.
Скорее всего, в «Лотусе» опасались повторения прошлогоднего Гран-при Китая, когда Райкконен откатился со второго на одиннадцатое место из-за изношенных шин. Но если вы собираетесь выигрывать гонки и завоевывать титулы, то должны принимать подобные решения. Если же вы меняете тактику, то должны делать это по важным причинам.
«Феррари»
Все вышесказанное можно отнести и к «Феррари». Решение квалифицироваться на шинах «медиум» было нормальным, потому что оно было принято ради возможности начать гонку на покрышках более жесткого типа. В результате пилоты Скудерии заняли седьмое и восьмое места, а не на пару мест выше, но зато получили хороший стратегический вариант.
Однако проблема в том, что, приняв такое решение, в дальнейшем они его не придерживались. Они зазвали Фернандо Алонсо на пит-стоп уже на 12-м круге. «Макларен» Дженсона Баттона, который был на аналогичной стратегии, продержался на трассе на девять кругов больше.
Если вы уверены в том, что стратегия сработает, то вся ваша философия должна быть основана на необходимости продержаться на трассе эти самые двадцать кругов.
После гонки технический директор «Феррари» Пэт Фрай сказал, что команда поступила так потому, что темп Алонсо начал сильно падать. Но на самом деле это не так. Алонсо проходил круги стабильно за 1 минуту и 38 секунд, а его последний круг перед остановкой в боксы был всего на 0,058 медленнее предыдущего.
Да, по сравнению с Феттелем Алонсо действительно терял время, но после возвращения на трассу испанец смог ехать всего на 0,7 секунды быстрее, чем до остановки. Учитывая разницу в скорости, Алонсо потребовалось бы 20 кругов на то, чтобы компенсировать время, потерянное в боксах. Фактически, это просто потеря одного пит-стопа. При этом, в итоге, Алонсо так и не удалось отыграть эти секунды, потому что через семь кругов он вновь начал проходить круги за 1.38.
Для напарника Алонсо по команде Фелипе Массы гоночный уик-энд в очередной раз превратился в фильм ужасов. После аварий на свободных заездах в Монако, Канаде и Сильверстоуне, он просто промахнулся мимо точки торможения при входе в первый поворот на четвертом круге. Пилот такого калибра не имеет права допускать подобные ошибки, и допустил он ее в самый неподходящий момент.
Лето – это время, когда команды обычно принимают решение о составе пилотов на следующий сезон. Если бы я руководил «Феррари», то пригласил бы кого-нибудь другого стать напарником Алонсо. Команде нужны два пилота, которые стабильно зарабатывают очки в Кубке конструкторов, ведь именно по его итогам начисляются призовые. Скудерии нужен более стабильный пилот, даже если он будет медленнее Массы, когда тот находится на пике формы. Лично я бы склонился к кандидатуре Жюля Бьянки, который является участником молодежной Академии «Феррари».
Алонсо будет выступать за итальянцев как минимум до конца нынешнего контракта, который истекает в конце 2016 года. При этом, судя по всему, «Феррари» готовится заменить Алонсо Себастьяном Феттелем. Так что с лидером команды в Скудерии разобрались. Теперь им нужно хороший второй номер.
Возможно, кто-то, вроде Нико Хюлькенберга, в данный момент быстрее Бьянки, но он, скорее рано, чем поздно, захочет выигрывать гонки. У Бьянки же есть талант, и он согласится на роль пилота поддержки, что как раз и нужно «Феррари».
Новые шины многое изменили
После целой серии драматических событий в Сильверстоуне именно шины оказались главной темой для обсуждения в преддверии Гран-при Германии. На «Нюрбургринг» «Пирелли» привезла новые шины, в которых стальная конструкция была заменена на кевларовую. Также в «Пирелли» изменили процедуру работы с шинами. Эти изменения включили в себя четкие ограничения по давлению в шинах, а также настройки схода-развала. Помимо этого, командам отныне запрещено менять покрышки местами.
Команды не уделяли достаточного внимания этому вопросу, им была предоставлена свобода действий. Теперь этой свободы нет. Причина, по которой в «Пирелли» ограничили команды в вариантах настроек, не заключается в том, что итальянцы лучше знают приемлемые параметры для обеспечения шинам работы в оптимальном температурном диапазоне. Все дело в том, что у «Пирелли» есть несколько четких параметров, с которыми нужно работать, если что-то идет не так.
Раньше нельзя было быть уверенными в причинах возникновения проблем – на одной машине причиной могли стать слишком жесткие настройки схода-развала, на другой слишком низкое давление в шинах. «Пирелли» получала противоречивые данные.
Полагаю, что «Пирелли» продолжит использовать подобный подход к работе и после того, как в Венгрии команды получат новые шины, сделанные по образцу 2012 года.
Гран-при Германии оказался особенным этапом, потому что перед ним была изменена конструкция только задних покрышек. Меньшее по размеру пятно контакта шины с трассой означает, что работа с задними покрышками приобретает еще более важное значение.
В качестве примера можно привести Пола ди Ресту: он пытался проехать длинный отрезок, продержавшись на трассе от момента, когда трек покинула машина безопасности, до самого финиша гонки. Ранее он уже неоднократно пользовался подобной стратегией, но на этот раз она не сработала. Задние шины слишком сильно износились, и ему пришлось совершить еще один пит-стоп.
Я думаю, что в Венгрии проблема решится сама собой, когда команды получат новые передние и задние шины. Однако, вполне вероятно, что это не лучшим образом скажется на продолжительности жизни покрышек.
Источник: BBC