Неуязвимые. Почему трассы должны наказывать пилотов за ошибки
Льюис Хэмилтон недоволен, что современные гонщики часто выезжают за пределы трассы, и совершенно прав. Блог «Версификаторные россказни» попытался отыскать решение возникшей проблемы.
Хватит это терпеть. Фото: Red Bull Racing
В недавнем интервью Daily Mail Льюис Хэмилтон задел очень важный аспект современных гонок: многие пилоты перестали чувствовать опасность, исходящую от высоких скоростей, и допускаемые ими ошибки не приводят к непоправимым последствиям – авариям и поломкам машин. Гонщики в каком-то смысле оказались «неуязвимыми» – из-за стремления ФИА к безопасности определенные автодромы перестали вызывать дрожь в коленках, поскольку спортсмены знают, что за огрехи в пилотаже их простят заасфальтированные зоны.
«Если сейчас посмотреть на то, как пилотирует Себастьян Феттель, то он всегда заезжает на астротерф, на поребрики, и заезжает чуть дальше, чем нужно, заезжает за белые линии», – отмечает Льюис. – «На самом деле это запрещено, но на это закрывают глаза. Если бы Себастьян в дни Сенны залез «одной ногой» на поребрик чуть дальше, чем следует, то там бы уже была трава, и его бы развернуло».
Хэмилтон затронул действительно интересную тему, однако, на мой взгляд, пошел не в том направлении – ругать коллег бессмысленно, ведь гонщики всегда стремятся выжать максимум из возможного, и в данном случае Феттель лишь пользуется тем, что ему предоставляет трасса. Более того, умение использовать всю ширину трека и даже хватить чуток лишнего (если это не помешает скорости) – тоже талант. Мика Хаккинен, например, вызывал неподдельное восхищение у других пилотов тем, что расширял свою траекторию до самой белой линии, забирался на поребрики или выезжал за их пределы – если это было возможно – и не терял ни времени, ни контроль над болидом.
Выписывать пилотам штрафы за такие «проступки», уверен, будет совершенно неправильно – ФИА должна как можно реже встревать в гонки, а расплата за ошибки должна быть естественной. Наказывать должна трасса, а не люди синих рубашках.
Но каким образом?
Способы решения проблемы
Этот же вопрос в колонке на Autosport рассмотрел Эдд Стро. Чтобы не повторяться, я кое-что процитирую из его статьи, и по возможности разбавлю своими мыслями.
«В подобном пилотаже (как у Феттеля – прим. пер.) нет ничего неправильного», – пишет Стро, – «и Сенна сегодня поступал бы так же. В действительности корни проблемы находятся в трассах, а не пилотах.
Это понятно и очевидно. Но вопрос в том, как сделать трассу такой, чтобы она наказывала за огрехи и в то же время минимизировала последствия аварий и ошибок на высоких скоростях. Это не так просто, и лучше все тщательно обдумать, а не с ностальгией требовать возвращения на небезопасные автодромы прошлых лет».
В настоящий момент ФИА предпочитает расстилать за поребриками синтетическую траву астротерф. Как только на ней появляется слой резины, сцепление резко возрастает, и гонщики в случае выезда за пределы трассы не теряют контроль над машиной. Однако во влажную погоду астротерф очень скользкий, и создает серьезную опасность для спортсменов. Кроме того, он быстро изнашивается. Не самое лучшее решение, считает Стро.
Альтернативой астротерфа является «травобетон» – когда в залитой цементом зоне безопасности как через решето «проклевывается» трава. Однако это решение не снижает сцепление и скорость болидов, выезжающих за пределы трассы.
Одним из самых простых и эффективных вариантов решения проблемы, по мнению Эдда и Клайва Боуэна (управляющего директора компании Apex Circuit Design, которая занимается проектированием автодромов), является посадка четырехметровой травяной зоны, за которой уже идет асфальт.
«Травы достаточно для того, чтобы появился «олдскульный» эффект и гонщик чувствовал необходимость оставаться в пределах трассы», – говорит Боуэн. – «Цель этой полосы – компромисс. Гонщики знают ее свойства – низкое сцепление и часто – кочки. Но чтобы не потерять контроль над машиной полностью, из травы нужно выехать».
Есть и более экзотичные предложения. Например, сделать зону безопасности в виде волны – однако такое решение требует тестов, да к тому же оно не гарантирует отсутствие серьезных аварий.
Самые интересные и продвинутые способны наказать гонщика за ошибки и снизить вероятность аварии, на мой взгляд, применяются сегодня на «Поль-Рикаре». Зона безопасности делится на несколько частей: в первой, «синей» зоне, уложен асфальт с вольфрамовыми «вставками», которые повышают сцепление; во второй, «красной» зоне, асфальт еще более абразивный, и в случае вылета болида резина начинает раздираться в клочья, за счет чего и происходит торможение. И только после «красной зоны» появляются современные барьеры «Текпро».
Говорят, что подобные зоны безопасности очень дорогие, да к тому же не на каждой трассе имеется возможность их создания (не везде хватит места). Однако вовсе не обязательно использовать их в каждом вираже – выберите повороты, в которых гонщики особенно часто любят пересекать белую линию, и положите там абразивный асфальт. Учитывая то, какие сегодня нежные шины, не сомневаюсь, что парни быстро изменят свой стиль преодоления «щекотливых» участков трека.
Впрочем, я считаю, что единственно верного решения проблемы не существует, и потому не нужно бросаться из крайности в крайность. 20 лет назад за всеми поворотами находились гравийные ловушки, а сегодня асфальт, но и то, и другое – неправильно. Да и, в конце концов, есть трассы, где применяются различные способы удержать пилотов «в узде», и эти способы действуют. Посмотрите на «Альберт-парк»: трава, гравий, асфальтированные зоны и близко расположенные стены – хватает всего. За ошибки в Мельбурне гонщики действительно расплачиваются разбитыми болидами или остановками ловушках.
Так что вопрос об удержании пилотов в пределах белых линий, думаю, вполне решаем. Просто ФИА и владельцам автодромов необходимо добавить чуть больше фантазии при проектировании зон безопасности. И тогда сами гонщики скажут спасибо. Иначе не далек тот день, когда в «Формуле-1» появятся совсем бесстрашные воины, которым будет невдомек, насколько опасным может быть автоспорт.
По материалам Autosport и F1 Fanatic
Льюис Хэмилтон: «Я пилотирую почти в том же стиле, что и Айртон Сенна»
Выездной рейтинг. Почему Райкконен – лучший гонщик в первой части сезона-2013
50 кругов вокруг Будды. Почему Гран-при Таиланда может оказаться самым красивым в «Формуле-1»
Да и срезать его вынудил Кимыч, он сам его выдавил и не оставил места.