4 мин.

Воин второго эшелона

Масса

Когда речь идет об итальянской конюшне из Маранелло, а точнее о её «формульном» подразделении, то чаще всего говорят про Алонсо, забывая, что второй пилот Скудерии сделал для команды много больше. Масса – человек неоднозначный, но гоночного мастерства у него точно не меньше, ведь случайно за Феррари 8 лет не выступают.

Фелипе – пилот высшего уровня. Только для того, что бы быть чемпионом ему не хватает одного – удачи. Будь Масса чуть более удачлив, ни у кого бы сомнений его уровень не вызывал. Уже в своей первой команде он сумел добиться успехов. Пускай не сразу, но в третьем сезоне за Sauber ему удалось обойти в личном зачете своего напарника по команде Жака Вильнёва, чемпиона мира, между тем. После чего Фелипе отправился в боевую обойму Феррари, что само за себя говорит.

Больно видеть, когда некоторые «специалисты» говорят, что Масса помощник Алонсо. Фелипе – настоящий боец, который всю свою карьеру имел в партнерах по команде пилотов топ-уровня, пилотов, значимость которых никогда не ставилась под сомнение. И как только он обошел одного из таких, приблизился к титулу, но не выиграл его, сразу все пошло наперекосяк.

Вспоминая приключения Массы в Формуле 1, нельзя не вспомнить его первый сезон в Скудерии, в котором он занял третье место в личном зачете. Да, его пилотирование иногда оставляло вопросы - после глупых разворотов или побитых машин в квалификации, но победы в Турции и Бразилии, а также подиумы в Германии (дважды: Нюрнбургринг и Хоккенхаймринг), США и Франции не могли остаться незамеченными. Тем более уступить в чемпионате Алонсо и Шумахеру – отличный результат для первого сезона в топ-команде.

В карьере Массы случилось два переломных момента: первый – на Интерлагосе в 2008, второй – на Хунгароринге в 2009. На бразильской трассе Масса показал всему миру, что именно он был лучшем в том сезоне, но у Тимо Глока были на этот счет другие мысли. Пересматривая тот Гран При невольно понимаешь, как много в нашей жизни решает случай. История, конечно, сослагательного наклонения не терпит, но в данном случае его избегать просто нельзя. Приди тогда Хэмилтон шестым, мы бы говорили о том, что Масса из года в год будет бороться за чемпионство, а Льюис никак не может проявить себя в королевских автогонках. Сейчас же Масса исполняет роль воина второго эшелона, когда Льюис, всегда числится в фаворитах.

Да, если рассматривать эту ситуацию в целом, то Льюис, пожалуй, более талантливый гонщик, но от этого его звание чемпиона справедливее не становится. Ведь с тех пор Хэм ничего выдающегося на протяжении всего сезона показывать не мог. То личные проблемы, то машина подводит, а бывало что всё и сразу. Да и манера пилотирования у Льюиса не самая оптимальная для стабильного набора очков, скорее, для зрелища.

Что касается инцидента на трассе под Будепештом, то тут характер немного иной, но последствия схожи – тяжелая депрессия, которая присуща гонщикам после аварии. «На Гран При Венгрии во время второго сегмента квалификации в голову Фелипе попала пружина амортизатора, отвалившаяся от болида Рубенса Баррикелло. Фелипе потерял сознание и врезался в барьер из покрышек. Спустя несколько минут его достали из машины и перенесли в карету скорой помощи. Хотя Масса и махал рукой во время транспортировки, на этом сезон для него закончился. Пилот получил открытую трещину в черепе, рассечение брови и сотрясение мозга. После 9 дней проведённых в Венгерском военном госпитале, отправлен в Сан-Паулу для прохождения дальнейшей реабилитации».

С тех пор Массе удавалось подниматься на подиумы и показывать великолепные гонки, которые ему иногда просто не давали выиграть собственные боссы (Германия 2010), но побед не было. Трудно понять, как пилот Феррари не может выиграть три сезона подряд, когда его партнер ведет борьбу за чемпионский титул. Невольно закрадываются мысли о каком-то психологическом расстройстве.

Многие специалисты замечали, что после той аварии в Венгрии Масса стал другим. Фелипе будто потерял свое чувство гонщика, и инстинкт самосохранения все чаще берет верх над его разумом. Хоть и следующий сезон он начала со старта с первого ряда в Бахрейне и финиша на второй позиции, но дальше тенденция лишь подтвердила случайность успеха в Сахире. Да и трудно выигрывать, когда твоя команда просто говорит тебе по радио связи, чтобы ты уступил первую строчку гонки своему партнеру. Но на тот момент, у Массы выбора не было: он не боролся за чемпионство, в то время как Фернандо ценил на вес золота каждое очко в борьбе за титул с Себастьяном Феттелем.

Сегодня положение Фелипе такое же, как и три года назад: он должен помогать не только команде, но и собственному партнеру – читай - главному сопернику. Но последнее время Массе удалось стабилизировать свои результаты, а последние четыре квалификации закончились и вовсе в пользу бразильца. Интересно, если Фелипе будет лидировать в чемпионате (по отношению к Алонсо), скажем, после Испании, сумеет ли команда всерьез сплотиться вокруг бразильского гонщика, на которого молились не так уж давно? Если у Массы и будет шанс наклонить чашу весов в свою сторону, то этот момент упускать никак нельзя, так почему же не сделать это в сезоне нынешнем?

Да, Алонсо есть и будет главным фаворитом команды, ему помогать будут больше, откровенно говоря, абсолютно логично. Но как же хочется порой, что бы судьба отдала должок Фелипе, и позволила ему вернуться в схватку за самое престижное звание в мире автомобильного спорта, а не просто продолжать бороться за продолжение контракта с Феррари.