5 мин.

Лоббирование интересов. Почему «Пирелли» изменили состав резины по ходу сезона

Сговорщики?

С чего все началось

Следуя указаниям FIA и промоутера «Формулы-1» Берни Экклстоуна, итальянский поставщик шин «Пирелли» внес серьезные изменения в конструкцию шин нынешнего сезона по отношению к предыдущему, для того чтобы искусственно увеличить износ. Тем самым шинники пытались увеличить количество пит-стопов в гонках, а следовательно – сделать сами Гран-при более интересными. С задачей они справились, вот только, как выяснилось позже, не всем это пришлось по душе.

Начиная с первых этапов сезона, команды разделились на два лагеря: одних все устраивало, других – нет. Причем среди неудовлетворенных были только «Мерседес», «Ред Булл» и их дочерняя команда «Торо Россо», которую по большему счету никто и не спрашивал. В квалификационных условиях «стрелы» и «быки» были очень хороши, но в гонке у обоих возникали сложности с износом. На их машинах резина слишком быстро преодолевала температурный барьер рабочего состояния, после чего на покрышках невозможно было держать необходимый темп.

Пол Хэмбри, руководитель гоночного подразделения «Пирелли», после Гран-при Малайзии дал понять, что не собирается идти на уступки нескольким командам, поскольку это неспортивно, но слова своего в итоге не сдержал: «Сейчас далеко не всем не нравятся наши шины. Многие команды не имеют с ними проблем. Поэтому мы будем переделывать шины только при единодушном решении команд. Если две-три команды не могут разобраться с износом шин, то это очевидно их проблема».

Прецедент

«Феррари» и «Лотус» на правах топ-команд пытались сопротивляться грядущим изменениям, но «Мерседесы» и «Ред Булл» нашли повод обойти недовольных. Нужен был только прецедент.

Прецедента было два: Гран-при Испании и Гран-при Великобритании.

В Барселоне гонка прошла под эгидой огромного количества пит-стопов, что естественно не нравилось всем. Такого в «Формуле» до этого никогда не случалось – 4 пит-стопа по причине износа шин. Масла в огонь подлили и независимые эксперты, которые тоже не упустили возможность попасть на первые полосы спортивных изданий с критикой в адрес итальянской компании. Да и команды, которые выиграли в гонке, не могли не согласиться с тем, что 5 гоночных отрезков это слишком много. Первый козырь отправился в рукав, но его оказалось мало, нужен еще один.

Безопасность – вещь в автоспорте, которую всегда поддерживают абсолютно все. Только стоит намекнуть на то, что какой-то поворот слишком опасный, его сразу же искусственно сделают медленнее, длиннее или что-то в таком роде, лишь бы безопасность была максимальной. Этот фактор отлично сработал на Гран-при Великобритании, когда задняя левая шина взорвалась по ходу уик-энда сразу на нескольких болидах разных команд. «Это не безопасно» - закричали все, «шины нужно менять» - закричали «Мерседес» и «Ред Булл».

Действительно, это не безопасно, но кому какое-дело до того, что шины в этих самих взрывах были абсолютно не виноваты, ведь «Пирелли» предоставили доказательства причин происшествий, где четко было написано:

1. На машинах, на которых возникли проблемы, задние колеса были расположены зеркально, т.е. левая шина устанавливалась на место правой и наоборот. У использующихся в этом году шин асимметричная структура, и они не рассчитаны на такую замену. Боковины шины созданы так, чтобы выдерживать специфические нагрузки, действующие на ее внутреннюю и внешнюю стороны. Таким образом, перестановка шин сказывается на их работе. Прежде всего, внешняя часть создана так, чтобы выдерживать высокую нагрузку, которая действует в поворотах столь сложной трассы, как Сильверстоун, с ее скоростными левыми поворотами и несколькими особенно острыми поребриками.

2. Давление в шинах было слишком низким, или, в любом случае, ниже значения, рекомендованного Pirelli. Когда шины недостаточно накачаны, это означает, что они работают в еще более тяжелых условиях.

3. Использование предельных углов развала колес

4. Слишком острые поребрики в скоростных поворотах Сильверстоуна, в частности в 4-м повороте, где произошло больше всего разрывов шин, и не случайно проблемы возникали именно с задними левыми колесами.

Вывод же поверг всех в легкий шок: «Начиная с Гран-при Венгрии, будет внедрена новая версия шин. Новые шины будут симметричными и гарантирующими максимальную безопасность, даже если у Pirelli не будет доступа к данным о шинах, хотя это необходимо для оптимального функционирования сложных шин 2013 года».

А если еще учесть тот факт, что количество взрывов не достигает даже 1% от всех использованных комплектов шин по ходу всех уик-эндов, то меры, которые приняло «Пирелли» в контексте безопасности, можно понять с очень большим трудом.

Изменения

«Пирелли» не стали изобретать велосипед, а попытались скрестить износоустойчивость прошлогодних составов со скоростью нынешних.

Шины прошлого года обладали другой конструкцией, которая включала в себя слой из кевлара, в начале года этот слой был металлическим. Сейчас шинники решили вернуться обратно в попытках понизить износ, который во многом зависел от этого слоя.

«Главной слабостью шин 2012 года была особенность их износа. Как правило, стиралась внутренняя плечевая секция, и пилот продолжал ехать на шинах, пока в левой плечевине не оставалось резины, после чего было необходимо заезжать в боксы.

В 2013 году Pirelli решила устранить эту проблему, улучшив позиционирование пятна контакта, но, судя по всему, изменив конструкцию, они перестарались» - объясняет Марк Гиллиан, бывший старший инженер «Уилльямс».

Контроль над температурой стал ключевым фактором в работе с шинами в этом году. «Феррари», «Лотус» и «Форс-Индия» сделали акцент именно на этом компоненте, настроив свою машину определенным образом. Это давало результат.

«Ред Булл» тоже обладает отличной аэродинамикой, но в аспекте механических нагрузок и нагрева шин проигрывает вышеперечисленным коллективам. «Пирелли» расширил рабочий диапазон резины, сделав их более долговечными, тем самым уменьшив важность контроля над температурой.

Итоги

1. Хэмилтон выиграл Гран-при Венгрии с поула не чувствуя никаких проблем с износом.

2. Феттель просто улетел от всех своих преследователей на новой резине «Пирелли», выиграв 5 Гран-при подряд с огромным преимуществом над соперником.

3. Резина не стала безопасней, ведь взрывы не прекратились. На машине Серхио Переса лопнула покрышка во время этапа в Корее.

4. «Заубер» начиная с Гран-при Италии каждый раз финишировали в очках, в то время как «Форс-Индия», которая выглядела быстрой в начале сезона, вдруг резко потеряла темп.

5. «Лотус» не сильно потерял на изменениях. Но в команде все перевернулось вверх дном, ведь новые шины нравятся Роману Грожану и абсолютно противоположную реакцию вызывают у Кими Райкконена (это как вариант устранения одного из претендентов на титул, еще на тот момент).

6. «Феррари» начали чувствовать проблемы с износом уже в квалификациях, о чем неоднократно заявлял Фернандо Алонсо.

Я перечислил факты, итоги подводите сами.