5 мин.

Очевидное и вероятное

В этом сезоне вчерашние аутсайдеры уже столько раз превращались в лидеров, что удивления на них на всех уже не осталось. Сначала из позорившейся на трассах «Хонды» получился лидер чемпионата «Браун», потом «Макларен», в начале года отстававший секунды на две, взял Гран-при, наконец, «Форс-Индия», вообще никогда не набиравшая очков, чуть не выиграла гонку. Так что борьба Адриана Сутиля на той же «Форс-Индии» за поул-позицию в Монце – это уже не удивительно, а даже очень ожидаемо. Дожили…

Можно было бы, конечно, подивиться тому статистическому факту, что из семи машин во главе пелотона шесть оказалось с моторами «Мерседеса», но это отнюдь не совпадение, а демонстрация превосходства немецких агрегатов в Монце, где как раз характеристики двигателей очень важны. Собственно, между представителями трех команд, с которыми сотрудничает концерн из Штутгарта, и развернулась борьба в квалификации, которую немного разбавил своим присутствием Кими Райкконен, в первом сегменте оставшийся лучшим с минимальным преимуществом в 0,026 секунды над Льюисом Хэмилтоном.

Но в решающей попытке на поул, фактически, претендовали лишь действующий чемпион мира и Адриан Сутиль, запланировавшие самые короткие первые отрезки гонки. Победил опыт – немец, хоть и выступает в «Ф-1» столько же сколько и его друг, к борьбе на самом высоком уровне пока не привык, на быстром круге допустил ошибку в «Лесмо», которая, возможно, стоила ему той же славы, которую две недели назад в Спа снискал Джанкарло Физикелла. «Форс-Индия» в Бельгии ничем не уступала «Феррари», и завтра будет крайне любопытно понаблюдать, сможет ли Сутиль держать тот же темп. «Феррари» впереди, ему, кажется, обеспечена – Кими Райкконен с помощью KERS просто обязан опередить Адриана. А вот стартующий непосредственно за задним антикрылом «Форс-Индии» Хейкки Ковалайнен может сломать ему стратегию – финн заправлен более чем на полгонки.

Как обычно перед квалификацией, мы в отделе сделали ставки на обладателя поула, и я, как-то совсем не подумав, выбрала Рубенса Баррикелло. Наверное, надеялась на оригинальную гоночную стратегию Росса Брауна – и в этом, нужно заметить, англичанин не подвел, сразу после финиша сессии заявив, что оба его пилота пойдут на один пит-стоп. Но думать до старта квалификации, что «Брауны» будут претендовать на поул было, право, глупо. Не из-за скорости – здесь у них как раз проблем не было, что отчетливо продемонстрировали оба пилота, с минимальным отрывом друг от друга завершившие Q2. Но из-за стратегии, которую уже на протяжении нескольких Гран-при быстрые команды без KERS разрабатывают, держа в уме тех, кто обладает такой роскошью. В Монце система рекуперации кинетической энергии должна дать ощутимое преимущество на старте, а потому борьба за поул для тех же «Браунов» теряет всякий смысл – гораздо разумнее пересидеть «заряженные» болиды на первом отрезке. В результате из четырех обладателей KERS, попавших в третий сегмент квалификации, Рубенс Баррикелло и Дженсон Баттон выпустили вперед три, и опасаться им стоит только Фернандо Алонсо, который в Монце снова получил в свое распоряжение «буст».

У тактики одного пит-стопа, которую, похоже, выбрали очень многие, есть все шансы сработать и вывести «Браун» не просто на подиум, но на лидирующие позиции. Не зря же они вчера весь день, не глядя на соперников и не гоняясь за временем, провели, работая над длинными отрезками. С шинами проблем возникнуть не должно: «Бриджстоун», оценив итоги двух дней работы, установил, что оба состава работают одинаково хорошо, никакого зернения и прочих неприятных эффектов на покрышках не возникает. Многие гонщики не смогли для себя принять четкое решение, какой же тип – мягкий или средний – для них предпочтительнее, так что даже сегодня в квалификации многие совершали свои попытки на основных. К тому же в болиде «Брауна» конструктивно заложено бережное обращение с резиной, на что зачастую и списывались проблемы с прогревом, преследовавшие команду все лето. В Монце сама трасса работает на генерацию температур в шинах, так что команда Росса в отличной форме, и будет интересно понаблюдать не только за продвижение Баттона и Баррикелло по пелотону, но и за их внутрикомандной борьбой (в том случае, если Рубенсу не сменят коробку передач). Сегодня они шли на равных, а лидеру чемпионата как раз есть что доказывать его постоянно пополняющейся армии доморощенных психоаналитиков.

Как обычно, на трассах, где у «Брауна» все в порядке, не слишком ладятся дела «Ред Булл» (и наоборот), и Монца не стала исключением. Прыжки по поребрикам – не самая сильная сторона творения Эдриана Ньюи, более того, существуют предположения, что команда уже несколько Гран-при подряд просит пилотов воздержаться от атак бордюров (Марк получил такое указание в Хоккенхайме и в Спа) из-за возникающих от вибраций проблем с электрикой. Кстати, Марк Уэббер потерял во второй практике время именно из-за такой поломки. Первопричины, правда, команда не разглашала. Оба пилота «Ред Булл» заправились приблизительно на 29 кругов, что также дает основание полагать, что они совершат только одну запланированную остановку в боксах. Однако рассчитывать на сокращение отставания от «Браунов» они вряд ли смогут – слишком много перед ними желающих в последней европейской гонке набрать как можно больше очков. И кстати, Хейкки Ковалайнен сегодня оказался эдакой темной лошадкой. Топлива у него столько же, сколько и у Уэббера с Феттелем, а вот стартовая позиция не в пример лучше.

И все же кое-кто сегодня сумел удивить. Неприятно – «БМВ», моторы которого на обоих болидах приказали долго жить с интервалом всего в несколько минут. Увидев пыхнувший дымком «БМВ-Заубер» Хайдфельда, я сразу подумала: «Ну ладно, хоть не Кубица», ведь у Роберта ситуация с моторами напряженнее чем у напарника. Но вскоре судьба настигла и поляка. Так что теперь в пелотоне два претендента на штраф в виде 10 позиций на старте – Феттель и Кубица. Оба они выйдут на старт Гран-при Италии с последним, восьмым, относительно новым или совсем новым мотором.

Приятно удивил Витантонио Лиуцци, который в последней попытке во втором сегменте выскочил с 13-й на пятую позицию, потеснив из десятки Ярно Трулли. И это не только лучшее выступление среди всех пилотов, кому в этом году пришлось посреди сезона менять один болид на другой (или еще хуже – диван на болид), но и наивысшее достижение «Форс-Индии» в квалификациях за всю ее историю. Полным составом в Топ-10 команда Виджая Малльи пока не попадала, о чем он незамедлительно сообщил, показав после финиша соседу по командному мостику два пальца. Самое приятное – набрав довольно приличный запас топлива в Q3, Тонио не оказался последним, а опередил более легкого Фернандо Алонсо, и это при том, что загрузка топливом серьезно влияет на поведение болида, а опыта у итальянца пока немного.