6 мин.

Ошибиться, чтобы не проиграть

Недостатка в претендентах на звание самого быстрого в «Спа-Франкоршам» сегодня не было. Перед стартом на него претендовал Ярно Трулли, время которого в квалификации было лучшим с учетом загрузки болида итальянца топливом. После финиша второй призер Джанкарло Физикелла с сожалением отметил, что он-то был быстрее счастливчика-победителя. А потом и Себастьян Феттель добавил – самым быстрым был он, что в целом подтверждает его лучший круг в гонке. Но выиграл не самый-самый, а Кими Райкконен…

Говорю сразу, при общей заслуженности очередной, уже четвертой по счету победы Райкконена в Спа, его маневр в «Источнике» мне категорически не понравился. Кими в поворот не помещался никак и, похоже, даже не собирался этого делать, а использование расширенной заасфальтированной зоны безопасности позволило ему не на шутку разогнаться и отыграть все, что должен был потерять, попытайся он зайти, как большинство его соперников – по трассе. Лука Бадоер прохватил первый поворот по аналогичной траектории. Это в «Феррари» теперь тактика такая, на основе прошлогодней идентичной экскурсии выработанная?

В прошлом году, помнится, дискуссия по поводу маневра Райкконена шла достаточно оживленная, но, естественно, то, что произошло ближе к финишу Гран-при между ним и Льюисом Хэмилтоном, затмило этот менее принципиальный маневр. К тому же финн тогда боролся исключительно со своим напарником по команде, так что без обид. Сегодня же, хотя ведущие онлайна на Би-би-си и попытались оправдать победителя, утверждая, что он не отыграл таким образом позиций, а значит, все нормально, инцидент далеко не так однозначен.

После прогулки Райкконен вернулся на трассу параллельно Нику Хайдфельду – собственно точно так же эта пара плюс Ярно Трулли и начинала вход в «Источник». У немца в тот момент была выгодная внутренняя траектория, и этим преимуществом он воспользовался не во благо пилота «Тойоты», который не только остался позади, но и не рассчитал разгонные возможности «БМВ», въехав в болид соперника и повредив себе переднее крыло. Кими, на мой взгляд, ни за что бы в этой ситуации не пройти поворот параллельно Хайдфельду, а значит, оказавшись там после разгона по зоне вылета, он получил не совсем законное преимущество. Хэмилтона в прошлом году с таким вердиктом оштрафовали, лишив победы.

Я не к тому, что против Кими нужно было применять аналогичные меры, в конце концов, после модификации «Спа-Франкоршама» пилоты ежегодно пользуются зоной вылета в «Источнике», чтобы избежать столкновения – для этого она там и заасфальтирована. Пока никого не наказали. Просто ФИА стоило бы обратить внимание на то, что прецедент грозит превратиться в умышленные маневры, и попросить организаторов принять простые, но действенные меры. Например, положить там ряд «полицейских» вроде тех, что были в Валенсии, дабы траектория, проходящая за пределами трассы, была не такой быстрой…

Джанкарло Физикелла на пресс-конференции после гонки был заметно расстроен, и его действительно можно понять. Он рассчитывал на очки, несмело надеялся на подиум, на поверку же оказалось, что соперники были вовсе не так сильны, и команда Виджая Малльи могла претендовать чуть ли не на победу. От Кими Райкконена, который обогнал его на рестарте, использовав по назначению KERS, Джанкарло за все 44 круга ни разу не отделило более двух секунд. «Форс-Индию» от «Феррари»! Представить такое еще неделю назад было просто невозможно.

Объяснить феномен индийской команды в Спа почти так же трудно. В Валенсию они привезли пакет обновлений, и прогресс, которого удалось добиться с помощью новинок, Физикелла оценил в 0,6 секунды – такого скачка пока ни одно конструкторское бюро на свой счет не записывало. Для Бельгии, как и все соперники, они подготовили подходящую конфигурацию антикрыльев, и все – машина поехала с первых минут практики. Добавьте сюда уверенность самого пилота в технике, благоприятные для него условия в квалификации – никакого трафика, безошибочные круги, идеальную стартовую позицию, с которой меньше всего шансов попасть в передрягу и любовь Джанкарло к этой трассе. Да, и не стоит забывать о том, что «Форс-Индия» дотянула со своим первым пит-стопом до 14 круга.

Во-первых, это просто феноменально, ведь остановка планировалась на 12-м, и тогда как Райкконен, Уэббер и Хайдфельд имевшие на борту от 7 до 10 килограммов больше топлива, заехали строго по графику (14-й круг), Физикелле каким-то невероятным образом удалось сэкономить. Во-вторых, в ретроспективе этот момент кажется достаточно принципиальным для удержания второй позиции: остановись итальянец параллельно с Робертом Кубицей (практически те же показатели по топливу), и он вернулся бы на дистанцию за Фернандо Алонсо, который со своей стратегией одного пит-стопа шел тяжело, теряя по секунде и более на круге по отношению к лидерам. А упустив из виду Райкконена, еще неизвестно, где в итоге могла оказаться «Форс-Индия».

Стефано Доменикали после гонки как раз задали вопрос о том, почему Райкконен не поехал в боксы на два круга позже Физикеллы. Точного ответа босс «Феррари» не дал, но отметил, что нужно разобраться с тем, как соперники расходуют топливо. Так вот, соперники – все, кроме Физикеллы – расходовали разумно: от 3,05 кг на круг у Алонсо и до 3,13 – у Райкконена и Хайдфельда при том, что прогноз делался из расчета 3,15. И только обладатель поула выдал удивительнейшую цифру в 2,69, то есть почти на 400 граммов меньше, чем у конкурентов! Понятно, что в дело вмешалась машина безопасности, но она была на трассе совсем недолго, а на дюжине кругов преимущество «Форс-Индии» превращается уже в почти пять килограммов. Это минимум десятая секунды – чем не дополнительный вклад в прыть индийского болида? С одной стороны, даже подозрительно становится. С другой – где-то жаль, что на второй пит-стоп лидеры снова отправились вместе, потому что было бы крайне любопытно посмотреть, что бы вышло из лишнего круга Физикеллы на трассе. Хотя судя по времени, которое показывали оба пилота до и после пит-стопа, статус-кво должен был сохраниться…

Интересная борьба могла бы выйти с лидерами у Себастьяна Феттеля, не соверши он ошибку в квалификации и окажись чуть выше на старте. Или же обойди Глока на спринте к «Источнику». Но вместо этого – все то же восьмое место по итогам первого круга, хотя перед ним фактически одна машина (Рубенса Баррикелло) провалилась в хвост, а вторая (Ярно Трулли) отправилась на пит-стоп с поврежденным крылом. Дальнейшее продвижение немца на подиум, в котором ему помогла стратегия с оттянутыми по сравнению с пилотами «БМВ-Заубера» пит-стопами, и лучший круг в гонке, оказавшийся на 0,4 секунды быстрее, чем у пары лидеров, создали впечатление, что Себ был очень быстр. И это справедливо, но лишь отчасти. Быстрый круг был показан на мягких покрышках во время последнего отрезка дистанции, а до этого, несмотря на то, что трафика перед ним особого не было, темп был сравним с тем, что показывали Райкконен и Физикелла, и отставание колебалось около 10-12 секунд. Вот и не скажешь, что в Спа «Ред Булл» был лучше тех же «Феррари» с «Форс-Индией».

Еще одному любопытному сценарию не дал развернуться контакт Фернандо Алонсо с Адрианом Сутилем. Двукратный чемпион мира со своей одной дозаправкой вполне мог поспорить с Феттелем за третью позицию – испанец хоть и терял по секунде на круге, как раз укладывался в то время, что соперники тратили на дополнительную дозаправку, так что борьба должна была получиться плотной. К несчастью, фиксатор колеса подвел команду во второй раз за последние три гонки, хотя в этот раз механиков винить совершенно не в чем.

Как-то высказывались «Уильямсом» предложения о запрете колесных колпаков на будущий год – не из соображений безопасности, но для облегчения преследования болида соперника. «Рено», пожалуй, стоит добавить аргументы в поддержку данной инициативы.