Испытание боем
Гонки «Формулы-1» потихоньку превращаются в испытательный полигон. Команды еще что-то говорят о невыполненных целях и желании их достичь в оставшихся семи Гран-при сезона, но затем все равно признаются в том, как важно определиться наработками, которые перейдут из 2009 в следующий чемпионат. И даже «БМВ-Заубер» об этом думает параллельно с попытками передать команду в чьи-то заботливые и платежеспособные руки. Пилотов, которые подчеркивают, что для них этапы будут скорее тестами, чем гонками, тоже становится все больше. Последнее пополнение в этих рядах – Лука Бадоер и Ромен Грожан.
Оба – тестеры, которым в этом году просто нечего было делать, поскольку их команды, естественно, предпочитали отдавать ограниченные дни и километры боевым пилотам. Оба в последний раз сидели за рулем нормального (то есть не гибрида, в котором понамешано аэродинамики 2008 и 2009 годов, не демо-версии на сверхтвердых покрышках и едущего не только прямо, как разрешено во время аэродинамических тестов) болида в июле прошлого года. Обоим придется во всем разбираться и ко всему привыкать в пятницу по время тренировок в Валенсии, что впрочем, мало им поможет в тот момент, когда над стартовой решеткой погаснут красные огни светофора. Спросите Себа Феттеля, который много тестировался, но в своей первой гонке Индианаполисе все равно не повернул в первый поворот.
Можно долго ругать непродуманность нового правила, запрещающего тесты по ходу сезона, но, хотя это и не проходит в случае с Лукой, нельзя не заметить, что «Рено» и «Торо Россо» сами навлекли на свои головы проблемы с молодежью. Нет, не потому что избавились от Нельсона Пике-младшего и Себастьяна Бурдэ посреди сезона, а потому что эту парочку здравый смысл подсказывал заменить еще по ходу межсезонья, что позволило бы дебютантам или не совсем дебютантам (вроде претендовавшего на место рядом с Буэми Такумы Сато) подготовиться к старту как следует. Но у этих команд были иные соображения – например, «Торо Россо» нужна была точка отсчета, хоть какая-то константа посреди кардинально меняющейся «Формулы-1».
Флавио Бриаторе, когда в конце 2008-го ходили слухи о замене Пике-младшего, предпочел их отмести словами о том, что Ромен Грожан не готов к «Формуле-1» и вообще совершает слишком много ошибок. Его готовность, собственно, до сих пор вызывает сомнения, а ошибок не стало меньше, так что в «Ф-1» он приходит с готовой репутацией попадающего в переделки парня. Он начал сезон в GP2 с двух побед в гонках в Испании и Монако и лидерства в чемпионате, но после страшноватой аварии во время спринта на улицах княжества больше ни разу не поднялся на подиум и сейчас спустился на второе место классификации.
Авария Грожана в спринте в Монако
Ромену повезло чуть меньше, чем дебютировавшему в Венгрии Хайме Альгерсуари, который получил от команды сообщение о том, что от него ничего не ждут в ближайших трех гонках. От Грожана Флавио Бриаторе ждет демонстрации его мастерства – впрочем, чего еще можно было ожидать от руководителя «Рено», жестко прессингующего своих новобранцев. С другой стороны, по сравнению с Пике, на которого на волне эпического противостояния Алонсо и Хэмилтона в «Макларене» в 2007-м взваливали ожидание чего-то подобного (в конце концов, Льюис и Нельсиньо боролись за титул в GP2 в сезоне-2006), требовать от француза задать жару двукратному чемпиону никто не будет. Его результаты, пожалуй, даже не будут сравнивать с достижениями Алонсо, а скорее попытаются их экстраполировать на то, что могло бы получиться у бразильца. Как это ни смешно, но знаменитые 0,6 секунды, приписываемые Бриаторе его любимцу, очень часто разделяли первого и второго пилота «Рено», так что если Грожан сможет удержаться чуть ближе – уже будет хорошо. Ну а «рекорды» Пике по художественному выбиванию столбиков и заклинившим задолго до входа в поворот тормозам вообще сложно превзойти.
В любом случае, Грожан, скорее, действительно будет тренироваться, а не сдавать своему боссу выпускной экзамен, по итогам которого будет решаться переведут ли его в сезон-2010. Это место ему практически гарантировано, особенно если слухи об уходе Алонсо в «Феррари» и приходе Роберта Кубицы станут реальностью. Кими Райкконена так настойчиво сватают в ралли, по последним предположениям вместе с «Фиатом», что начинаешь уже во все это верить…
С Лукой Бадоером история совершенно другая. Ему не нужно ловить контракт на будущий год или набираться опыта в пилотировании болида «Формулы-1». Когда Лука говорит о том, что Гран-при будут для него чем-то вроде тестов, мне кажется, его слова можно воспринимать буквально. Это будут абсолютно легальные тесты «Феррари» с прицелом на будущий год. В конце концов, Стефано Доменикали уже отмечал смещение фокуса команды на разработку болида для сезона-2010, а приглашение Михаэля Шумахера, пока оно не отменилось, мне лично, в первую очередь было интересно именно с точки зрения того технического вклада, который немец мог бы сделать в этот процесс.
В текущем сезоне «Феррари» ловить уже нечего, кроме разве что третьего места в Кубке конструкторов, защита которого от «Тойоты» сейчас не кажется такой уж непосильной задачей, чтобы с ней не справился в одиночку Райкконен – в конце концов, японские болиды не были на подиуме с того злосчастного Гран-при Бахрейна, который они должны были выигрывать. Уж скорее «Макларен» подтянется… Так что тихонько, без шумихи, которая неизбежно возникает, что бы ни делал Шумми (один только пример с несостоявшимися тестами F60 немца и спокойно проведенными «съемками рекламы» с участие итальянца чего стоит), Скудерия может вручить Бадоеру болид на доводку.
А кому, как ни ему поручать такую работу? Тогда как Шумахер возглавляет большинство рекордов Гран-при «Формулы-1», а Лука обладает одним, очень незавидным – 48 стартов без единого очка, абсолютно все достижения в области тестов принадлежат итальянцу. По числу дней, кругов и километров, проведенных за десять лет за рулем болида на испытательных трассах, где он почти на 30 процентов опережает ближайшего преследователя, еще одного признанного мастера по технической части – Алекса Вурца.
Посадить в кокпит Бурдэ – гонщика, который и так слишком часто упоминал, что он не может приспособиться к болиду, только на том основании, что у него есть опыт управления техникой образца 2009 года? Или кого-то из молодых? Решение «Феррари» даже вызвало критику некоторых медиа из-за отсутствия у команды программы подготовки молодежи. А помните ли вы вообще, когда Скудерия давала кокпит абсолютному новичку? Мне пришлось отмотать статистику (потому что по памяти – пусто) до 1972 года, чтобы найти Артуро Мерцарио. Почти сорок лет назад. Да и зачем команде дебютант, когда у нее очередь опытных гонщиков – мест не хватает. Только пустая трата времени…
Бадоер посвятил тестовой работе 469 дней своих 38 лет, отказавшись от предложений команд-середнячков и аутсайдеров, поступавших в то время, когда еще можно было продолжить не слишком удачную карьеру, ради того, чтобы работать на итальянскую легенду. Он был в тени, и в те успешные годы, когда все подряд выигрывал Шумахер, его имя даже не звучало в списке тех, кому приписывались успехи команды – Тодт, Браун, Берн. А он делал черновую работу, наблюдая за тем, как работает Михаэль, изучая его стиль, его предпочтения, влезая в его шкуру и представляя, чего от этого болида хотел бы сам немец. И когда Шумахер не смог помочь «Феррари», выбор Бадоера, на мой взгляд, становится самым логичным из всех. Тот факт, что семикратный приедет в Валенсию поддержать друга, не в последнюю очередь и нужным советом, говорит только за.
Многие расценивают ход «Феррари» как подарок Бадоеру за десятилетие верной службы. Надо сказать, подарок прощальный, потому что у Луки скоро истекает контракт, а тестовые команды сейчас держать крайне невыгодно – ограничения на испытания будут только ужесточаться, и, похоже, участникам чемпионата светит серьезное сокращение штата. Но мне кажется, что и гонщику тоже есть что дать своей команде, особенно если его возвращение в «Формулу-1» продлится не только на Гран-при Европы – единственном этапе, на который его пока подтвердили…
Сход с четвертого места из-за отказа КП на Гран-при Европы-99 заставил Луку расплакаться
Каждый человек предубежден.
У каждого из нас есть определенные стереотипы и шаблоны восприятия.
И если я напишу, что живу в Мценске - одни ассоциации, в Мюнхене - другие.
Офисный узник или первый зам крупного холдинга - могут диаметрально исказить впечатления.
Вот почему, считаю (применительно к болельщикам Ф1), человек ценен не сам по себе, а собственными мыслями и теми выводами, которые он делает.
Без поисков по архивам, полагаясь на память - это не тот персонаж, которому НА страстно желал набить морду по приезду в Москву?
А кто из «плакавших» не лузер?
Без юмора, без сарказма, абсолютно серьезно.
Прокомментировали бы вы, Новый Африканец, одну из гонок. Стандартный развернутый обзор, думаю был бы интересен для многих.
Некоторые воспринимают вас здесь как штатного возмутителя спокойствия, зато есть страсть, любовь к гонкам и собственная позиция.
Был бы рад если бы вы восприняли этот совет как руководство к действию.
--
А Хаккинена в Италии ‘99?
Мне, конечно скажут, что не моё дело указывать людям что и где им излагать, но, уважаемые МиколаДжеря и Новый Африканец, может быть дисциплинарные вопросы стоит обсуждать в более соответствующих разделах сайта?
А по теме: зря Флавио (и как оказывается - Алонсо) ожидают от Грожана, что он сможет зарабатывать очки для команды в первых же своих гонках в Ф1. Пусть лучше «прикатается», освоится. А то парень он, похоже, горячий - пытаясь добиться ожидаемого от него результата «накосячить» много может.