5 мыслей о тактике на Гран-при Сингапура
Размышления о попытках «Ред Булл» опередить конкурентов, рокировке в «Лотусе» и удачных стратегиях в Сингапуре – в блоге «Версификаторные россказни».
Два пит-стопа против трех
Прогнозировать количество пит-стопов на «Марина-Бэй» всегда непросто. Мало того, что на экваторе регулярно идут дожди – погода каждый день может запросто «обновлять» состояние дорожного полотна, – так еще и сам характер автодрома мешает дать точное предсказание: на сингапурской трассе много кочек, хорошее сцепление дадут только мягкие шины, но в то же время нагрузка на них из-за особенностей конфигурации трека очень высокая.
Так что после пятничных тренировок у многих, в том числе и у представителей «Пирелли» сложилось ощущение, что в гонке оптимальной окажется стратегия с тремя остановками в боксах. Однако к воскресенью состояние дорожного полотна заметно улучшилось – сказались и тренировки «Ф-1», и заезды других гоночных серий, – а по ходу самой гонки сцепление должно было стать еще выше.
Кроме того, не добавил ясности фактор автомобиля безопасности. Вероятность появления Бернда Майлендера на трассе считалась очень высокой (во всех предыдущих гонках в Сингапуре немцу работать доводилось), а это означало, что он может сыграть на руку как тем, кто пойдет на два пит-стопа (проще сохранить покрышки), так и тем, кто избрал более агрессивную стратегию (в собранном в кучу пелотоне парни на изношенных покрышках попали бы впросак) – все зависело от времени появления автомобиля.
В группе лидеров – без перемен
Единственное, в чем практически ни у кого не было сомнений – это время первых остановок гонщиков, стартовавших на потертом «суперсофте» (то есть, практически всей первой десятки). На машинах, забитых под завязку топливом, износ покрышек должен был быть очень высоким, поэтому волна пит-стопов ожидалась в районе 13-го круга.
Однако гонщики «Ред Булл» посетили боксы на 8-м и 10-м круге – раньше, чем предполагалось.
Стартовавший третьим Себастьян Феттель отыграл одну позицию в первом повороте, но до первого места дотянуться не смог – Льюис Хэмилтон уверенно держался впереди. Пытаясь надавить на лидера гонки (или не отстать от него), Себ, вероятно, нагружал шины сильнее, чем нужно. К тому же с 6-го круга его начал догонять Дженсон Баттон (англичанин отыгрывал по 0,2 – 0,3 секунды на круге), а на 9-м круге Феттель вовсе ошибся, срезав поворот «Сингапур слинг», и потерял еще 2 секунды.
В результате в «Ред Булл» решили сыграть на опережение. Не дожидаясь, пока Баттон догонит Себастьяна, команда зазвала своего пилота в боксы. Этот маневр при благоприятном стечение обстоятельств должен был позволить Феттелю не только остаться впереди Баттона после первой волны пит-стопов, но и, возможно, обогнать Хэмилтона – свежая резина позволяла проходить круги на 1-2 секунды быстрее, чем до пит-стопа.
Но поскольку Феттель угодил в трафик, инициатива перешла к «Макларену». Хэмилтон, даже проведя на трассе два лишних круга, все равно вернулся впереди «Ред Булл», и в какой-то момент показалось, что даже Баттон благодаря пребыванию на чистой трассе сумеет выйти вперед. Чтобы гарантированно вернуться на трассу впереди немца, англичанину требовалось создать отрыв в 30 секунд, однако он не успел: Феттель наконец-то вырвался на чистую трассу и благодаря свежей резине поехал намного быстрее конкурента…
«Ред Булл» наверняка попытался бы провернуть аналогичный номер и во время второй волны остановок, но после схода Хэмилтона и появления на трассе автомобиля безопасности рисковать Феттелю уже не было нужды. Команда спокойно поменяла шины во время паузы, а все остальное было уже делом техники.
Почему не сработала стратегия Уэббера?
Седьмая стартовая позиция на такой трассе изначально подразумевала тяжелую гонку, к тому же оказавшийся впереди Пол ди Реста не давал никаких шансов на обгон, так что в «Ред Булл» решили рискнуть. На первый взгляд переход на агрессивную тактику с тремя пит-стопами для австралийца кажется неочевидным, однако план команды состоял в том, чтобы развести гоночные отрезки Уэббера и ди Ресты – позволить Марку атаковать все время и не упираться в «Форс-Индию».
Однако, похоже, стратеги «Ред Булл» недооценили фактор трафика – после пит-стопа на 8-м круге Уэббер даже на свежих покрышках временами ехал медленнее ди Ресты, и в итоге после «переобувания» шотландца так и остался позади. Отступать уже было нельзя – пройти два гоночных отрезка по 26-27 кругов без потери в темпе «софт», скорее всего, не позволил бы, поэтому оставалось только атаковать. На трассе обогнать ди Ресту снова не получилось, так что команда пошла на крайние меры – поставила на болид Марка на третий отрезок «суперсофт».
Сработал бы такой подход? – Неизвестно, поскольку Картикеян разбил болид, на трассе появился автомобиль безопасности и все лидеры дружно ломанулись в боксы. Ди Реста, получивший свежий комплект «софта», уже точно мог не опасаться Уэббера: до конца гонки оставалось чуть менее 30 кругов, и было ясно, что «суперсофт» до финиша не дотянет. Кроме того, из-за раннего (относительно появления на трассе автомобиля безопасности) пит-стопа Уэббер пропустил вперед еще нескольких соперников, а лишняя остановка сделала задачу возвращения даже на 7-е место совсем проблематичной.
Командная тактика «Лотуса»
В Сингапуре Ромен Грожан и Кими Райкконен долгое время решали разные задачи, однако на заключительном отрезке судьба свела двух пилотов «Лотуса» вместе, и руководство коллектива решило применить командную тактику, чтобы помочь финскому спортсмену заработать больше очков в копилку личного зачета.
В то, что руководство готово пожертвовать Грожаном ради Райкконена, стало ясно задолго до незамысловатого приказа по радио: на первом гоночном отрезке француз шел в группе лидеров, немного уступая Полу ди Ресте и Марку Уэбберу и уверенно опережая Нико Росберга. Однако во время первой волны пит-стопов «Лотус» предпочел сначала обслужить Райкконена и только через круг – Грожана. В результате двух лишних кругов относительно пит-стопа Росберга двухсекундное преимущество Ромена над немцем превратилось в 1,5-секундное отставание.
Учитывая необгонный характер трассы и практически одинаковый темп машин, неудивительно, что в дальнейшем Грожан всю гонку просидел за «Мерседесом». На этом (на 6-м месте) все могло и закончиться, но тут Шумахер выбил Верня и тем самым расчистил дорогу для Райкконена. На 47-м круге в «Лотусе» состоялась рокировка.
Впрочем, командная тактика была обоснованной не только из-за перспектив в чемпионате, но и потому, что шины на болиде Кими были свежее, чем у Ромена – потенциально у него было больше шансов опередить Росберга. Однако не получилось.
Нет сомнений в том, что эту гонку Грожан мог завершить на пятом месте, но французу некого винить за случившееся – из-за кучи растерянных очков в чемпионате он сам загнал себя в позицию второго номера.
Необычные стратегии
Появление автомобиля безопасности привело к тому, что стратегия с двумя пит-стопами (при старте на «суперсофте») оказалась эффективнее, чем с тремя. Бернд Майлендер выехал на трассу практически в середине гонки – это позволило многим спокойно завершить первый отрезок на «софте» и безболезненно начать второй – свежие шины прогрелись постепенно и не испытали серьезной нагрузки. Кроме того, время, затраченное на сбор пелотона, немного затянуло гонку, которая и в обычном режиме длится почти два часа. В итоге спортсмены даже не проехали всю намеченную дистанцию – вышло время. Три лишних круга, конечно, не сильно повлияли бы на износ шин, но все же…
Пилоты, стартовавшие на «софте», оказались в тяжелом положении. Гонщики «Заубера» и Нико Хюлькенберг ничего не смогли поделать с износом резины – перегруженные топливом болиды на сингапурской трассе совсем ее не щадили. В результате парни потеряли кучу времени на первом отрезке гонки, а «суперсофт», оставленный на конец заезда, пользы принес немного – обгонять в Сингапуре было тяжело.