Что нам стоит чемпионат построить
Сегодня просто какой-то день исполнения желаний. Многие болельщики хотели услышать объявление о создании альтернативного чемпионата и прямо с утра его получили. Берни Экклстоун как-то сказал, что если команды пришли угрожать, они должны быть готовы «спустить чертов курок» – пожалуйста! Окей, пуля еще далека от своей цели, но это уже хоть что-то. Макс Мосли вообще может лицезреть воплощение всех своих самых смелых фантазий: «Формулу-1» со стандартными двигателями – ибо кроме «Косуорта» на данном этапе поставлять моторы некому, и со всеми командами, принявшими бюджетное ограничение – ибо нет сейчас никого, кто мог бы себе позволить выступать без него. Ах да, еще он хотел попробовать без «Феррари» и иметь два чемпионата. Тут, правда, неувязочка вышла, Макс желал объединить два первенства в одно, с одним призом на всех, ну да ладно – ему и так много перепало сегодня…
Но шутки в сторону, ибо положение серьезное, и команды шутить не настроены. Однажды, четыре года назад, они почти тем же составом уже упустили возможность создать альтернативный чемпионат, и урок (а состоит он не только в том, что где «Феррари», там и все, но и в том, что Берни так и не выплатил им оговоренные в 2005-м 50 процентов доходов от телевизионных прав) усвоили. Сегодня они знают, что нужно, во-первых, держаться всем вместе, даже несмотря на то, что в такой разношерстной компании соперничающих команд не может быть единого мнения кроме компромисса, и, во-вторых, научились не поддаваться на сомнительные увещевания со стороны власть имущих.
Если вам интересно, какой конкретно вопрос стал камнем преткновения в переговорах ФОТА с ФИА, посмотрите ответы руководителей команд на последний вопрос сегодняшней пресс-конференции. Все присутствовавшие – Хорнер, Браун, Уитмарш – отметили один ключевой момент. Отсутствие гарантий, что все будет именно так, как предлагает Макс Мосли. «Подавайте безусловные заявки, а там обсудим регламент», – приглашал президент ФИА. Но ведь если даже мы, обычные болельщики, видим ловушку и опасаемся, что никакого пересмотра правил не будет хотя бы потому, что на этот раз, по мнению Макса, это действо должно пройти с согласия всех подтвердивших участие команд, то почему ФОТА должна добровольно ступить в это болото? И то же самое по Договору Согласия – вы подпишите продление старого, а мы потом обсудим с вами новый! И это при том, что «новый» обсуждается уже не один год, а воз, как известно, и ныне там. Тем временем, получайте свои 25 процентов доходов, а еще 25 потом как-нибудь, ну вы же знаете. И Приложение 5 к спортивному регламенту, спорный какой-то пункт, давайте его совсем отменим, и забудем про Комиссию «Ф-1» и то, что именно она должна предлагать Совету ФИА все поправки к регламенту…
Итого: намерение ФОТА организовать свой чемпионат, такой, каким хотели бы его видеть команды и, постоянно подчеркивает Ассоциация, болельщики. Стабильный, демократичный и не погрязший по самые уши в алчности. Но от того, что слово прозвучало вслух, что сочетание «альтернативный чемпионат» появилось в пресс-релизе, более реальным он не стал. ФОТА приняла решение в четверг поздно вечером и, естественно, в пятницу у них нет ничего, кроме намерения – ни четкого плана, ни структуры. Джеймс Аллен пишет, что в паддоке пошел слух о том, что кто-то из руководителей повис на телефоне, обзванивая потенциальных организаторов этапов на автодромах, которые были раскиданы во все стороны во время погони Берни за восточными бабками. Далеко звонить-то, наверное, пришлось не всегда: вот он свободный от обязательств «Сильверстоун», прощаться с которым не хочет никто, так что даже Мосли, чувствуя настроения, начал тянуть его в свою «Формулу».
Можно ли создать чемпионат за девять месяцев? Мне было бы очень интересно узнать не теоретический, а практический ответ на этот вопрос. Мосли считает, что все это блеф, что к марту 2010-го все образумятся и займут свои боксы на пит-лейн «Альберт-Парка». А ведь сам обещал, что к марту (да что там к марту – уже сегодня!) для долго думающих мест на стартовой решетке не останется.
Оказывается, места полно. В «Формуле-1» образца 2010 года всего пять команд: «Уильямс» (точно), «Форс-Индия» (сейчас в раздумьях), «Кампос» (под вопросом), «Манор» и USF1. Еще был список запасных, на случай ухода по принципиальным причинам «Рено» и «Тойоты», но он начал редеть, как только стала ясна неизбежность сегодняшнего заявления об альтернативном чемпионате. «Лола», подумать только, после семи недель планирования, уже поставила модель болида на продув в аэродинамической трубе – стадия, до которой, наверное, еще USF1 не дошла, хотя и объявила о себе в феврале. Так вот «Лола» на этом этапе от «Ф-1» отказалась, как и N.Technology, которой не понравилось отсутствие в будущем пелотоне автопроизводителей. И даже забавно думать о том, что та палка, которой пытался загнать команды в «Формулу», Мосли, оставив вне заявочного листа «Продрайв» и «Лолу» – по общему согласию, самых сильных дебютантов, – эта палка способна своим вторым концом хорошенько треснуть президента по лбу, когда тот же Ричардс поинтересуется (а, возможно, уже сделал это) условиями вступления в альтернативный чемпионат.
Максу просто нечего публиковать в своем заявочном листе, нечего показывать и утверждать на Совете ФИА в среду, ведь не может же он во второй раз совершить такой ляп, как условные команды и участники, подтвержденные против их воли. Отсюда – судебный иск против всей восьмерки ФОТА, который позволит выиграть время и сделать вид, что это они сами во всем виноваты. А ведь так стремился побыстрее все объявить, чтобы дать новичкам возможность спокойно подготовиться к вступлению в чемпионат. И к чему им теперь готовиться?
Судебное разбирательство потенциально может стать главным препятствием на пути к альтернативной серии. Хотя, пятеро из членов ФОТА вообще ничего ФИА не должны – ну, не думает же Макс, честное слово, что после того, как Еврокомиссия разбиралась с той монополией, что устроила Федерация, она будет защищать «Формулу-1» от конкурирующей серии!? Проблемы могут возникнуть лишь у «Феррари» и двух команд «Ред Булл», причем главной целью ФИА, естественно, станет Скудерия. Итальянцы тоже времени даром не теряли, в понедельник в Лозанне запустили арбитраж по нарушению контрактных обязательств со стороны Международной федерации автоспорта. Так что можно запасаться юридическими словарями: нам предстоит услышать много интересного и не всегда понятного. Впрочем, чем бы ни закончилась эта сторона конфликта, уже сейчас ясно, что ФИА просто не может заставить «Феррари» выступать у себя в чемпионате, ежели конюшня того не хочет. Некий денежный штраф, который теоретически может быть наложен на Скудерию, нужно всегда воспринимать в сравнении с тем, что получит команда, покинув чемпионат.
Но все эти рассуждения – альтернативный чемпионат, «Формула-1» с непонятно какими командами, судебные тяжбы, – пока только одна из возможных моделей будущего. На самом деле, ФОТА выложила свой последний козырь, и надеется, что он сработает, что компромисс все же будет найден. Нет, нельзя сказать, что команды блефуют, но они как и раньше хотят выступать в «Ф-1». Отлученный от встреч и обсуждений ФОТА Адам Парр, исполнительный директор «Уильямса», присутствовавший на пресс-конференции в пятницу, был искренне удивлен тем, что команды удержало упомянутое отсутствие гарантий на изменение регламента: «Надеюсь, это слышат те, кто должен, потому что, если все так и есть, то решение может быть найдено». Действительно, вот он Всемирный совет ФИА в среду, возможность еще раз переписать регламент. Если за фигурой Мосли, конечно, эта организация еще не превратилась во что-то совершенно невидимое и бессловесное – на письма ФОТА она как раз ответила молчанием.
Конечно, самым простым решением был бы не альтернативный чемпионат, и не альтернативный регламент, а альтернативный Мосли. Казалось бы, доведенная до абсурда ситуация с «Формулой-1», созданная на абсолютно ровном месте, должна была бы запустить процесс его смещения с поста президента. Но нет, как обычно, Макс все видит в совершенно другом свете. Он говорил, что в июне примет решение о собственных перевыборах, и, можно считать, он это уже сделал. А как же, ведь у него миссия, он не может ее прервать! И не важно, что цель всего этого не ясна, а может и вовсе состоит в том, чтобы оправдать собственный не уход вопреки обещаниям…
Интересно было бы узнать, что по поводу происходящего думает третья сторона – Берни. Как сказал сегодня Фернандо Алонсо, теряют все: команды, пилоты, болельщики. Все, кроме ФИА, потому что денег в чемпионат она не вкладывает. Но Экклстоун и еще одна невидимая организация – CVC – теряют больше всех. Представить, что Макс орудует без ведома Берни, сложно, но и понять, как владельцы коммерческих прав могут одобрять все это, не проще. Так что, на мой взгляд, прав Джеки Стюарт – притихший в последние дни Экклстоун еще скажет свое веское слово в этой истории.
Бегуны, знаете ли, не состязаются в умении управлять автомобилем.
Лицензии по действующим во всем мире правилам (возможно, с небольшими поправками на местные условия) продает ACCUS. NASCAR к этому делу не имеет никакого отношения.
Насколько мне известно, до сих пор не было случаев, когда бы проблемы национального или регионального чемпионата не удавалось решить на уровне местной спортивной власти. Не было нужды забираться на самый верх. Да и не входят, насколько я помню, в компетенцию арбитражных органов ФИА споры столь низкого уровня. Иски в спорах, разбираемых на уровне ФИА, могут подавать только ее члены. То есть, тот же ACCUS, не никак не Джек Рауш или, скажем, Джимми Джонсон.
ДТМ-овцы ведь тоже не ходят за правдой в Апелляционный суд ФИА :)
ИМХО, наскар - это из серии бейсбола и американский футбола. это другая культура. Ну не понимаю я её, и она мне не очень-то интересна.
а по поводу конфликта - я считаю, кто платит девушку, тот её и танцует. И вообще, не очень понятно, что делает этот старый нацист и за что отвечает.
Наталья, спасибо за отличную статью)
Да всех регламент устраивает в целом, просто команды пошли на принцип, они хотят забрать чемпионат у Берни и Мосли, но ведь если подумать то все таки они не имеют на это права, это как артисты в группе, начинают предъявлять продюсеру, что они обойдутся без него или пилот посылает своего менеджера, зачем им платить проценты от гонораров.
Когда двое дерутся, то как правила оба виноваты, ну и одни предпочитают их разнять, но я вижу тут все улюлюкают и говорят Дай ему дай, сильнее.
Лично я опечален всеми этими событиями, для болельщиков, любящих Ф1 это плохо.
Гонки исторически по пустыням и т.д. затевались как соревнование лучших машин - кто там ею управлял - дело десятое. Конечно журналисты и массмедиа любят делать героев но для настоящих болел в любом виде спорта - главное это его любимая команда (марка).