5 мин.

Дыра в регламенте – дыра в бюджете

После жарких дебатов на площади Согласия болельщики обычно узнают много нового. За последние два дня, например, мы проведали, что гибкость ума и поддержка инноваций в «Формуле-1» – это крайняя степень самонадеянности, что ФИА нужно спасать от нее самой, что скорость – это очень опасно, и что на заседании, на котором, по мнению многих, решается судьба чемпионата-2009, можно сладко всхрапнуть. Ну как, честное слово, не отключиться, когда обсуждается не животрепещущая тема, вроде того, кто, кому, а главное – зачем, соврал, а скучные технические детали, в которых не могут разобраться, как минимум, пять бригад лучших инженеров «Формулы-1»…

Но как раз в этих технических деталях вся соль дела о диффузорах, и решать, правильно ли рассудило жюри на заседании во вторник, можно будет только после того, как ФИА опубликует детали. Поэтому тут я полностью согласна со Стефано Доменикали: покажите полный вердикт. Желательно, естественно, с чертежами!

Впрочем, не знаю, что могут написать засыпающие судьи, но надеюсь, что в документе, который Федерация обещала обнародовать через некоторое время, будет в основном техническая информация, а не хлипкая аргументация протестующих команд и ответы, почему их претензии «не катят». Потому что на все разнообразие причин, которые выдумывали за последнее время противники двойных диффузоров, мы можем ответить и сами.

Например, на аргумент несоответствия дизайна «Брауна», «Уильямса» и «Тойоты» духу регламента отлично ответил Эдриан Ньюи в интервью, к которому нам еще придется вернуться в этой заметке: «К счастью, такой вещи, как дух регламента, не существует!»

Предложение о том, что легализация диффузоров – прямая дорога к граунд-эффекту, пожалуй, придется оставить без комментариев, поскольку я не до конца понимаю сути реализации данного свойства при наличии деревянных планок под днищем болидов. Повышенная турбулентность позади таких машин – еще одно противоречие духу правил, пока ничем не подтверждается, ведь жалоб от гонщиков на невозможность обогнать BGP001, TF109 или FW31 пока не поступало («Браун» невозможно догнать, это да!). Собственно, единственный аэродинамический мешок, пока что подозреваемый в «грязном поведении», образуется позади «Рено» Фернандо Алонсо, на что после Гран-при Австралии успел пожаловаться Тимо Глок.

Отрицательное влияние двойных диффузоров на безопасность гонок – это, да простят меня уважаемый Ньюи и все его поклонники, аргумент в пользу бедных. На данный момент идущий по трассе как по рельсам «Браун» кажется гораздо более безопасным, чем рыскающий в поворотах болид, гонщик которого постоянно, после всех заездов, говорит о недостатке прижимной силы. И потом, «Формула-1», это соревнование в скорости, а не в безопасности (что конечно, тоже важно). Да, машины образца 2009 года поехали несколько быстрее, чем ожидалось, но тот же «Ред Булл», из стана которого и прозвучало замечание, ненамного медленнее «Брауна»...

Деньги, которые придется потратить семерке команд, на разработку своих версий диффузоров, что, как и предполагалось, сопряжено с модификацией общей концепции аэродинамики, от носа и до хвоста, – конечно, существенны. Жаль, никто не дает даже предположительных цифр, во что выльется эта эпопея. Обычно я голосую против подобных бесполезных трат, но в данном случае как-то совсем не жалко команды, у которых хватило фантазии, чтобы придумать такую массу «веских» причин нелегальности диффузоров, но недостало ума их построить. Скупой – в данном случае, скупой на идеи! – как известно, платит дважды…

Предвижу возражения: «Как же, ведь «Рено» и «Ред Булл» посылали свои чертежи аналогичных конструкций Чарли Уайтингу, но получили отказ!» Да, об этом сегодня не преминул снова напомнить Гельмут Марко, а со вчерашнего суда даже вытекло подозрение в том, что технический директор ФИА мог ошибаться. Но, во-первых, команды не всегда могут точно объяснить, что они на самом деле спрашивают. Все эти разборки с присутствием технической документации у меня лично уже во второй раз за последние годы вызывают странное ощущение, что в отдельных технических бюро работают не самые сообразительные инженеры. В 2007-м в «Рено», оказывается, не смогли по унесенным из «Макларена» чертежам установить принцип работы знаменитых J-демпферов, сейчас, говорят, «Феррари» совсем не разобралась в принципах работы двойного диффузора. Ну, куда это годится? А Уайтинг, между прочим, в своих заключениях краток: да-нет, никаких подсказок.

Во-вторых, с каких пор у нас принято сдаваться после пусть, возможно, и не первой попытки? Абсолютно достоверно известно, что «Тойота» присылала ФИА несколько чертежей, пока одному из них не был дан зеленый свет. И после ни одна из команд не побоялась пройти главную инстанцию – техническую проверку перед Гран-при.

Наконец, самое интересное – аргумент, из-за которого Марко можно прямо сейчас тянуть на Всемирный совет 29 апреля вместе с «Маклареном». В том самом уже процитированном интервью Ньюи говорит о том, что «Ред Булл» действительно рассматривал идею, но отказался от нее из-за… недостаточной выгоды!

Дело было 9 февраля, в день презентации RB5. Эдриану задали немало вопросов о диффузоре «Тойоты», в частности о его легальности и желании команд теперь построить что-то подобное. «Я не видел фотографий, на которых можно было бы рассмотреть детали, но если они сделали то, о чем я думаю, то этот дизайн абсолютно легален. Возможно, другие команды попытаются применить эту идею. В том случае, если поверят в ее пользу. Команды работали над чем-то подобным в разное время. В начале мы тоже быстренько рассмотрели такую конструкцию, но не нашли в ней большого преимущества. Я не говорю, что его нет. Надо будет оценить заново, просто пока мы до этого не дошли – у нас свой путь», – рассказал мэтр. Позже, очевидно, ознакомившись с деталями, он заявил, что диффузоры нелегальны…

Не буду рассуждать о политической стороне решения Апелляционного суда (но не следовало, пожалуй, адвокату «Феррари» призывать к спасению ФИА от нее самой), однако стоит вспомнить о стороне коммерческой. Федерация с легкостью вошла в противоречие с собственной теорией сокращения расходов в обмен на повышение зрелищности и борьбы в чемпионате. Некоторые болельщики с горечью приняли решение суда, но откажетесь ли вы от того, чтобы понаблюдать, как ваши любимцы будут вырываться из середины пелотона? На мой взгляд, мало что может быть более захватывающим, чем успешная погоня за, казалось бы, неуязвимым лидером. Особенно когда среди догоняющих три чемпиона мира, неоднократные обладатели Кубка конструкторов, и совершенно невозможно предугадать, кто из команд получит на этой сцене главную роль…