Неправильный дождь
Обычно после ненормальных гонок, вроде сегодняшней на «Сепанге», я не тороплюсь бросаться в адрес «Формулы-1» громкими словами. Но сейчас королевским автогонкам так хорошо подходит их прозвище «Большой цирк», что удержаться просто невозможно. Да еще и «Феррари» уже традиционно не растерялась, предоставила своих «клоунов» на организованную Берни Экклстоуном сцену…
Странно вообще, что первая попытка провести Гран-при в часы перед закатом солнца закончилась успешно. В Австралии первые два дня пилоты пожаловались на плохую видимость, на косые лучи и слишком длинные тени, но вроде бы приспособились к новому расписанию. По крайней мере, на этой почве перед малайским этапом не наблюдалось никаких протестов, бойкотов или экстренных пробежек одного из директоров GPDA Марка Уэббера по пит-лейну с целью сбора подписей против старта. На самом деле, какой-нибудь бунт гонщиков никого бы не удивил – в наше-то странное скандальное время. Но, видно, никто не думал, что будет так плохо, что Фелипе Масса, подъезжая к стартовой решетке после красного флага, будет так жутко кричать, требуя себе прозрачный визор, а кто-то еще из пилотов то ли устало, то ли отчаянно спрашивать, можно ли ему как-то помочь, или в машине вообще ничего нельзя менять…
Да и первый ночной этап, в Сингапуре в прошлом году (это всего около 350 километров южнее Куала-Лумпура), вызывал сомнения как раз из-за дождей. Но так как все прошло гладко, Берни раззадорился, начал двигать старты под вывеской заботы о зрителях.
Но так ли уж о нас позаботились? Гонка, длиной в 31 круг, вместо запланированных 56 и продолжительностью всего час и десять минут с последующими 50 минутами томительного ожидания. Нет, даже скорее не рестарта, и не истечения двухчасового лимита – в случае остановки время перерыва добавляется к общему ограничению. Ждали просто захода солнца. И, знаете, минут через 15 после решения прекратить гонку – а за это время пилоты, может быть, даже не успели бы пройти те самые 75 процентов дистанции, за которые им начислили бы полноценные очки, – так вот через четверть часа на «Сепанге» уже было совершенно темно.
А вообще, черт с ними, с этими 23 недосмотренными кругами гонки. Кстати, качественной, интересной гонки с шикарным стартом Росберга и Алонсо, с отличными обгонами и разнообразными тактическими решениями. Пилотов жалко, что совершенно не по их вине получили только половину вознаграждения и, выжив в этом бедламе, не смогли оторваться в личном зачете, как того заслуживали. Вот не хватит потом на финише чемпионата Дженсону Баттону тех самых пяти очков – и будем мы обсчитывать привычное «если бы да кабы», да чемпионат переписывать в наших мечтах.
Тот же Дженсон второй раз подряд не может по-настоящему победно финишировать: то в Австралии под клетчатый флаг приехал под машиной безопасности со всем пелотоном на хвосте, то сейчас вообще, стоя на месте, весь в неопределенности, что же будет дальше. Или можно сказать, что на сей раз он выиграл на пит-стопе, как в давнем Гран-при Бразилии-2003, когда, отсчитав предпоследний круг, тайминг нашел Джанкарло Физикеллу на горящем «Джордане» в боксах команды. Эти скомканные концовки дают неверное представление о том пути, который пришлось пройти британскому гонщику, чтобы подняться на верхнюю ступень подиума. За всеми этими бешенными сменами шин туда-сюда несложно запамятовать, что в лидеры он вышел вовсе не из-за удачного совпадения первого пит-стопа в началом дождя, и не из-за стратегического гения Брауна, а – прямо как известный в прошлом другой подопечный Росса – немного оттянув переобувку и проведя на чистой трассе идеальный круг, оказавшийся по итогам гонки быстрейшим. С запасом почти в секунду.
Вообще, даже не считая концовки Гран-при Малайзии, для дождевой эта гонка была какой-то неправильной. Во-первых, где все наши хваленые «человеки дождя»? Себастьян Феттель, заслуживший признание своим выступлениями на мокрых трассах еще до того, как потряс «Формулу-1» в Монце, бесславно вылетел с восьмого места за круг до того, как были зафиксированы все результаты. При этом гонка у него получилась далеко не самой заметной: прорыва на легкой машине с 13-й позиции как такового не было, и появление дождя не внесло в его гонку неожиданного блеска.
Фернандо Алонсо начал за здравие (посуху) – этот старт с девятого на третье место был просто шикарным! А дальше тактика испанца должна была идеально лечь на канву гонки: по топливу он дотягивал до пит-стопа как раз к моменту начала дождя, отыгрывал у всех одну дозаправку, а обогнать его было вовсе не так просто – паровозик имени двукратного чемпиона мира возил за собой группу товарищей десяток кругов. Но эта ошибка прямо перед тем, как отправиться в боксы, была совсем ненужной…
Рубенс Баррикелло вообще шел по графику Дженсона Баттона – в какой-то момент два «Брауна» возглавили пелотон, да еще и первую переобувку совершил на круг позже напарника. По всей логике шансы бразильца на повторение дубля команды или даже собственную победу должны были быть лучше, чем у Баттона. Но секунда там, секунда здесь, и после пит-стопа англичанин – первый, а Рубенс по-прежнему четвертый.
Второй неправильный для дождевой гонки момент – идеальную тактику смены резины угадал только один человек. Ник Хайдфельд. Честное слово, жалко, что за такое точное предвидение – именно самостоятельное предвидение ситуации, а не глупую удачу, – ему не досталось кое-чего большего, чем вечно второе место. Глок, кстати, был близок, хоть на совершенно непохожей тактике.
За метаниями же остальных в боксы вообще было больно наблюдать, причем все они буквально слизывали движения друг друга, совершенно не собираясь рисковать. Те же «Брауны» на 19-20 кругах переобулись в мягкие слики, а на 22-м вместе со всеми погнали в боксы за дождевой. На 29-м Дженсон Баттон заехал за промежуточной, и через два круга снова стоял на обслуживании механиков, на сей раз требуя ту самую дождевую опять, пожалуйста.
Но это еще ничего – Марк Уэббер под финиш вообще потерял отличную третью позицию два раза подряд заехав на пит-стоп. Ему еще повезло, что гонку остановили по 31 кругу, ибо на 33-м он числился только на восьмой позиции. Да, не будем подозревать, что в этом была причина спринта австралийца по стартовой решетке и переговоров о прекращении заезда – он на самом деле делал свою работу, отложив заботы о себе, но вспомнив о своих коллегах.
Или возьмем Нико Росберга с Ярно Трулли, которые опередили Баттона на старте. Пусть они потеряли места за счет гениального темпа британца на 18-м круге, вторую и третью позиции оба упустили, недооценив силу дождя и слишком рано переобувшись в промежуточную. Вышло так, что чем раньше, тем ниже в протоколе оказался каждый из них…
И только единственное правильное, в том смысле, что не нарушающее непредсказуемую логику «Формулы-1», событие произошло на Гран-при Малайзии. «Феррари» снова крупно прокололась со стратегией, и опять рискнув на гонщике, который в тот момент лидировал во внутрикомандом зачете. Пусть бы шел Кими Райкконен как все, с двумя лишними пит-стопами, он бы приехал к финишу как минимум в очковой зоне. В лучшем случае рядом с Трулли, в худшем – вместо Росберга. Если уж хотелось блеснуть умом и сообразительностью, то нужно было рисковать и на Массе, последовать примеру Хайдфельда, исключить бессмысленные пит-стопы на 29-30 кругах, и пожинать плоды. Вероятный подиум против последнего места в Кубке конструкторов…
А из «воспаленного» как-то и не хочется...:-)
Я думал, у вас есть источники.
Нет, вы немного ошибаетесь:) эту фразу Берни сказал Максу, когда посмотрел одно пикантное видео с его участием:)))
Сейчас проснутся прихожане церкви великого Попова, осознают, что ты сказал и напишут тебе 100-200 постов. И ты поймешь, как ты был не прав, узнаешь о себе много нового и пожалеешь о своем проступке.
Хотел неполиткорректно прокомментировать фразу про хороший болид и обезьяну... но передумал. Хочу только поинтересоваться: а чем Вам вариант «Эдриан Ньюи», принятый здесь и в большинстве изданий, не нравится? Вполне адекватная транскрипция, на мой взгляд.
\\Проблема в том, что госкомпании готовы платить огромные деньги менеджменту, но не готовы по-западному работать с инженерами и исследователями по зарплатам и выплатам по интеллектуальной собственности\\
Это я начинаю понимать. Только ведь всю работу делают в основном инженера!!!! На них все держится. Менеджмент для меня это вообще не профессия. Ну разве сложно следить за бюджетом и заниматься организацией? Для меня лично это вообще не сложно. На западе больше ценятся специалисты именно те кто может работать как в выразились в Хайтеке.
Я думаю что в России и в странах СНГ наступило время острой нехватки специалистов при том что менеджеров полно.
К стате для вашего сведения во многих западных компаниях человека оценивают не по позиции а по значению! Тоестьгрубо говоря можно быть инженером и получать больше чем менджер. Все зависит от того насколько вы ценны для компании.