Когда верхи не могут, а низы не хотят
Ура, друзья! Сезон-2009 как минимум начинается интересно: «Хонда» сегодня кусает локти, а ненужная ей команда, мертвый груз на бюджете – полным составом на первой линии стартового поля. Совершенно невозможно предсказать, как ситуация будет развиваться дальше, поскольку сейчас все зависит от апелляционного суда, но могу точно предсказать, что сегодня мы услышим гневный голос Флавио Бриаторе, повторяющий: «А я вам говорил! Я вам говорил, что так будет?»
Флав вчера бурно отреагировал на результаты практики, когда в семерке быстрейших обосновалась вся когорта «нелегалов» в лице «Браунов», «Уильямсов» и «Тойот». В итоге получился у босса «Рено» оригинальный критерий оценки легальности/нелегальности болидов. Черт с ним, с техническим регламентом! Вот если поедут они в квалификации быстрее, чем в прошлом году, значит все, жулики, нарушают намерение ФИА притормозить болиды. Хотя на самом деле, никто ведь не говорил, что болиды должны поехать медленнее: минус аэродинамика, плюс слики, равно…
Равно как раз таки возросшим скоростям, по крайней мере, здесь, в Мельбурне, где над аэродинамической эффективностью все же доминирует механическое сцепление. На нем и погорели «Рено», «Макларены», представители которых вчера жаловались, что у них недостаток сцепления везде, в каждом повороте, что сразу говорит о комплексной проблеме. «Феррари» – там же, достаточно посмотреть на то, как что в пятницу, что в субботу носило по трассе Фелипе Массу. Но, например, «Брауны» четко, как по рельсам, и на полсекунды быстрее по итогам как второго, так и третьего сегментов прошлогодней квалификации. Если уж на то пошло, то из 1.25,187 – это время Q2 2008 года, показанное Льюисом Хэмилтоном, – выбрались и Себастьян Феттель на «Ред Булле» и Роберт Кубица на «БМВ-Заубер». Болиды легальные в понимании буйствующих сейчас Бриаторе, Хорнера, Тайссена и др.
Конечно, забавное совпадение произошло: как раз те самые полсекунды с круга – преимущество, о котором говорят, когда расписывают какие эффективные диффузоры получились у тройки креативных команд. Отрицать тот факт, что примененные ими решения – заметьте все три совершенно разные и непохожие друг на друга – не дают преимущества, было бы глупо. Результаты пятницы и субботы говорят сами за себя. Но нельзя не заметить и другой закономерности: из всех болидов, на которых установлен пресловутый KERS, в десятку попала только пара «Феррари». Шанс сделать глубокомысленное умозаключение о том, что от системы есть польза, был вплоть до того момента, когда Роберт Кубица выскочил на пятую позицию, оставив Ника Хайдфельда на 11-й и за пределами третьего сегмента квалификации. До этого все-таки Роберт проигрывал своему «заряженному» напарнику. Ник винит во всем ошибку на быстром круге, однако добавьте сюда оба «Ред Булла» без KERS, но в десятке, и картина получится не менее яркая, нежели с теми же диффузорами.
Решетка завтрашнего Гран-при Австралии выглядит вообще очень занимательно. Такое впечатление, что у нас в «Формуле-1» ввели реверсивное стартовое поле. Только вот беда: при таких искусственных методах закручивания интриги в гонке в середину пелотона попадают действительно быстрые болиды, вынужденные, но одновременно и способные обгонять. На Гран-при Австралии ничего подобного не случится, ибо топ-команды свою приставку «топ» теперь носят только по старой памяти, но не по нынешним заслугам.
С другой стороны, на мой взгляд, ничего экстраординарного и неожиданного в первые два дня Гран-при Австралии не произошло. Если избавиться от эмоций, и спокойно рассмотреть хотя бы результаты Q2, то примерно такую картину мы и наблюдали во время тестов. По предсезонному раскладу «Феррари», «БМВ-Заубер» и «Тойота» демонстрировали очень близкие секунды, и те 0,1 разрыва между ними вполне можно расценивать как подтверждение еще февральских выводов. Правда, баварцы оказались впереди, но это не слишком большой сюрприз – мы ведь знаем, что они выстреливают только, когда на кону реальные позиции.
«Уильямс» по-доброму удивил во всех практиках, но в ответственный момент несколько сдал позиции в пользу «Брауна», что в общем-то читалось еще вчера – Баттон и Баррикелло показывали свои лучшие секунды во время более длинных отрезков. На последних тестах в Хересе, когда там остались только две британских конюшни – «Уильямс» и «Макларен», Казуки Накадзима лихо перекрыл время, показанное до этого «Браунами», и тот прогресс явно приехал в Австралию вместе с командой. Да и вообще, на «Альберт-Парке» конюшня всегда выступает хорошо, достаточно вспомнить хотя бы прошлый год, когда Нико Росберг приехал на третьей позиции, обнадежил болельщиков ровно на неделю, пока уже на следующей гонке в Малайзии команда не ухнула в хвост пелотона. Так что, если задуматься, то и результаты «Уильямса» вполне предсказуемы даже без отсылки к преимуществу за счет диффузоров.
Вычтем виртуально тройку команд, и окажется, что в лиге «нескандальных хвостов» самый быстрый на данный момент – Себастьян Феттель. «Ред Булл» вообще смотрится отлично, вчера Марка Уэббера записывали в герои и спасители. Рискну предположить, что аэродинамические навороты – это хорошо, но не только они приносят дивиденды. Вспомним, что у «быков» уникальная задняя подвеска, и получим, что сегодня в «Формуле-1» рулят гениальные идеи конструкторов, у которых еще не заржавели мозги от постоянного вылизывания деталей по мелочи там и тут.
А не этого ли мы, собственно, и хотели?! Чтобы решали не деньги и не размеры штата, не возможность купить много хороших инженеров, оборудования, софта, да пилота подороже, а сделать все меньше, да лучше. Эффективнее. Не на это ли и надеялись маленькие команды, вроде «Уильямса», которым при устоявшей иерархии никогда не догнать грандов? Так вот она революция, полный переворот устоев десятилетия!
Конечно, всегда существовала опасность, что кто-то окажется еще умнее самых умных и выстрелит так, что не догнать. Это и произошло: в Альберт-Парке Баттон и Баррикелло как минимум на три десятых секунды быстрее всех конкурентов. Но поскольку это «Браун», команда, воспрянувшая буквально из пепла всего три недели назад, в их успехе есть какая-то высшая справедливость и особый смысл. Поэтому первой битвой сезона-2009 я, признаюсь, довольна. Вот и посмотрим на наших чемпионов – действующих, одно- и двукратных – и вице-чемпионов, оснащенных по последнему слову экологичной техники, в серединке стартового поля, и на дерзких вчерашних аутсайдеров в его главе!
////
Упасть не встать. Уровня Накаджимы в пелетоне есть только один гонщик, и имя ему Пике. Составы всех команд сильнее Вилловской пары. Именно пары, Росберг силён бесспорно
А в прогнозах пока я ни с кем не угадала, Алонсо-за победу пока не борется, Пике очков вряд ли наберет. «Феррари» далековато, но время есть.:)