Да пребудет с тобой сила
Маленьким частным командам в «Формуле-1» живется непросто, потому каждый крутится, как может. Выдумывает нетрадиционную эффективную систему управления командой, как планирующая присоединиться к пелотону через год американская USF1. Получает клон шасси от старшего брата и лишь ставит другой мотор, как «Торо Россо». Все гордо делает самостоятельно, как «Уильямс», при этом возлагает надежды на то, что гениальный дизайн в период изменений в правилах позволит сократить отставание от заводских конюшен…
У «Форс-Индии» свой рецепт существования, желательно не самого отчаянного, в королевских автогонках, и в какой-то мере в нем можно усмотреть черты трех перечисленных выше. Выехать на одних только своих идеях в конструкции болида индийская команда не надеется – слишком велико отставание, слишком много желающих ухватить удачу за хвост, слишком невелики шансы. А посему – сотрудничество с сильным партнером, но не тотальное, а вполне в рамках регламента, на поставку моторов, коробки передач, гидравлической системы и KERS. Ну, раз уж что-то менять, то на полпути не останавливаться, а заодно изменить структуру управления командой, уволив сеятелей раздора, не разбирая, какая сторона права, и взять все под контроль владельца, Виджая Малльи.
Пока никакой официальной информации из Брэкли, от бывшей «Хонды», не поступало, «Форс-Индия» лидирует по количеству изменений, которые произошли в команде за межсезонье. В период пертурбаций в техническом регламенте все стремятся к стабильности на остальных фронтах, что особенно заметно по минимальной встряске, которую претерпел в этом году рынок пилотов. Но Маллье терять нечего, а потому индийская команда не только создавала новый болид, но и модифицировала его под новые узлы от «Макларена» и «Мерседеса», и даже кардинально перерабатывала «ливрею», подогоняя раскраску под цвета национального флага, ну, или лого команды – как кому нравится.
Если в ноябре 2008 года, когда было объявлено о сотрудничестве дуэта «Макларен-Мерседес» с «Форс-Индией», у кого-то зародились подозрения в том, что болиды VJM станут подозрительно похожи на MP4, то сегодня можно спокойно утверждать, что, как минимум внешне, прошлогодние индийские болиды были похожи на британские гораздо больше. Особенно издалека, когда из видимых деталей различимы были только красные антикрылья и светлый кузов – кто хоть раз за сезон не перепутал на мгновенье «Форс-Индию» с «Маклареном»?!
Но больше никакой путаницы в цветах, да и вообще, аэродинамические формы у «Форс-Индии» свои, местами весьма оригинальные. Сходство, конечно, есть, но с «Маклареном» его ровно столько, сколько и с болидами всех остальных команд. Переднее крыло? Похоже на решение «БМВ-Заубера», с его тремя незамысловатыми плоскостями, напоминающими бритвы «Жиллетт». Задранный носовой обтекатель напоминает первую прикидку «Ред Булл» – разве что «ушек» по краям не хватает. Боковые понтоны… Что-то среднее между «Маклареном», «Феррари» и «Рено». Такие же небольшие воздухозаборники, как у «серебряных» (что неудивительно, поскольку мы говорим об охлаждении идентичных силовых агрегатов). Такой же резкий обвал боковых понтонов вниз, как на алой F60 – тут даже похожее решение высоких выхлопных труб, только они все же спрятаны в корпус, в отличие от решения итальянской команды. Ну а сужение понтонов, очень тонкое и округлое весьма напоминает формы «Рено». Похоже, только от «Уильямса» ничего не нашлось в этих моих ассоциациях, но, может это будет диффузор, необычный дизайн которого на FW31 вызвал вопросы и протесты?
Но не думайте, «Форс-Индия» не слепила «Франкенштейна» из уже виденных идей. Достаточно посмотреть на дизайн крепления зеркал заднего вида – эдакие дополнительные маленькие крылышки, или на крепление дефлекторов на боковых понтонах, чтобы убедиться, что конструкторское бюро под руководством нового технического директора команды Джеймса Ки думало своими головами, наполнив VJM02 красивыми деталями.
Но это все оболочка. Не скрываются ли под ней идеи британского партнера? Точно нам никто ничего не скажет, но, глядя на переднюю подвеску, новой «Форс-Индии» сложно не вспомнить, где совсем недавно такое оригинальное расположение рычагов мы уже видели – MP4-24. Некоторые попытки по фотографиям сравнить базы двух болидов также выявили подозрительную схожесть…
«Дело не столько в том, чтобы получить и установить новые узлы», – рассказывает главный дизайнер индийской команды Марк Смит о проблемах, которые возникли перед командой, когда стало известно о переходе с моторов «Феррари» на «Мерседесы». – «Когда мы сменили коробку передач, оказалось, что нужно менять заднюю подвеску, а как только мы это сделали, сразу возникла необходимость поменять и переднюю. Дальше пришлось пересмотреть топливный бак и систему охлаждения – задачи сами по себе сложные, но не столь серьезные, как те, что представляли собой изменения в аэродинамике».
А послушать Адриана Сутиля, так «Форс-Индия» самостоятельно занималась как раз только аэродинамикой: «Макларен» в самом деле старается нам помочь. Мы получили все элементы, мотор, коробку, гидравлику и KERS, но, в конце концов, аэродинамика наша, и только от нас зависело, сможем ли мы добиться максимума в этой области. По крайней мере, нам пришлось заботиться только об этой области, мы можем сосредоточиться исключительно на аэродинамике и, возможно, некоторых других вещах, но в этом году команда более эффективна в разработках». Вот и решайте сами, насколько глубоко проникновение технологий «Макларена», и каков вклад «Форс-Индии»…
В остальном, у команды Виджая Малльи всего 8 испытательных дней на подготовку к сезону-2009, и те тесты, что Физикелла начал в Хересе в воскресенье – первые за последние три с половиной месяца. Разумеется, этого мало для полноценного понимания болида, но ведь мы говорим об аутсайдере, который в прошлом году не набрал ни одного очка. Даже если на доводку VJM02 уйдет полгода – ничего страшного, ведь даже Виджай Маллья в прошлом сезоне спустился на землю, и требует от команды вполне реалистичных достижений: улучшить квалификационные выступления, к середине чемпионата добраться до очковой зоны. Поскольку существуют сильные подозрения, что самый тяжелый год предстоит пока безымянной команде, которая раньше была «Хондой», у «Форс-Индии» есть шанс свой второй год закончить лучше дебютного.
То есть, допустим конструкторы англо-немецкой команды состряпали несколько идей, но воплотить в одну машину не смогли (ну там конфликты и тому подобное), поэтому «нагрузили» их «индусам»-пускай покатаются-а мы посмотрим. Если это сработает, применим на главном болиде.
П.С. Ох, скорей бы с Хондой все уладилось!
Согласен с Неваляшкой, по меньшей мере странно звучит заявление о дорободке шасси под коробку... видимо не так далеко техника ушла ...в контексте дифицита команд в пелетоне конечно пусть ездит МП4-ФИ,но все же мне это не по душе. Пусть берут пример с Ред Булл или Вильямс, реализуют какой-нибудь новый индийский подход))) «дублькары» конечно известны истории Ф1, но почему то в современном формулопонимании у меня они вызывают раздрожение, хотя я искренне радовался когда Феттель надрал задницы заводским командам в Колезее Формулы 1!!! на дублькаре маде ин НьюиГараж.
Наталия, посмотрите фото с тестов. У феррари теперь выхлопные тоже спрятаны в корус в отличии от презентации :)
А в целом статья хорошая :)
1. Виталий Мутко: «Мы знаем позицию Минобороны по вопросу ЦСКА. Но у нас также есть своя позиция»
2. Татьяна Лебедева: «Люди, которые посвятили всю свою жизнь военному искусству, больше заслуживают званий, чем спортсмены» (4)
и т.д. которые вообще не в кассу и никак не относятся к автоспорту вообще.
я даже не пишу что мол я захожу в ф1 и хочу читать только про ф1.а не про wtcc gp2 motogp wrc и т.д.
Форс Индия входит в тройку самых красивых болидов чемпионата.
//
Ага.
Но в целом из за регламента болиды не красивые!
После2000 года самая красивая машина была у Феррари в 2004 году.
А самая красивая машина за все времена была в 1988 году у Мкларена!!!
Вот такое мое мнение.
Вон ФИ все равно както смотрится...Чтото мне навивает воспоминания на болиды 99-2000 годов. Макларен сипатишнее..
Еще какаято болезненная припухлость на боковом понтоне...