5 мин.

30 лет спустя

Другие болиды, другие пилоты, новое поколение болельщиков. И лишь погода в предгорьях Фудзиямы все та же, что и три десятка лет назад, в первом дебютном Гран-при Японии. Чрезвычайно мокро, чрезвычайно опасно, пилоты рапортуют на командные мостики об ухудшающихся условиях, только никто не прекращает гонку. Ведь сегодня, в отличие от 1976-го, им не нужно было сражаться за позиции целых 19 кругов, лишь держаться в строю за пейс-каром. Хотя, когда за пеленой водяной пыли не видно дальше собственного носа, не въехать в соперника – уже достижение.

Конечно, ранним утром (у меня за окном, например, еще стояла предрассветная тьма) первые круги за машиной безопасности действовали как хорошее снотворное. Но пожаловаться на то, что они оказались совсем уже пустыми и ненужными, эти 19 кругов, язык не поворачивается. Фактически они стали решающими, или, скорее, фатальными, для «Феррари», успевшей провести за это время целых четыре пит-стопа. Да, команда поздно, только через семь минут после старта, получила письмо от Центра управления (так и хочется написать полетов) гонкой, в котором всем командам предписывалось стартовать на дождевой резине. Отсюда те вынужденные переобувки после первого и второго кругов, отбросившие Райкконена и Массу в хвост пелетона. Но опоздание предписания судей никак не отменяет тот факт, что «алые» в принципе не угадали с выбором резины – всю гонку абсолютно всем пилотам довелось провести на экстремальном протекторе. А «Феррари» посмотрела на морось перед стартом и в неведении приняла решение стартовать на промежуточной. Пыталась всех перехитрить, как шесть лет назад в Малайзии… Не исключено, разумеется, что, не будь того предписания, такую же ошибку совершили бы и другие. Например, Пэт Симондз из «Рено» признал, что и у французской конюшни были мысли стартовать на промежуточной. Но как бы там ни было, время вспять не воротишь, какая-либо апелляция бесполезна, зато в будущем, возможно, появится четкое «резиновое» правило для столь экстремальной погоды, а заодно и ФИА начнет следить за тем, получают ли команды ее ценные указания.

Так что ни в эти первые почти два десятка кругов, ни в оставшиеся 48, «Фудзи» не подкачала – подтвердила славу Гран-при Японии как решающего этапа чемпионата. Авария Алонсо (невероятно, но это был первый сход «Макларена» за весь сезон) и только третье, несмотря на отменный прорыв из хвоста пелетона, место Райкконена солидно укрепили лидирующую позицию Льюиса Хэмилтона. За две гонки до завершения первенства, новобранец сезона может чувствовать себя весьма комфортно с 12 и 17 очками преимущества над ближайшими преследователями. Ему в принципе достаточно финишировать раз четвертым и раз пятым – и Алонсо может хоть из кожи вон вылезти, два раза победить, выиграть по числу побед, но в чемпионате остаться только вторым.

По поводу Льюиса меня весь чемпионат удивляет его потрясающее везение, гармонично дополняющее врожденный талант. В прошлой дождевой гонке он саквапланировал в первом повороте «Нюрбургринга» вместе с группой сотоварищей по несчастью, в общем, на мокрой трассе он показался уязвимым как никогда до этого в течение сезона. Тогда его подкинули назад в гонку краном, сегодня ему тоже где-то повезло: большинству побывавших сегодня в контакте пришлось как минимум менять носовое оперение – Льюис вышел невредимым после бравой атаки Роберта Кубицы, да и опасные свои торможения перед рестартами пережил без инцидентов. С чем не поспоришь, так это с тем, что везет сильнейшим. А Хэмилтон сегодня бесспорно таковым являлся, ведь за два дня в калейдоскопе сложнейших погодных условий он насобирал хет-трик! Ну и как заслуженно сильнейшему накануне, ему сегодня было чуть-чуть легче без этого фонтана брызг в лицо и необходимости серьезно бороться за позиции.

Но вернемся к Кубице. Мне пришелся не по душе этот проезд по пит-лейн, которым наградили судьи поляка за попытку обгона лидера чемпионата. Да, маневр был слегка оптимистичным, но сегодня таких было немало – что ж всех наказывать направо и налево, тем самым отбивая охоту вообще атаковать? Вон Феттель на Алонсо тоже наехал, и ничего. Правда, позже, за столкновение с Веббером он свое получил, и теперь потеряет 10 мест на старте Гран-при Китая. Или битва того же Роберта с Фелипе Массой на последнем круге – захватывающее зрелище, таких бы побольше! Одно но: они же перепахали все зоны безопасности вокруг, а у нас ведь не гонки по пересеченной местности, нужно и края трека иногда видеть, а не по траве соперников обгонять. Еще я не совсем уловила смысл битвы за это одно очко для бразильца, ну да все равно, спасибо парням, заставили покричать на финише. Может, стоило и Кими завершить своей прорыв подобным кавалеристским наскоком на Хейкки Ковалайнена? Глядишь, и сдался бы соотечественник с мыслью о том, что счет подиумам можно открывать и с третьим местом. Хотя Райкконену-то было что терять – сойди он в этой гонке, и разделил бы судьбу напарника, выбыл из борьбы за титул даже математически. А так очень призрачные шансы еще имеются…

Хейкки сегодня не только добыл первый подиум для себя, а в этом сезоне и  для «Рено». Он во второй из трех сложнейших гонок этого чемпионата оказался на высоте – вспомните хаос в Канаде, когда он был четвертым (лучшая до сих пор его позиция). В обычных гонках, не осложненных сейфети-карами, он в последнее время просто стабилен, во время кавардака умеет найти лазейку – качество универсальности, которое я как-то ставила под сомнение, пока проявляется в гонках на пользу молодому финну.

Еще заметила, в последнее время после гонки никак не обойтись без упоминания Адриана Сутиля. Сегодня сразу после финиша было ну так жалко, что он чуть-чуть не дотянул до очковой зоны! Можете себе представить, как я радовалась, когда пришло сообщение о том, что Лиуцци оштрафован на 25 секунд за обгон под желтыми флагами. Сутиля он как раз и обогнал, и немцу же досталось то восьмое место, которое занимал пилот «Торо Россо». Все-таки есть справедливость в том, что дивиденды пострадавшему же и получать. Так что «Спайкер» дорос до первого очка, ну а Адриан явно перерос свою команду и будет здорово и интересно увидеть его на будущий сезон в кокпите более быстрой машины.