Включите мозги!
"Формулу-1" называют вершиной автоспорта. При этом в последнем слове кто-то делает ударение на "авто", настаивая на том, что данная серия должна быть флагманом технического прогресса в автомобилестроении, а кто-то выделяет "спорт" и ценит в первую очередь соперничество пилотов. В любом случае с приведенным тезисом можно поспорить - спортивная составляющая "Ф-1" оставляет желать лучшего, а фантазию конструкторов направляют в узкое русло регламента, запрещая системы, ставшие привычными на обычных дорожных машинах. Например, трэкшн-контроль. Проблема в том, что технический прогресс, сколь ни захватывающими являются новые изобретения, постепенно убивает человеческий фактор в управлении формулическим болидом. Если дать инженерам волю и легализовать все когда-либо изобретенные технологии, получатся соревнования не пилотов, а автопилотов. Посему необходим компромисс между этими самыми "авто" и "спортом", для достижения которого некоторые технические навороты должны уйти. Болельщики на ура приняли запрет трэкшн-контроля с 2008 года. Система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес в момент разгона, сейчас позволяет пилотам не слишком нежно обращаться с педалью газа. Подумаешь, слишком надавил - компьютер обсчитает разницу крутящих моментов на передних и задних колесах и прикроет подачу лишнего топлива. Без нее повышается роль гонщика - теперь уже его биологическому компьютеру необходимо соображать, как работать с газом и беречь задние шины. Машиной без трекшн-контроля будет сложнее управлять пилотам с агрессивной манерой езды, но не стоит ожидать серьезных пертурбаций в распределении основных сил. В конце концов, предполагается, что все пилоты попали в "Формулу-1" благодаря таланту, продемонстрированному в младших сериях, где трэкшн не используется. Так что вряд ли, скажем, Дженсон Баттон, на Honda которого, как говорят, система используется по минимуму, поедет быстрее Фернандо Алонсо, большую часть карьеры гонявшегося за Renault с ее превосходным программным обеспечением. Если только не построит на будущий год машину принципиально быстрее, чем у соперников… Чего стоит ожидать, так это большего числа ошибок, и, надеюсь, обгонов. Говоря о трэкшн-контроле, невозможно проигнорировать предыдущую попытку объявить его нелегальным. Дело было в 1994-м, но ходили упорные слухи, что некоторые команды продолжали использовать систему, умело пряча код в замысловатых программах. К 2001-му технические комиссары так и не смогли никого уличить, и ФИА сдалась - оказалось, проще легализовать, чем найти. Повторения той истории произойти не должно. С 2008-го стандартизирован блок управления двигателем (ECU будет поставляться McLaren и Microsoft), и замаскировать в нем код уже не удастся. Правила написаны достаточно четко и исключают даже возможность оповещения гонщика об избыточном вращении колес. Но "Формула" не будет "Формулой", если никто не найдет, как эти правила обойти.