Огни большого города
Рассказывая о французском Маньи-Куре, я упомянула новые города, которые должны оказаться на пути "Формулы-1" в ближайшие три года. Сегодня появилась возможность подробнее рассмотреть две трассы, вписанные в улицы испанской Валенсии и города-государства Сингапур. Несмотря на то, что в 20 километрах от Валенсии расположен полноценный и частенько используемый конюшнями автодром имени Рикардо Тормо, мэрия этого города успешно продвигает план проведения в 2009-м именно уличной гонки. Еще более удивительным может показаться тот факт, что в Валенсию вовсе не переедет Гран-при Испании гонка пройдет под титулом Большого приза Средиземноморья, а этап в Барселоне сохранит место в календаре чемпионата.
Таким образом, в то время как Германия из-за финансовых проблем вынуждена сосредоточиться всего на одной гонке, которая будет попеременно проходить то на "Нюрбургринге", то на "Хоккенхаймринге", а Италия остается с единственным этапом в Монце, Испания получит два Гран-при. И это при том, что Берни Экклстоун всегда четко выражал свои намерения расширять географию "Ф-1" за счет отказа от двух мероприятий в одной стране. Идея, предложенная немцами, настолько его захватила, что он даже предложил попеременно проводить Гран-при Великобритании и Франции! Британцы гордо отказались, что случилось с французами, мы прекрасно знаем. Думаю, вы не ошибетесь, если предположите, что два Больших приза в Испании имеют некоторое отношение к национальности действующего чемпиона мира. Страна, ранее предпочитавшая мотогонки, переживает бум интереса к соревнованиям на четырех колесах. А интерес означает деньги, и это главная сила, движущая Экклстоуном. Необходимость проведения гонки в Сингапуре еще одна загадка, ответом на которую, скорее всего, являются деньги. Собственно, зачем региону, который с трудом набирает зрителей на одну гонку, вторая, проводящаяся совсем недалеко от первой? Но правительства как Малайзии так и Сингапура очень хотят принять "Формулу" и готовы на соответствующие траты. Интересно, что, приехав на "Сепанг", Экклстоун сразу принялся критиковать автодром. Мол, грязи вокруг горы, и вообще какой-то он стал потрепанный и захудалый, не то, что восемь лет назад. Знакомая песня в исполнении англичанина обычно он ее заводит о "Сильверстоуне", когда грозится выкинуть британский этап из чемпионата или подвигнуть BRDC на реконструкцию. Сингапур и Малайзия, несомненно, соперники за Гран-при в Азии, такие же, как Бахрейн и ОАЭ на Ближнем востоке. В первые годы, в силу долгосрочных контрактных обязательств, все они должны оказаться в чемпионате, но что будет, например, по истечении контракта Малайзии в 2010-м? Думаю, идея ротации, предложенная Англии и Франции, еще даст о себе знать. Либо гонку получит тот, кто даст больше денег. Представляю, сколько можно заработать на подобном аукционе между шейхами Городские гонки, несомненно, вызывают повышенный интерес со стороны зрителей. Сама идея проведения Гран-при на улочках, например, Монако кажется сумасшедшей, а оттого еще более привлекательной. Если гонка получается скучной, то хотя бы красивые виды радуют глаз это не Бахрейн с его песками и десятком чахлых пальм. А если пилот ошибается, то через секунду его болид отнюдь не возвращается на трассу, а торчит в стальном рельсе ограждения риск аварии составляет неотъемлемую часть популярности автогонок. По-видимому, создать городскую трассу дешевле и быстрее, чем построить постоянный автодром. Валенсии предстоит серьезно поработать с улицами в районе порта, но Сингапур готов принять Большой цирк уже в следующем году. Эккстоун заметил, что у него на примете есть дата октябрь месяц, заключительный этап сезона. Безопасность городских трасс отдельный вопрос. Все хорошо помнят, что случилось с Карлом Вендлингером на Гран-при Монако-94. А представьте, Экклстоун намеревается не просто выпустить болиды на улицы Сингапура, он желает сделать это ночью при свете прожекторов! Аргументация Берни такова: если начать гонку в 20.00 по местному времени, в Европе как раз будет привычное для болельщиков время, в результате чего телекомпании не потеряют своих зрителей. Честно говоря, эти рассуждения мне не совсем понятны проблему разницы часовых поясов, наверное, можно было бы решить сдвигом расписания часа на два. И там еще светло, и у нас уже утро. И что может быть лучше, чем проснуться и сразу посмотреть "Формулу"?
Кто хоть раз видел ночную гонку воочию или по телевизору, признает, что по каким-то необъяснимым причинам зрелище становится гораздо более захватывающим, в свете прожекторов машины кажутся более яркими, а все происходящее немного нереальным. При правильном и достаточно мощном освещении, как признают гонщики, никаких проблем с видимостью они не испытывают, иногда даже видно лучше из-за отсутствия солнечных бликов. Но в "Ф-1" идея пока вызвала настороженность. Алонсо и Уэббер, высказавшиеся по данному вопросу, отмечали именно проблему обеспечения безопасности ночной гонки, особенно если на трассу обрушится тропический ливень. Действительно, не слишком ли экстремально и по улицам, и ночью?