4 мин.

Сообразим на троих?

Пока я собиралась освежить познания по истории «Формулы-1» на предмет трех претендентов на титул перед заключительным этапом чемпионата, нашлись фанаты, уже все сосчитавшие. Интернет-сайт F1Fanatic вспомнил о восьми предыдущих случаях, похожих на нынешнее положение в личном первенстве. С некоторой расширенной редакцией того, как протекали решающие гонки, привожу полный список исторических битв. 1950: выиграл третий До: Хуан-Мануэль Фанхио 26 Луиджи Фаджиоли 24 Нино Фарина 22 После: Нино Фарина 30 Хуан-Мануэль Фанхио 27 Луиджи Фаджиоли 24 В самом первом чемпионате королевских автогонок удача улыбнулась отстающему от соперников Фарине. Его надежная «Альфа» первой пересекла финишную черту, тогда как на такой же «Альфе» Фанхио отказала коробка. Даже заняв место напарника по Скудерии Таруффи, что разрешалось правилами соревнований тех лет, будущий пятикратный до клетчатого флага не добрался. Фаджиоли финишировал только третьим, позади Альберто Аскари, также разделившего функции управления автомобилем с напарником. 1959: выиграл лидер Джек Брэбэм 31 Стирлинг Мосс 25.5 Тони Брукс 23 Джек Брэбэм 31 Тони Брукс 27 Стирлинг Мосс 25.5 Первая линия, оккупированная Моссом и Брэбэмом, предвещала отличную борьбу за титул – и события действительно начали развиваться захватывающе. Сначала Брэбэм обошел Мосса на старте, а затем англичанин вернул лидерство и начал наращивать отрыв. К сожалению, борьба за позиции и фактически за чемпионат продолжалась только пять кругов, после чего Мосс сошел с отказавшей трансмиссией. Брэбэм, однако, не удержал лидерства и всего за несколько сотен метров до финиша выпустил вперед сначала Брюса Макларена, который и стал победителем Гран-при США, а затем и Мориса Тринтиньяна. В довершение всего, у австралийца закончилось топливо, но до финиша он все же дотянул. На четвертом месте, как раз позади Брукса. 1964: выиграл второй

Грэм Хилл 39 Джон Сертис 34 Джим Кларк 30 Джон Сертис 40 Грэм Хилл 39 Джим Кларк 32 На заключительном этапе в Мексике в худшем положении был Кларк, которому для оформления своего второго титула необходима была только победа при условии схода Хилла и третьем месте Сертиса. И он идеально выполнял поставленную задачу – выиграл поул с преимуществом почти в секунду над ближайшим преследователем, и лидировал в гонке, пока мотор его «Лотуса» на начал терять масло. За круг до финиша Кларку пришлось остановиться. Гонка Хилла началась только с третьей линии стартового поля, на старте он провалился на десятую позицию, а затем выбрался на третью – этого было достаточно для победы в чемпионате. Однако в столкновении с Лоренцо Бандини («Феррари») на середине дистанции была повреждена выхлопная система его «БРМ», и англичанину пришлось сойти. Чемпионат с преимуществом в одно очко выиграл моточемпион Сертис, которого на второе место выпустил напарник по «Феррари» Бандини. 1968: положение не изменилось Грэм Хилл 39 Джеки Стюарт 36 Денни Хьюм 33 Грэм Хилл 48 Джеки Стюарт 36 Денни Хьюм 33 Решающий Гран-при снова проходил в Мексике, но на этот раз события развивались менее драматично для лидера чемпионата Хилла. Он квалифицировался только на второй линии стартового поля, но на старте вышел в лидеры, пройдя Йо Зифферта и Криса Эймона. Поскольку Хьюм сошел уже на 11 круге из-за проблем с задней подвеской, а Стюарта настигли проблемы с системой подачи топлива, Хилл победой оформил свой второй титул. 1974: положение не изменилось Эмерсон Фиттипальди 53 Клей Регаццони 52 Джоди Шектер 45 Эмерсон Фиттипальди 55 Клей Регаццони 52 Джоди Шектер 45 Семь разных победителей и четыре претендента на корону по ходу чемпионата – таким было первенство 1974-го. К финальному раунду в «Уоткинс Глен» из борьбы выбыл Ники Лауда («Феррари»), и соперников осталось трое. А уже со старта их практически осталось только двое, ибо Регаццони испытывал проблемы с управлением своей «Феррари» и медленно проваливался сквозь пелетон. Фиттипальди оставалось только присматривать за впереди идущим Шектером, но и надежды последнего растаяли на 45 круге, когда топливная система дала течь. Эта гонка была омрачена трагедией: на десятом круге при лобовом столкновении с отбойником погиб на месте Хельмут Койнигг, что, однако, не остановило борьбу на трассе. 1981: выиграл второй Карлос Рейтеманн 49 Нельсон Пике 48 Жак Лаффит 43 Нельсон Пике 50 Карлос Рейтеманн 49 Алан Джонс 46 Лидер чемпионата Рейтеманн выиграл поул, но рядом стоял напарник по «Уильямсу» Алан Джонс, совершенно не собиравшийся помогать аргентинцу в завоевании короны из-за ссоры с командой по поводу командных приказов. Джонс намеревался выиграть, и он достиг цели, выиграв старт и лидируя до самого клетчатого флага. Рейтеманн не выдержал прессинга решающего этапа: со старта провалился за пределы очковой зоны, провел там большую часть гонки, пропустил вперед Пике и в результате финишировал с «баранкой», тогда как бразилец взял пятую позицию и необходимые для победы в первенстве два очка. 1983: выиграл второй Ален Прост 57 Нельсон Пике 55 Рене Арну 49 Нельсон Пике 59 Ален Прост 57 Рене Арну 49 Пике не только квалифицировался на втором месте, лучше своих прямых соперников, но и выиграл старт у Патрика Тамбэ и начал наращивать внушительный отрыв. Поскольку Арну и Прост вскоре сошли из-за механических проблем, бразилец не напрягаясь и даже выпустив вперед напарника по «Брэбэму» Риккардо Патрезе, а затем и Андреа де Чезариса, спокойнодобрался до финиша на достаточной для победы над Простом третьей позиции. 1986: выиграл второй Найджел Мэнселл 70 Ален Прост 64 Нельсон Пике 63 Ален Прост 72 Найджел Мэнселл 70 Нельсон Пике 69 Этот незабываемый взрыв покрышки на «Уильямсе» Мэнселла мы обсуждали в видео-превью к Гран-при Австралии. Итого, лишь однажды, в самом первом чемпионате мира события в последнем решающем Гран-при сложились в пользу пилота, занимавшего до этого третью позицию. Второй, стараниями неоднократных обладателей короны Пике и Проста, выигрывал в половине случаев. И трижды лидер выдерживал прессинг и не уступал позицию. У Фернандо Алонсо статистически наивысшие шансы? Или Льюис Хэмилтон сравняет исторический счет?