Ловушки безопасности
Герой канадской гонки не вызывает сомнений это безопасный современный болид «Формулы-1» с его крепким монококом. То, что польский пилот Роберт Кубица после страшных кульбитов даже ничего не сломал, а всего лишь потянул лодыжку и уже сегодня покинет госпиталь, иначе как чудом и не назовешь. Но за этим чудом многолетняя работа по ужесточению мер безопасности, и она приносит вполне реальные плоды. Тьфу три раза.
Антигерой Гран-при Канады, на мой взгляд, тоже очевиден. Он, кстати, тоже связан со словом безопасность это машина безопасности, а точнее новые правила проведения гонки в условиях сэйфети-кар. Ждали мы пять этапов, чтобы посмотреть, как же они работают, и вот, дождались. Получилась, как обычно, лотерея, но на сей раз с элементами абсурда.
Собственно, плюсов в том, чтобы закрыть пит-лейн одновременно с объявлением о сэйфети-кар, и открыть его только после того как пелетон выстроится за «Мерседесом» с мигалками, я как-то не заметила. Их наверняка прочувствовали Льюис Хэмилтон и Ник Хайдфельд, ибо их стратегии с новыми правилами в конфликт не вошли успели они оба своих пит-стопа совершить буквально за круг до выхода машины безопасности. И вот ведь как раньше было: объявили о сэйфети-кар, кто-то среагировал, успел просчитать ситуацию, заскочить в боксы, получить преимущество. Был выбор, альтернатива, присутствовал человеческий фактор. И все восторгались четким видением гоночной ситуации пилотом и его инженером. Абсолютно не умоляя заслуг пилотов «Макларена» и «БМВ», вчера для них просто удачно сложились обстоятельства все аварии происходили после их дозаправок. Везение чистой воды. Везет, правда, сильнейшим
Так, а минусы все налицо: два штрафа «стоп-энд-гоу», две дисквалификации и ряд пилотов жалующихся на испорченную гонку. Давайте начнем со штрафов Фернандо Алонсо и Нико Росберга. Они утверждают, что не могли ждать открытия пит-лейн запас топлива (вернее его отсутствие) не позволял. В принципе, правила разрешают дозаправку и при закрытой пит-лейн, но четко прописывают наказание: нужно потом отстоять десять секунд в боксах. А делать-то нечего. Или штраф, или остановиться на трассе с пустыми баками. Согласитесь, получается как-то глупо и жутко несправедливо двукратный чемпион мира вынужден, именно вынужден, ибо выбора у него никакого, сознательно идти на штраф из-за того, что два аутсайдера не удержались от крепкого «поцелуя» с отбойником!
Ситуация вторая. Фелипе Масса и Джанкарло Физикелла, покидая пит-лейн, проезжают на красный, запрещающий сигнал светофора. Оправдания им, конечно, нет. Эти грабли не новые, а вполне уже разведанные двумя годами ранее, кстати, тут же в Канаде, Хуаном-Пабло Монтойей. Наказание тоже известно черный флаг, то есть немедленное снятие болидов с дистанции.
Но давайте восстановим, как оно все было на этот раз. Масса на момент открытия пит-лейн возглавляет гонку. Он останавливается, и пока происходит обслуживание его «Феррари» в боксах, пелетон ползет мимо выезд с пит-лейн согласно статье 40.11 спортивного регламента оказывается закрыт! Получается своеобразная ловушка для лидера, хоть Масса и не настоящий лидер (случись аварии «Спайкеров» парой кругов ранее, на его месте мог оказаться настоящий Хэмилтон). Он не только теряет время на пит-стопе, но вынужден терять еще больше, стоя на красном свете и пропуская уже сбившийся за сэйфети-каром пелотон. Чистой воды абсурд при определенном раскладе в этой ситуации гонку может выиграть какой-нибудь записной аутсайдер! В последнее время «Формуле-1», конечно, не хватает элемента неожиданности, но не до такой же степени.
Кстати, ни Масса ни Физикелла не потеряли бы позиций, если бы отстояли положенное время в ожидании зеленого сигнала светофора. Оставшийся на трассе пелотон в тот момент замыкал Марк Уэббер, и он уже проехал первый поворот в тот момент, когда пилоты «Феррари» и «Рено» нарушили правила. Да-да, а красный сигнал горит вот так долго пока последний гонщик не проедет мимо выезда с пит-лейн.
Раз уж зашла речь о Марке Уэббере. Он как раз в числе жаловавшихся на неудачное время выходов сейфети-каров. Дело в том, что перед своим последним пит-стопом австралиец был вторым. Понятно, что удержаться в качестве серебряного призера до финиша гонки он бы не смог, но в очках, пожалуй, приезжал. Вместо этого девятое место.
Рубенс Баррикелло шел третьим и тоже претендовал на зачетные очки, а в результате очередного «ужатия» пелетона оказался последним. Какое все-таки унижение для «Хонды», ведь Такума Сато финишировал шестым, а на счету заводской команды по прежнему зеро.
А если выбирать героя Гран-при Канады среди реальных лиц, то это, на мой взгляд, Алекс Вурц. Да, ему с его стратегией одного пит-стопа в целом повезло, как и двум первым призерам. Но не будем забывать, что на восьмом круге его болид пострадал в столкновении с «Торо Россо» Скотта Спида, и всю оставшуюся дистанцию австриец проехал с поврежденным задним антикрылом. Большую ее часть, кстати, на резине «суперсофт», которая на болиде Алонсо зернилась так сильно, что тот не мог сдержать атаку Такумы Сато на «Супер Агури».
Ну и второй герой Хейкки Ковалайнен, на счету которого прорыв на 18 мест вверх. Заметьте, он, как и большинство соперников позади, дважды остановился в боксах, но в отличие от них вторую дозаправку совершил самым первым, за несколько кругов до того как Кристиян Альберс оставил переднее антикрыло на гоночном полотне. Кстати, Физикеллу тоже успели обслужить в боксах до третьего периода машины безопасности «Рено» как чувствовала, что стоит побыстрее расправиться с дозаправками. А может, снова везение
есть рацпредложение Максу и Берни: давайте в 2-3-х Гран При вместо того, чтобы тратить кучу бабла на проведение гонки, определять победителя и места в очках жребием, орлянкой, генератором случайных чисел или чем-то ещё подобным? будет так здорово, весело, непредсказуемо и интересно!
«...а для того, чтобы дать возможность маленьким командам (которых и так не осталось почти) получать очки, лучше бы поборолись с надёжностью, которая такова, что лучшие конюшни могут тупо занять первые 8 мест и ехать до финиша.»
Тебе не угодишь:)
Уж или паравозик, или интересно.
А что касается везения... Да, конечно, кому-то повезло больше, кому-то меньше. Но всё-таки выше оказались те, кто не допускал ошибок.
Но теперь ясно, что именно делает формулу зрелищной - машина безопасности. И желательно не меньше 4 раз за гонку :)
Если не ошибаюсь, то головой он до полотна не дотронется ни при каких условиях, таково строение монокока, что бы гоньщик при перевороте машины не мог касаться асфальта. Но естественно при таких авариях как у Роберта когда машина крутится во всех плоскостях, тут уже ничего не сделаешь...
я, знаешь, за баланс. разумный такой. я много помню гонок, где было «интересно» - в смысле, лидеры обламывались, тёмные лошадки (привет Хэмильтону) добивались успеха, и эти пертурбации тоже нередко были связаны со случайностями - сходы, дождь. но эта не была такая вот «запрограммированная» случайность.
вообще, всё это начавшееся ещё с изменения формата квалификации (того, старого формата: час и 12 кругов) нормирование гоночного процесса - это путь размывания формульной традиции в унылой канаве американских законов гоночного шоу-бизнеса.
Ну давайте менять правила после каждой гонки, которая нам не понравилась, или в которой наш любимчик оказался вне игры. Тоже получится земечательный чемпионат. Можно например менять правила прямо во время гонки, в зависимости от сложившейся в чемпионате ситуации. Отличный подход.
За пять предыдущих гонок самым ярким событием стал скандал в монако, раздутый на голом месте, а тут за гонку столько событий, что хватило бы на все гранпри с начала сезона.
И всё равно не так.
«Вот как бы конечно хорошо, но слишком хорошо. Перебор. Надо чуть-чуть поскучнее. Кто это там на подиуме скачет? А ну слезай! Не положено тебе в этом сезоне! В этом сезоне борются МакЛарен и Феррари! Ясно? Квалификации выигрывать научитесь!»
Самое смешное что если в ближаейшие гонки не будет пейскаров, то споры поутихнут и снова будем друг-другу жаловаться на скукотищу, отсутствие обгонов, на маленькую разницу очков 1-го и 2-го места и т.д. и т.п.
ФЕРНАНДО АЛОНСО НА ГРАНИ НАДЛОМА. МАКЛАРЕН ТОЖЕ.
Статья в тело сообщения не входит. Даю ссылку:
http://forum.erawap.ru/viewtopic.php?t=481&postdays=0&postorder=asc&start=4080