5 мин.

Ловушки безопасности

Герой канадской гонки не вызывает сомнений — это безопасный современный болид «Формулы-1» с его крепким монококом. То, что польский пилот Роберт Кубица после страшных кульбитов даже ничего не сломал, а всего лишь потянул лодыжку и уже сегодня покинет госпиталь, иначе как чудом и не назовешь. Но за этим чудом — многолетняя работа по ужесточению мер безопасности, и она приносит вполне реальные плоды. Тьфу три раза.

Антигерой Гран-при Канады, на мой взгляд, тоже очевиден. Он, кстати, тоже связан со словом безопасность — это машина безопасности, а точнее новые правила проведения гонки в условиях сэйфети-кар. Ждали мы пять этапов, чтобы посмотреть, как же они работают, и вот, дождались. Получилась, как обычно, лотерея, но на сей раз с элементами абсурда.

Собственно, плюсов в том, чтобы закрыть пит-лейн одновременно с объявлением о сэйфети-кар, и открыть его только после того как пелетон выстроится за «Мерседесом» с мигалками, я как-то не заметила. Их наверняка прочувствовали Льюис Хэмилтон и Ник Хайдфельд, ибо их стратегии с новыми правилами в конфликт не вошли — успели они оба своих пит-стопа совершить буквально за круг до выхода машины безопасности. И вот ведь как раньше было: объявили о сэйфети-кар, кто-то среагировал, успел просчитать ситуацию, заскочить в боксы, получить преимущество. Был выбор, альтернатива, присутствовал человеческий фактор. И все восторгались четким видением гоночной ситуации пилотом и его инженером. Абсолютно не умоляя заслуг пилотов «Макларена» и «БМВ», вчера для них просто удачно сложились обстоятельства — все аварии происходили после их дозаправок. Везение чистой воды. Везет, правда, сильнейшим…

Так, а минусы все налицо: два штрафа «стоп-энд-гоу», две дисквалификации и ряд пилотов жалующихся на испорченную гонку. Давайте начнем со штрафов Фернандо Алонсо и Нико Росберга. Они утверждают, что не могли ждать открытия пит-лейн — запас топлива (вернее его отсутствие) не позволял. В принципе, правила разрешают дозаправку и при закрытой пит-лейн, но четко прописывают наказание: нужно потом отстоять десять секунд в боксах. А делать-то нечего. Или штраф, или остановиться на трассе с пустыми баками. Согласитесь, получается как-то глупо и жутко несправедливо — двукратный чемпион мира вынужден, именно вынужден, ибо выбора у него никакого, сознательно идти на штраф из-за того, что два аутсайдера не удержались от крепкого «поцелуя» с отбойником!

Ситуация вторая. Фелипе Масса и Джанкарло Физикелла, покидая пит-лейн, проезжают на красный, запрещающий сигнал светофора. Оправдания им, конечно, нет. Эти грабли не новые, а вполне уже разведанные двумя годами ранее, кстати, тут же в Канаде, Хуаном-Пабло Монтойей. Наказание тоже известно — черный флаг, то есть немедленное снятие болидов с дистанции.

Но давайте восстановим, как оно все было на этот раз. Масса на момент открытия пит-лейн возглавляет гонку. Он останавливается, и пока происходит обслуживание его «Феррари» в боксах, пелетон ползет мимо — выезд с пит-лейн согласно статье 40.11 спортивного регламента оказывается закрыт! Получается своеобразная ловушка для лидера, хоть Масса и не настоящий лидер (случись аварии «Спайкеров» парой кругов ранее, на его месте мог оказаться настоящий — Хэмилтон). Он не только теряет время на пит-стопе, но вынужден терять еще больше, стоя на красном свете и пропуская уже сбившийся за сэйфети-каром пелотон. Чистой воды абсурд — при определенном раскладе в этой ситуации гонку может выиграть какой-нибудь записной аутсайдер! В последнее время «Формуле-1», конечно, не хватает элемента неожиданности, но не до такой же степени.

Кстати, ни Масса ни Физикелла не потеряли бы позиций, если бы отстояли положенное время в ожидании зеленого сигнала светофора. Оставшийся на трассе пелотон в тот момент замыкал Марк Уэббер, и он уже проехал первый поворот в тот момент, когда пилоты «Феррари» и «Рено» нарушили правила. Да-да, а красный сигнал горит вот так долго — пока последний гонщик не проедет мимо выезда с пит-лейн.

Раз уж зашла речь о Марке Уэббере. Он как раз в числе жаловавшихся на неудачное время выходов сейфети-каров. Дело в том, что перед своим последним пит-стопом австралиец был вторым. Понятно, что удержаться в качестве серебряного призера до финиша гонки он бы не смог, но в очках, пожалуй, приезжал. Вместо этого — девятое место.

Рубенс Баррикелло шел третьим и тоже претендовал на зачетные очки, а в результате очередного «ужатия» пелетона оказался последним. Какое все-таки унижение для «Хонды», ведь Такума Сато финишировал шестым, а на счету заводской команды по прежнему зеро.

А если выбирать героя Гран-при Канады среди реальных лиц, то это, на мой взгляд, Алекс Вурц. Да, ему с его стратегией одного пит-стопа в целом повезло, как и двум первым призерам. Но не будем забывать, что на восьмом круге его болид пострадал в столкновении с «Торо Россо» Скотта Спида, и всю оставшуюся дистанцию австриец проехал с поврежденным задним антикрылом. Большую ее часть, кстати, на резине «суперсофт», которая на болиде Алонсо зернилась так сильно, что тот не мог сдержать атаку Такумы Сато на «Супер Агури».

Ну и второй герой — Хейкки Ковалайнен, на счету которого прорыв на 18 мест вверх. Заметьте, он, как и большинство соперников позади, дважды остановился в боксах, но в отличие от них вторую дозаправку совершил самым первым, за несколько кругов до того как Кристиян Альберс оставил переднее антикрыло на гоночном полотне. Кстати, Физикеллу тоже успели обслужить в боксах до третьего периода машины безопасности — «Рено» как чувствовала, что стоит побыстрее расправиться с дозаправками. А может, снова везение