Америка в пролете
За долгоиграющими шпионскими страстями между «Маклареном» и «Феррари» да эмоциональной перебранкой Фернандо Алонсо и Фелипе Массы как-то выпал из поля зрения еще один скандал ссора в боксах «Скудерии Торо Россо» после Гран-при Европы. А на самом деле у этой локальной вспышки эмоций и взаимных обвинений последствия оказались самыми далеко идущими и заслуживающими обсуждения.
Наверное, стоит дать краткий обзор событий для тех, кто совсем пропустил или слышал только разрозненные новости об этом скандале с элементами рукоприкладства. Итак, действующие лица пилот «СТР» Скотт Спид и руководитель команды Франц Тост. Место действия боксы конюшни. Время сразу по возвращении американца после его вылета в затопленном первом повороте «Нюрбургринга». Собственно, огорченный, а скорее разъяренный, тем, что оба его подопечных бесславно покинули гонку на 3 круге, Тост набросился на Спида с обвинениями. Когда пилот развернулся, чтобы уйти, босс ударил его кулаком в спину, а потом последовал за ним в закрытый отсек, где схватил за грудки и пару раз встряхнул. Уже после финиша гонки, Тост немного успокоился и извинился перед Скоттом, а первые предположения, что после потасовки американца точно выпрут из команды, были слегка приглушены присутствием гонщика на тестах в Мюджелло и публичным заявлением Тоста о том, что Спид примет участие в гонке в Будапеште.
Правда, после этого пилот дал интервью, в котором сообщил, что выступать в команде с таким руководством ему не по душе, его уже давно унижают и недооценивают, и вообще, в следующий раз он не посмотрит, что босс, врежет Тосту в ответ Эх, упустил он шанс начиная с Гран-при Венгрии второй болид «СТР» будет пилотировать уже Себастьян Феттель. А единственный представитель США покидает «Ф-1» вслед за Большим призом своей страны. Должна признаться, что Скотт Спид не тот пилот, по которому я буду скучать. За полтора года в Формуле-1 его выступления не впечатлили, запомнился он в основном авариями. Конечно, и «СТР» далеко не «Макларен», но все же обычно заслуживающий внимания талант просвечивает даже сквозь прорехи в технической части вспомним хотя бы дебют Алонсо в «Минарди». Честно говоря, в следующем году я и не ожидала увидеть американца в пелетоне, а освободил место для других пилотов чуть раньше так оно и к лучшему. Но при всем сказанном, согласитесь, что руководство команды обошлось с ним слишком жестоко.
Обвинять Скотта в том вылете на «Нюрбургринге» вообще несправедливо, ведь по соседству с ним оказались и более опытный Дженсон Баттон и так высоко ценимый лидер чемпионата Льюис Хэмилтон. Вспышка гнева со стороны Тоста чисто эмоциональна и не обоснована. И это только эпизод с Гран-при Европы, а ведь гнобили пилота и до этого. Например, Герхард Бергер очень часто, еще перед тем как официально в межсезонье подтвердить его контракт, критиковал Спида за недостаточную преданность команде и нежелание отдавать всего себя работе в коллективе. Требования австрийца понятны, но и публичная критика в прессе не лучший способ мотивировать к усердному труду. Тяжело, безусловно, было Спиду в такой атмосфере.
А Феттеля, напротив, Бергер ценит высоко, и в команду на будущий год неоднократно прочили именно молодого немца вместе с Себастьеном Бурдэ. На мой взгляд, «Торо Россо» ничего не теряет на замене Спида на дебютанта сезона Феттеля, а может даже выигрывает перемена может дополнительно заинтересовать, мотивировать и вдохновить команду, а кое-кого, имеется ввиду Витантонио Лиуцци, присутствие свежего соперника может, наконец, встряхнуть.
«БМВ-Заубер», отпустив своего третьего пилота (его место займет Тимо Глок), и вовсе только выигрывает. С нынешними ограничениями на тесты обкатывать и тренировать молодежь стало тяжело, ведь надо и боевым пилотам дать километраж, и болид доводить с более опытными гонщиками. И конечно, тестовый и гоночный опыт невозможно сравнивать: одно дело наматывать буквально в одиночестве круг за кругом, сражаясь только с трассой и техникой, и совсем другое оказаться в гуще событий и, не теряя скорости, вести борьбу с соперниками.
Многих дебют Себастьяна на Гран-при США, где он заменял Роберта Кубицу, не впечатлил, в первую очередь как раз из-за того, что в той самой «гуще» на старте и на входе в первый поворот молодой немец растерялся, не знал, куда же ему деваться, и в результате вылетел. После этого он отнюдь не безошибочно шел на своей десятой позиции, никого не обгоняя, и добрался до очковой зоны только благодаря сходам впереди. Согласна, ничего сверхъестественного он не показал (особенно по сравнению с дебютом Хэмилтона), но задачу минимум выполнил до финиша добрался, да еще и в историю «Формулы» попал как самый молодой пилот набравший очки.
Многие считают, что Феттель еще слишком молод (ему 3 июля стукнуло 20) и неопытен для полноценных выступлений в королевском классе. Но, заметьте, он далеко не самый молодой дебютант, например Алонсо в списке «зеленых» идет третьим, а немец и вовсе шестой. И если уж его проталкивают в Формулу вместо того, чтобы обкатать еще годик в ГП2, то как раз в «Торо Россо» ему и дебютировать он гонщик из программы «Ред Булла», а в остальных командах и мест-то особо нет.
Шанс для Феттеля отличный, безусловно. С другой стороны, если он не начнет блистать в команде-аутсайдере (разумеется, в рамках, ограниченных возможностями STR2, то есть в сравнении с напарником), то его дальнейшая карьера может оказаться под большим вопросом. Ведь Тонио Лиуцци Франц Тост и Герхард Бергер, как и Спида, ценят не слишком высоко. В идеале, Тост хотел бы избавиться и от итальянца.
Никто не требует от новичка, впервые садящегося за руль болида STR2, с первых же гонок опережать напарника, ему нужно дать некоторое время на притирку к команде и машине. Но через несколько этапов да, с него начнут спрашивать результат, особенно в свете выступлений Лиуцци. Итальянец, как только у него что-то начинает получаться в этом сезоне, сразу находит какой-нибудь отбойник для бесславного завершения гонки, да еще потом пытается обвинить в сходе мистические и никем не обнаруженные механические проблемы. В итоге, он сейчас занимает аж предпоследнее(!) место в личном зачете, за Альберсом(!) и перед Винкельхоком, на счету которого всего одна незачетная гонка. Надеюсь, Феттель все же сумеет проявить себя на таком фоне.
Может имеет смысл внимательнее относиться к отбору пилотов перед подписанием контракта?