14 мин.

Что случилось на Гран-при в Бразилии: как Ферстаппен прорвался на подиум с пит-лейн?!

Все обгоны и быстрые мысли.

Формула-1» накатила на бразильский «Интерлагос» с волной титульной интриги. После разборок в Мексике в чемпионате сменился лидер – Ландо Норрис вышел вперед с преимуществом в 1 балл, Макс Ферстаппен тоже подтянулся до 36 баллов.

«Ред Булл» требовалась победа для сохранения реальных шансов на пятый титул «Ф-1» подряд, а Пиастри срочно нужно было побеждать напарника – и прервать неудачную серию.

Кому благоволили расклады, условия трека и котировки букмекеров – мы подробно описывали здесь.

А уже перед первыми тренировочными заездами интрига раздулась еще сильнее: на всю субботу в Сан-Паулу объявили штормовое предупреждение с ливнями и ветром до 70 км/ч. На воскресенье – без осадков, но с порывами до 50 км/ч.

При этом команды впервые за весь сезон не привезли новинок и даже особых деталей для адаптации к автодрому – пелотон понадеялся на склад деталей и сборку достойной комбинации из старых версий машин. Все-таки последняя волна улучшений закончилась буквально этап назад, а «Ф-1» навестила уже достаточно разнообразных треков.

Все о спринтоквале и спринте можно изучить здесь: в итоге дождь стих перед стартом, но трек оказался достаточно влажным для массовых крэшей и аварии недавнего лидера чемпионата Оскара Пиастри.

Квалификация: крах Ферстаппена и наименьшие разрывы в топ-10 за всю историю «Ф-1»

После аварий в спринте «Альпин» выдала Колапинто новое шасси и коробку передач, но поставила старую силовую установку.

«Заубер» поменял шасси Бортолето – Габриэл развалил старое на скорости 339 км/ч с перегрузкой 34G при первом ударе и 57G при втором ударе. Но машину для квалы так собрать и не успели.

«Феррари» подкрутила моторы, выдав больше мощности, и поставила менее загруженные антикрылья – поскольку в предыдущих заездах Леклер и Хэмилтон страдали на прямых без понятной причины. Дополнительная нагрузка прижимной силой не могла перейти в такую катастрофическую потерю скорости, по признанию Леклера.

 «Ред Булл» изменил настройки после спринта – но, кажется, сделал только хуже: оба пилота вылетели в первом же сегменте!

 «Интерлагос» доказал реноме «великого уравнителя» с шансом для середняков – топ-10 уложился в 0,5 секунды, а второй сегмент закончился с разрывом в 0,3 секунды. Это история – зафиксирован рекорд по наименьшему разрыву за все годы проведения «Ф-1».

Перестановки перед гонкой: Ферстаппен отправился на пит-лейн

После провала в квалификации «Ред Булл» осознал безнадежность ситуации и пересобирал машину Ферстаппена всю ночь в нарушение правил «закрытого парка». В итоге ему поставили полностью новую силовую установку и перенастроили болид с нуля.

«Хаас» также поставил Окону новый ДВС и поменял настройки – Эстебан отправился на пит-лейн за Максом. «Астон Мартин» тоже поменял весь набор силовой установки на болиде Стролла – но в ход пошли уже использованные и омологированные компоненты, так что №18 обошелся без штрафа.

Ночью и утром в Сан-Паулу вновь прошел дождь и освежил асфальт, смыв накатанную за спринт и квалификацию резину. Перед самым стартом прошелся еще один короткий ливень. Уровень сцепления вновь упал.

Оттуда – и разнобой по шинам для старта: «софт» взяли Антонелли, Аджар, Лоусон, Бермэн, Гасли, Хэмилтон и Сайнс. «Медиум» – Норрис, Пиастри, Леклер, Расселл, Хюлькенберг, Албон, Колапинто и Албон. Остальные пошли ва-банк и рискнули с «хардом» – по холодному полувлажному треку!

Старт и первые круги: моментальный крах «Феррари»

Норрис выиграл старт, а за лидерами блестящий рывок выдали «Рейсинг Буллз»: Аджар атаковал Леклера, а Лоусон обогнал Расселла!

Бортолето добавил к аварии в спринте вылет на первом круге и в гонке – столкнулся со Строллом и разбил антикрыло и подвеску о барьер. Сэйфти-кар.

Хэмилтон тоже разбил переднее антикрыло в столкновении с «Альпин». Льюис заехал в боксы для ремонта и смены шин – вернулся последним. Цунода тоже побывал на пит-стопе.

Хэмилтон получил 5 секунд штрафа за этот момент.

Рестарт на 5-м круге – Норрис вновь его выиграл, Антонелли проспал рывок, Пиастри нырнул на внутреннюю траекторию при попытке выйти на вторую позицию – и приехал в «Мерседес»! Кими отлетел в Леклера и вынес «Феррари», алая машина сошла. Включился режим виртуального сэйфти-кара.

Повторы с бортовых камер:

Оскару прилетел штраф в 10 секунд за столкновение.

Ферстаппен проколол колесо и вынужден был остановиться в боксах на 9-м круге – откатился на 16-е.

Рестарт на 9-м круге – на этот раз без происшествий.

На 11-м круге Расселл обогнал Аджара и вернул 4-ю позицию.

Цунода получил 10 секунд штрафа за столкновение со Строллом.

На 12-м круге Бермэн атаковал Лоусона и вырвал 6-е.

Первая половина гонки: Гонки «Макларенов», прорыв Ферстаппена

На 13-м круге Ферстаппен обогнал Хэмилтона и пробился на 15-е.

Хэмилтон заехал на второй пит-стоп на 17-м круге – «хард» совершенно не сработал. Норрис тем временем сохранял отрыв от Пиастри в 2,5 секунды, Оскар оторвался от Антонелли на 2 секунды.

После пит-стопов Берэмна и Сайнса на 18-м круге Ферстаппен поднялся на 9-е. Норрис оторвался от Пиастри на 4 секунды.

На 19-м круге Аджар и Гасли тоже заехали в боксы – Изак вернулся позади Бермэна, а Макс поднялся на 7-е.

На 21-м круге Ферстаппен ворвался в топ-5 мимо Албона, а Хюлькенберг опередил Алонсо. 

Пит-стоп Антонелли на 22-м круге – Кими вернулся 12-м, едва впереди Бермэна. Расселл остался позади Пиастри в 5 секундах. Макс – уже 4-й.

На 26-м круге Норрис оторвался от Пиастри на 5,5 секунд, Оскар уехал от Расселла на 7 секунд. 

Норрис заехал на пит-стоп на 31-м круге – вернулся на прикатанном «софте» на 4-м позади Ферстаппена: 15 секунд до Пиастри, 40 кругов до финиша. 

Вторая половина гонки: Норрис против Ферстаппена, преследование Пиастри со штрафом

На 32-м круге Ландо настиг Ферстаппена и приступил к давлению. Круг спустя «Макларен» облетел «Ред Булл» на прямой.

Хэмилтон заехал на очередной пит-стоп на 33-м круге. Цунода получил еще 10 секунд штрафа за неправильное отбытие предыдущего штрафа.

Хюлькенберг красиво обогнал Албона в битве за 6-е место на старых шинах – на 34-м круге!

Расселл и Ферстаппен побывали в боксах на 35-м круге – Расселл выехал позади паровозика Хюлькенберга, Макс – в трафик 10-м. Норрис выпустился в чистый воздух в 11 секундах от Пиастри. 

Пиастри заехал в боксы на 39-м круге – вернулся на «софте» 7-м, в 27 секундах позади Норриса. После волны пит-стопов Бермэн оказался 4-м,, Лоусон – 6-м.

Финальная фаза гонки: погоня Ферстаппена и Пиастри за подиумом

Бермэн побывал в боксах еще раз на 43-м круге и выпустил Ферстаппена и Пиастри в топ-5 – в 22 секундах. В топ-10 оказались Лоусон, Окон и Хюлькенберг. Макс и Оскар отыгрывали по секунде с круга у Ландо.

Антонелли заехал на второй пит-стоп на 48-м круге и вернулся прямо в схватку с Лоусоном на 6-м. Отставание Пиастри от Ферстаппена – 2 секунды, от Норриса – 18 секунд.

Расселл последовал на пит-стоп на 49-м круге – и выехал 6-м в 2,5 секундах после напарника.

На 49-м круге Бермэн полкруга атаковал Хюлькенберга – и все-таки вырвал у «Заубера» 7-е.

На 50-м круге Норрис заехал на второй пит-стоп – получил прикатанный «медиум» и вернулся 3-м! В 4 секундах позади Пиастри и в 8 секундах за Ферстапенном. 

Пиастри внезапно последовал за напарником на 52-м круге – и вернулся 7-м: позади Бермэна с Лоусоном и сзади «Мерседесов», и в 25 секундах за Норрисом! 

Сам Ландо остался в 7,5 секундах от Ферстаппена. 

Ферстаппен побывал в боксах на 55-м круге – и вернулся 4-м: позади «Мерседесов», но впереди Пиастри, которого сдержал Лоусон! Норрис вновь вышел в лидеры с преимуществом в 14 секунд.

Пиастри опередил Лоусона только на 56-м круге через полкруга после выпуска Ферстаппена.

Рывок к финишу: «Мерседес» в битве за подиум!

Бермэн опередил Лоусона в битве за 6-е на 57-м круге.

За 10 кругов до финиша Ферстаппен настиг Расселла и въехал в его крыло DRS. Пиастри все еще старался настичь их в 4,5 секундах.

И на 63-м Ферстаппен подготовил атаку на главной прямой – и облетел «Мерседес» в битве за подиум при старте с пит-лейн! Просто выбрал альтернативную траекторию и оказался в 10 секундах за Норрисом. 

На 67-м круге Ферстаппен настиг уже Антонелли и ворвался в его зону DRS. 

Пиастри настиг Расселла только на 70-м круге. 

Норрис спокойно довел гонку до победы – все-таки никто не осмелился бросить ему вызов альтернативной стратегией. Антонелли ошибся на последнем круге и подпустил Ферстаппена – но на последовавшем техничном секторе не уступил и дотянул до подиума.

Расселл выдержал напор Пиастри – Оскар умудрился в итоге не выиграть позицию. А Лоусон довез паровозик из быстрейших машин до финиша на 7-м месте – массивный триумф «Рейсинг Буллз».

Гонщик дня – Макс Ферстаппен. Действительно: прорыв с пит-лейн в топ-3 – ничем не хуже прошлогоднего рывка с 17-го к победе, ведь сейчас у него не было помощников в виде сэйфти-каров, зато медленный прокол разнес всю тактику.

Быстрые мысли: секреты прогресса Норриса, печальный итог краха «Феррари»

Главным квестом Гран-при – помимо быстрого поиска настроек – стало распределение комплектов шин между днями с учетом прогноза погоды. Важность попадания в комплект и его быстрого прогрева показал спринт: малейшая ошибка на влажном покрытии гарантировала аварию и безвозвратную утрату шансов. Невысокая температура асфальта требовала особой магии для прогрева резины и быстрой подготовки к кругу, а резкий порывистый ветер требовал от пилотов дополнительного мастерства контроля и удачи.

Потому этап на «Интерлагосе» превратился скорее в соревнование личностей – весомые разрывы замечались даже среди одинаковых машин.

И сильнее всех выступило сочетание Норриса и «Макларена». Оранжевая команда вновь быстрее всех раскрыла потенциал болида – улучшенная подвеска позволила Ландо быстрее «включать» шины, лучше противостоять ветру и чувствовать сцепление даже в сложных условиях. И сам №4 уже не промахнулся – ведь особенной оппозиции от гаража рядом не поступило.

Пиастри в середине сезона отказался от использования апгрейда подвески, поскольку не почувствовал принципиальной разницы между версией старта сезона. Тогда он решил не трогать то, что работало, но именно в сложных условиях американских треков свойства апгрейда проявились ярче – а теперь у Оскара нет этого инструмента. Он попал в сложную полосу, снизил аппетиты к риску – и на фоне ускоренного Норриса и прогресса пелотона разрыв между напарниками по «Макларену» кажется все больше. Теперь он ярче всего отразился и в зачете пилотов.

«Ред Булл» требовалось быстро найти настройки к их сложной машине – и спринтерский формат все испортил. При переменчивой погоде и под сильным ветром команда промазала с балансом под спринт, а перед главной квалификацией быстрые правки сделали только хуже. Риск не оправдался – хотя вроде бы Цунода целый спринт катал с экспериментальными версиями. Гений Ферстаппена же не может срабатывать вечно – даже у Макса есть предел. Особенно когда ошибается и команда – например, со стратегией на выезд в квалификации. Команда собралась только в решающий момент перед воскресеньем – удалось погасить штраф за мотор почти без потерь и дать наконец Ферстаппену что-то рабочее. А на будущих Гран-при этот фактор еще может выстрелить.

«Мерседес» же капитализировал прохладную полудождевую погоду – в таких условиях им всегда проще искать баланс, поскольку именно W16 агрессивнее всех прогревает покрышки и выдает больше механического сопротивления. Антонелли выглядел даже быстрее Расселла по той же причине – благодаря более агрессивному пилотажному подходу его шины «включались» и держали температуру быстрее и стабильнее.

«Феррари» настроилась под противостояние ветру и прижимную силу, но перестаралась – а перед основной квалификацией быстро перестроиться вышло только в смысле достижения половины потенциала. Нынешней Скудерии нужно чуть больше времени и наката для поиска оптимального баланса между скоростью прогрева шин и гоночным темпом, да еще и постоянные операционные ошибки в боксах раз за разом выбивают пилотов в алом из реальных претендентов. На этот раз механики Хэмилтона слишком рано сняли ему грелки с покрышек перед решающим кругом – в итоге резина остыла, Льюис не успел ее включить и остался за пределами десятки. Дальше №44 ждала классика плотности пелотона и близких схваток – пара тычков превратились в штрафы и аварию. Леклеру же просто не повезло.

Прощайте, шансы на второе место Кубка конструкторов?

«Рейсинг Буллз» разыграл классический фирменный уик-энд: воспользовался ошибками и слабостями конкурентов и показал пример работы с хорошо управляемой машиной. Сочетание такого болида с быстрым в квале Аджаром и стабильным гонщиком длинных дистанций Лоусоном – всегда крайне опасна.

«Хаас» наслаждается преимуществом болида с самым большим последним обновлением – на среднескоростных коротких треках белая машина особенно хороша, когда пилотам удается включить шины. Окон здесь пострадал от более мягкого пилотажного стиля.

«Заубер» застрял в типичном лимбе достаточно хорошего середняка: машина по уровню – на грани топ-10. Для шанса на очки требовалось ждать ошибок соперников и пересиживать их на трассе.

«Астон Мартин» воспользовался удобным треком с большими требованиями к прижимной силе – пара очков будет как раз кстати. Алонсо вновь напомнил, насколько стабилен и в 44 года.

«Уильямсу» трек изначально не слишком подходил – особенно в дождь. Английская команда просто пережидала неудачное место и минимизировала потери.

«Альпин» дождалась-таки наименее неудобного трека – и уволокла пару бонусных баллов. Даже маякнула в топ-10 квалы силами Гасли вместе с парой обгонов в гонке! Но изменит ли этот успех финальный расклад? Вопрос риторический – ведь ни в качестве машины, ни в силе команды изменений нет. 

Следующий раунд – улицы блистательного Лас-Вегаса 20-22 ноября. Место прошлогоднего краха «Макларенов» – повторится ли история? 

Что еще почитать о Гран-при в Бразилии?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson