8 мин.

Гран-при Бахара

В преддверии Гран-при Канады группа «Лотус» уволила Дани Бахара. Блог «Формуляр» рассказывает о взлете и падении бывшего директора компании.

Дани Бахар уволен с поста исполнительного директора группы «Лотус». Эта новость прошла малозамеченной, а люди, далекие от интриг «Формулы-1», скорее всего, недоумевали, какое отношение она имеет к автоспорту. А ведь в действительности это короткое сообщение символизирует окончание, пожалуй, самой удивительной карьеры в паддоке за последние 20 лет. А заодно подводит черту под малайзийской экспансией в автоспорте.

Nowhere Man

Дани (в действительности это его второе имя, а первое – Танер) Бахар родился в 1971 году в Стамбуле, однако его семья еще в середине 1970-х перебралась в Швейцарию. К «золотой молодежи», однако, его отнести трудно – отец был электриком, мать работала в отеле уборщицей на полставки. Вскоре они разошлись.

После школы Бахар уехал изучать маркетинг в Санкт-Галлен. Параллельно он устроился на работу в спортивном магазине, и тут его ждал первый успех. В соседнем Санкт-Морице проводился марафон на роликовых коньках. Дани обратился в компанию «Бенеттон», и уговорил их выделить 600 тысяч швейцарских франков на поддержку этого соревнования. Это была его первая крупная сделка.

Dany

После окончания обучения Бахар уехал в Рим, где продолжил работать в области спортивного маркетинга. Затем отправился в Дубаи, занимался IT-инвестициями, и именно там его заметил Фриц Кайзер – крупный европейский бизнесмен, владеющий компанией, которая занимается управлением финансами всемирно известных спортсменов и людей искусства. В 1999 году он уговорил Дани переехать в Лихтенштейн, и стать одним из его помощников.

Эта встреча интересна еще и тем, что фактически стала первым соприкосновением Бахара с «Формулой-1», ведь Кайзер в паддоке был своим человеком. В 1995-м он стал совладельцем команды «Заубер», а в 1997-99 даже был одним из ее руководителей. Именно он привлек в эту команду деньги «Ред Булла» и «Петронас». К слову, нынешняя глава команды «Заубер», Мониша Кальтенборн, попала туда именно из компании Фрица. Позже лихтенштейнец продал свою долю в команде Дитриху Матешицу. Так что нет ничего удивительного в том, что именно благодаря Кайзеру в 2002 году Бахар познакомился с главой «Ред Булл».

...In the Sky with Diamond

И вот тут произошел главный поворот в карьере турко-швейцарца. Неизвестно каким образом, но Бахар так очаровал Дитриха, что получил в его компании очень серьезную должность – руководителя корпоративных проектов. Более того – многие называли его «правой рукой» Матешица. И когда спустя несколько лет австрийская корпорация выкупила команду «Ягуар», Бахар принял в судьбе «конюшни» активное участие. В частности, именно он договорился с «Феррари» о поставке двигателей в 2006-м году. Кроме того, идея выкупить команду «Торо Россо» и выступать в чемпионате двумя командами также родилась в его голове.

Помимо «Формулы-1», Дани занимался продвижением «Ред Булл» и в других соревнованиях. К примеру, благодаря ему австрийская компания пришла в американскую серию НАСКАР. Он же руководил приобретением нескольких футбольных команд – в Зальцбурге, Нью-Йорке и Гане.

В 2007-м Бахар переходит в «Феррари». Но не в «конюшню», а в саму компанию – его работа не связана с «Формулой-1», он становится старшим вице-президентом по продажам, маркетингу и коммуникациям. Интересно, что Дани на тот момент было всего 36 лет, в то время как другим топ-менеджерам фирмы – за 60. На этом посту он заработал себе имидж «гуру маркетинга» – Бахар многократно расширил спектр продукции, выпускаемой под брендом «Феррари». Знаменитая эмблема с гарцующим жеребцом теперь появлялась на всем – от карандашей до ноутбуков.

Кроме того, благодаря Бахару в автосалонах «Феррари» появились специальные зоны, в которых покупатель мог оценить выбранную им комплектацию. Была создана целая программа для потенциальных клиентов, для которых проводились тест-драйвы, дни открытых дверей и даже открывались школы вождения. Дани так же внедрил такое маркетинговое новшество, как «Вечер с «Ф-1», благодаря которой 25 наиболее лояльных клиентов итальянского бренда были приглашены на ужин с командой «Формулы-1».

Бурная деятельность привлекала к молодому специалисту большое внимание. Популярности способствовала и приятная внешность швейцарца, которую он эффективно использовал – в частности, представляя новую модель «Феррари 458 Италия». Неудивительно, что когда в малайзийском «Протоне» задумали оживить принадлежащую им знаменитую британскую компанию «Лотус», прикупленную по случаю в 1996-м году, и с тех пор болтавшуюся мертвым грузом, выбор пал на Дани Бахара.

Baby, You’re a Rich Man

Многие считают, что инициатором возвращения бренда «Лотус» в «Формулу-1» был Бахар, но на деле это не так. О переходе Бахара на должность исполнительного директора (фактически главы компании) «Лотус Карз» было объявлено в сентябре 2009 года. К тому моменту коллективы под брендом «Лотус» подавали заявку на участие чемпионата уже дважды – в начале года это сделала команда «Лайтспид», используя лицензию Дэвида Ханта, а в августе – Тони Фернандес и Майк Гаскойн (последний участвовал и в проекте «Лайтспид»), договорившись с «Протоном». К началу сентября вторая заявка как раз была удовлетворена, и «Лотус» получил право выставить команду на старт чемпионата, начиная с 2010 года.

Приди Бахар в «Лотус Карз» месяцем раньше, и, возможно, история пошла бы по другому сценарию. Но случилось то, что случилось, и в подписании первоначальных договоренностей по использованию бренда между Фернандесом и «Протоном» Бахар не принимал. Тем не менее, до поры до времени казалось, что все идет нормально – команда Фернандеса и Гаскойна стала лучшей из новичков, и возвращение «Лотус» в «Формулу-1» было пусть и не триумфальным, но вполне достойным.

Но к концу первого сезона отношения между сторонами испортились. Что произошло на самом деле, мы не знаем – информации об этом очень мало. Официально причиной расторжения контракта и отзыва лицензии стало нарушение коллективом Фернандеса договоренностей по использованию бренда – речь шла о выпуске весьма незначительного числа футболок и бейсболок с надписью «Лотус». Может быть, это был только повод, а может быть вторжение в свою «брендовую» область Бахар воспринял как личное оскорбление, но так или иначе, к концу чемпионата уже было известно, что пути Фернандеса и «Лотус Карз» разошлись.

Впрочем, если бы «развод» был мирным, многих проблем удалось бы избежать. Но стороны выбрали войну. Бахар договорился с Жераром Лопесом, и с 2011 года компания становилась титульным спонсором команды «Рено». Фернандес тоже сдаваться не собирался, и приобрел права на бренд «Тим Лотус», под которым, собственно, британская конюшня и выступала в «Формуле-1» вплоть до слияния с «Пасификом» в 1994 году. Участники конфликта обменивались острыми заявлениями в адрес друг друга, и противостояние дошло до суда. Тем не менее, в сезоне-2011 на старт вышли две команды «Лотус-Рено».

Bahar Lotus

На первый взгляд, в итоге победу в этой битве одержал Бахар – год назад Фернандес отступил, переименовав команду в «Катерхэм». Но победа была пирровой – для Бахара она обернулась изрядно подмоченной репутацией. Болельщикам не понравились высокомерные заявления Дани в адрес оппонентов, а также поиск простых путей и решений. Так, объясняя, почему выбор пал именно на коллектив Лопеса, Бахар заявил, что «мы не настолько смелы, чтобы строить новую команду с нуля». На этом фоне Фернандес, отважившийся именно на это, смотрелся явно предпочтительнее.

Вообще, именно конфликт вокруг бренда «Лотус» заставил пристальнее присмотреться к моральным качествам Дани Бахара. О его методах работы и раньше ходили нехорошие разговоры, а тут поводов для них стало хоть отбавляй. Сам Бахар высказывался на тему своих принципов так: «Когда нужно за что-то бороться, вы должны владеть разными приемами. Это не означает, что вы обязательно должны играть грязно – хотя иногда нужно подойти к вопросу творчески и рассматривать различные варианты...»

The End

Впрочем, победителей, как известно, не судят, и Дани все сошло бы с рук, если бы результат его деятельности был хорош. Но в чемпионате 2011 года «Лотус-Рено» выступила неудачно, особенно на фоне многообещающего начала сезона. Не ладились дела и на других фронтах, открытых Бахаром по всему миру. Действуя в рамках своей сверхидеи превратить «Лотус» в малайско-британский «Порше», он выставил команду не только в «Формуле-1, но и во множестве младших гоночных серий, в «Ле-Мане», GT, а также объявил о намерении строить мотор и шасси для американской серии «Индикар».

Конечно, Бахар надеялся, что со временем хоть один из этих проектов завершится успехом, но времени у него внезапно оказалось меньше, чем он рассчитывал. В январе 2012 года правительство Малайзии решило продать «Протон» частным инвесторам – малайскому конгломерату DRB-Hicom. И кресло под швейцарцем немедленно зашаталось.

Дело было не только в имидже (не стоит забывать, что Тони Фернандес – малаец, и во время конфликта с «Лотус» внутри страны его многие поддерживали) – Бахар тратил огромные средства на автоспорт, не получая взамен практически ничего. В то время как дела «Лотус Карз» становились все хуже. К весне совокупный долг компании достиг 320-и миллионов, и никакой положительной динамики не было.

Правда до поры до времени были надежды, что новые хозяева предпочтут продать убыточный актив, и в этом случае Бахар мог сохранить работу. Но надеждам этим не суждено было сбыться – в мае руководство DRB-Hicom выпустило официальный пресс-релиз, в котором отрицалась возможность продажи «Лотус». Причем, к тому моменту Бахар уже был отстранен от управления компанией – он подозревался в крупных растратах.

Интересно, что незадолго до этого группа «Лотус» выпустила весьма резкий и агрессивный пресс-релиз по поводу происходящих событий. Судя по стилю этого письма можно предположить, что написано оно было самим Бахаром. В нем опровергались ходившие вокруг компании слухи, а в их распространении обвинялся Тони Фернандес и Джо Сейвард.

Один «ложный слух» состоял в том, что Дато Хаджи Сайед больше не возглавляет «Протон». Релиз утверждал, что это неправда. Смешно, но 30 мая корпорация официально подтвердила его отставку. Другой «слух» касался увольнения Бахара. Как мы теперь знаем, ни в каких опровержениях он не нуждается.

Bahar in McDonalds