Даниил Мове: «Все начинается с любителей»
Известный российский гонщики Даниил Мове открыл собственный картинг-центр. Мимо этого события пройти было трудно, так что вскоре после этого знаменательного события мы с Даниилом встретились и поговорили о том, чем он планирует привлекать посетителей, и зачем ему все это нужно.
Для начала нам продемонстрировали сам картодром, прилагающийся к нему ресторан. Особенно Мове акцентировал внимание на раздевалках с душевыми, новых, качественных машинах, идеально ровном полотне и протяженности трассы. Затем нам предоставили возможность составить о ней собственное мнение во время пробного заезда. Впечатления, надо сказать, оказались более чем позитивыми – пожалуй, трассы подобного уровня в Москве еще не было, во всяком случае если брать крытые картодромы. Правда, Даниил признался, что в будущем конфигурация трека чуть изменится – он станет несколько проще и демократичнее. Хотя я очень просил Даниила этого не делать – некоторые связки, имитирующие аналогичные серии поворотов «Формулы-1», сейчас выглядят просто потрясающе.
Сами карты тоже едут очень здорово. Мы пробовали трассу на 6,5-сильных машинах, хотя еще и 9-сильные. Но и 6,5 л.с. более чем достаточно - машины настроены очень хорошо, ограничители с них сняты, и по скорости они не уступают тем 9-сильным картам, что используются на многих других картодромах Москвы.
Давай начнем с главного. Почему любители картинга должны выбрать именно твой центр?
Главный плюс нашего картодрома – ровный асфальт, на порядок более ровный, чем у остальных. Кроме того, у нас безопасные отбойники, новые, хорошие, правильно настроенные и близкие к спортивным карты, полноценный ресторан, с обзором трассы, где можно просто посидеть – не обязательно даже ездить. Удобное месторасположение – к нам легко добраться как из центра, так и с третьего транспортного кольца. Вентиляция у нас в три раза мощнее, чем на лучших картодромов Москвы. У нас есть большой, полноценный светодиодный экран, где можно смотреть не только результаты, но и видеоролики, трансляции «Формулы-1» и так далее.
Трасса только открылась, есть еще какие-то детали, которые предстоит закончить?
Вообще-то у нас сразу была установка на открытие в полностью готовом варианте. Мне предлагали начать работу центра пораньше, когда еще не все было доделано, но я настоял, чтобы мы потерпели и начали работать когда уже все готово. Но, конечно, где-то что-то недоделали. Бортики в душевых не предусмотрели, полотенца, женскую обувь... Все это обязательно появится в кратчайшие сроки.
Но в принципе – глобально, все сделано. Есть, конечно, какие-то вещи, которые хотелось бы реализовать – скажем, создать «Аллею славы», где будут висеть портреты наших серьезных гонщиков – Владислава Барковского, Александра Потехина, и так далее. Мы планируем сделать галерею наших гостей, показавших лучшие результаты на трассе. Хотим сделать хороший подиум. Сейчас мы ведем переговоры со многими компаниями, и в конечном счете нам бы хотелось стать центральной автоспортивной площадкой. Я уже разговаривал с ведущими российскими гонщиками, и все очень положительно относятся к этой идее.
Но ведь это в первую очередь любительский картинг. Как он соотносится с автоспортом?
Да, но все начинается с любителей. Уже за эти дни было немало людей, которые в первый раз прокатились, а потом вылезали из картов с большими глазами и говорили: «Все, не могу, хочу еще». И конечно больше шансов, что это произойдет, если услуга будет предоставлена действительно качественно, и если при этом у посетителя появится возможность прикоснуться к реальному автоспорту, увидеть профессиональных гонщиков, посоревноваться с ними, или хотя бы использовать их время на круге в качестве ориентира. То есть, человек оказывается гораздо более вовлеченным в автоспорт.
В чем секрет популярности футбола – все мы играли в футбол во дворе, и потому хорошо понимаем, что там происходит. С «Формулой-1», к сожалению, пока не так – многие наши болельщики плохо представляют себе, что такое автоспорт. Наш картинг позволит почувствовать себя гонщиком, и это, поверьте, не просто слова. Я несу эту идею через всю свою карьеру, с тех самых пор, когда меня иронически называли «прокатчиком Мове». Я тогда на картах на любительских гонках опережал профессиональных пилотов, в том числе и самых известных – Мишу Алешина, и так далее. А мне говорили: «Это ерунда, это только прокат, не обольщайся – в автоспорте все по-другому». Но я всегда был уверен, что это тоже настоящие гонки, и когда я начал побеждать в профессиональном автоспорте, я это доказал. И таких «прокатчиков» было немало – Сергей Ромащенко, Евгений Смилов, Алексей Карачев, сейчас подрастает Вася Рожков, и так далее. Все они теперь в профессиональном автоспорте, на равных сражаются с профессионалами.
Конечно, при этом у нас будет и детская школа, и школа для взрослых. А кроме того, мы будем всеми способами отмечать успехи тех людей, что приходят к нам прокататься – лучшее время дня, месяца, и так далее. И многие из таких рекордсменов получат возможность поприсутствовать на профессиональных гонках – серии «Рено», к примеру, или поучаствовать в автограф-сессии настоящего пилота, и так далее.
В районе станции метро Савеловская, где расположен центр, есть еще как минимум два крытых картодрома. Это место какое-то волшебное, или тут просто подходящих помещений много?
Конечно, дело в помещениях, тут много производственных территорий, которые больше не используются по назначению. В частности, наш картодром находится на месте бывшей типографии газеты «Известия». Более того, я могу сказать, что мы рассматривали одно из тех помещений, где сейчас расположились наши конкуренты, и отказались от него, так как оборудование, необходимое для создания идеально ровной трассы, физически невозможно поднять на четвертый этаж – ну, либо это было бы слишком дорого. А качество полотна для нас было принципиальным моментом.
Владельцы московских картодромов, как правило, уверяют, что ключевой момент для нормального функционирования картинга в Москве – это минимизация расходов. В частности, приходилось слышать утверждения, что все попытки построить в столице «элитный» картинг проваливались. У тебя на этот счет, видимо, другое мнение?
Знаешь, я в этом бизнесе с самого первого дня существования картинга в Москве, потому что мне всегда хотелось гоняться, а возможности не было. Так что как только появилась первая машинка на Войковской, которая по какой-то грязной кочковатой трассе могла поворачивать налево и еще чуть-чуть направо, я на этой машинке уже ездил. И на всех остальных картодромах я тоже катался – любыми способами, вплоть до того, что я им помогал подкрутить какие-то гайки за то, чтобы мне дали прокатиться. Так что историю работы картинг-центров в Москве я знаю достаточно хорошо.
Утверждение, что попытки открыть элитный картинг не удались, не совсем правильное. На моей памяти, попытка открыть элитный картинг была только одна – на Рублевке. И эта попытка увенчалась грандиозным успехом. Поначалу, в первый год, у владельцев были переживания, так как расположен картодром был далеко от центра, да и ценник сначала задрали, перестарались. Но потом применили более гибкую ценовую политику – в будни дешевле, и так далее. И вскоре у них была полная забитость центра по выходным, а потом – и во все дни. Они работали в большой плюс, несмотря на то, что это Рублевка, и публика там специфическая – капризная и легко остывающая. Да и рынок там не такой большой.
Мы же находимся практически в центре, куда доехать всем удобно, в том числе и жителям Рублевки, которые в центре, как правило, работают. С другой стороны, безусловно, минимизация расходов – обязательное требование к любому бизнесу, и мы его тоже учитывали. И если у нас все выглядит так, будто мы затратили какие-то огромные средства – то спасибо за комплимент.
Планируется «Гонка звезд», кто там будет присутствовать?
Да, мы рады объявить, что гонка пройдет 6 июня. Кто конкретно там будет присутствовать, пока секрет, но в ближайшее время мы все объявим. Скажу только, что уже подтвердил свое участие один из пилотов «Формулы-1». Причем, речь о гонщике, на счету которого немало побед. Кроме того, туда попадут те посетители, что покажут лучшее время в прокатные часы.
А зрителей на гонку пустят?
Думаю, нет, вход получат только те, кто отберется на соревнования, а также представители прессы. Но результаты и отчеты, конечно, появятся на нашем сайте, и, я надеюсь, в СМИ.
Ты говорил, что есть идея провести «межкартодромный» чемпионат для любителей. Это пока только мысли, или уже были какие-то переговоры?
Пока это скорее наша идея, но недавно точно такое же предложение поступило от одного из картинг-центров. Очень приятно, что нас не рассматривают с позиции жесткой конкуренции, и готовы сотрудничать.
Такие отношения для картингового бизнеса Москвы обычное дело?
Совсем нет. Я знаю, что у многих владельцев картодромов друг с другом отношения достаточно сложные. Но у меня хорошие со всеми.
Может быть, пора создать какое-то сообщество московских картодромов?
Может быть. Пока такой идеи не было, но звучит она неплохо, надо подумать.
Сейчас машины новые, но ведь со временем они будут приходить в негодность. Во многих центрах карты ремонтируют «до упора», вплоть до того, что рамы варят самостоятельно. У вас будет также?
Нет, мы обязательно будем покупать новые машины. Конечно, то, что можно отремонтировать без потери качества мы будем чинить – мы же и профессиональные гоночные машины чиним, где вопрос с результатами стоит очень остро. Вообще, у нас работают те механики, что работали на «Рублевке», а там никогда не было проблем с машинами.
На пресс-конференции ты говорил о том, что лучшая реклама для картинг-центра – «сарафанное радио». Выходит, в качестве основного контингента своих посетителей ты рассматриваешь только опытных «любителей»?
Мы, безусловно, нацелены на то, чтобы «переманить» к себе тех любителей, что катаются регулярно. Но в то же время мы надеемся привлечь внимание тех людей, что однажды пришли и разочаровались, так как услуга была им предоставлена не лучшим образом. А также обратить на себя внимание тех, кто никогда не катался на картах, чтобы они смогли попробовать, почувствовать, что это такое, и приятно провели время.