12 мин.

«Ред Булл» спасает титул «Ф-1» наводками судей на конкурентов. Задело почти все команды

Оглушительный доминатор прошлых лет «Ред Булл» в этом году столкнулся с невиданным ранее сопротивлением: «Феррари» и «Макларен» здорово улучшились, догнали и обогнали недавних чемпионов по уровню техники. Теперь у Ферстаппена не лучшая машина (вторую половину сезона он вообще по большей части страдал), а его команда оказалась перед угрозой потери обоих титулов.

И все же после фееричного Гран-при Сан-Паулу и гениального перфоманса трехкратного чемпиона мира на фоне ошибок конкурентов победа Макса в личном зачете фактически предрешена: перед этапом в Вегасе он опережает Ландо Норриса из «Макларена» на 62 очка. Нидерландцу достаточно было финишировать выше британца, чтобы в четвертый раз стать чемпионом «Ф-1»

Но в Кубке конструкторов все сложнее. Благодаря более ровному составу пилотов перед Вегасом лидеровал «Макларен», который опережал на 36 очков «Феррари», а «Ред Булл» провалился уже на третье с отставанием 49 баллов!

Кажется, что в нынешней форме австрийцы такой гандикап отыграть не могли, но пытались изо всех сил. Ферстаппен выдавал явные амбиции:

«Мне действительно кажется, что даже в Бразилии на сухой трассе мы наконец выглядели достойно в гоночных условиях. Но я просто надеюсь, что мы сохраним набранный ход. Есть полно вещей, за которые продолжается борьба, даже в Кубке конструкторов, считаю, есть шанс. Посмотрим, что получится».

Кроме титула и престижа на кону еще и финансы. В прошлом сезоне каждое следующее место в зачете Кубка конструкторов стоило команде девяти миллионов долларов. Это значит, что «Ред Булл» может потерять сразу 18 млн одних только призовых – а при условии роста выручки и фонда распределения между командами разница может достигнуть почти 25 млн.

И это не говоря о спонсорских контрактах и бонусах – сделки с чемпионами всегда дороже, чем даже с простой «командой из топ-3». А еще в каждом договоре под такие события всегда прописаны премиальные и дополнительные выплаты – потеря титула дорого обойдется и всей гоночной структуре, и работникам команды. Они явно недополучат часть бонусов (до 40%, по инсайду осведомленного и авторитетного журналиста из паддока Джо Сейварда).

Так что «Ред Булл» пытается вернуться на вершину всеми силами. Ферстаппен жестко и отчаянно рубится на треке с Норрисом, инженеры спешно готовят обновления по обнаруженным на Гран-при Италии ошибкам в проектировании, но и за пределами чистого спорта и разработок тоже кипит война. Ведь часто можно получить преимущество не только самостоятельнными ускорениями, но и благодаря замедлению противника – борьба в «Формуле-1» идет еще и в кабинетах. Все команды ищут серые зоны в регламенте ради дополнительного преимущества, а параллельно пытаются подбить конкурентов тем же способом – закрыть найденные ими лазейки через обращения в Международную автомобильную федерацию (ФИА).

Технические делегаты проверяют и сканируют болиды на каждом Гран-при, и почти после каждого обращения запускают как минимум расследования вопросов. Нередко обследования машин заканчиваются дополнительными запрещающими техническими директивами.

К примеру, в Баку многие команды напряглись из-за работы заднего антикрыла «Макларена», а именно планка DRS – под нагрузками она выгибалась, создавала зазор между плоскостью и закрылком, повышала скорость на прямых и позволяла лучше контролировать износ шин. Сперва конструкцию признали легальной, но после запретили. Правда, «Макларен» не слишком переживал из-за этого, ведь на последующих Гран-при подобную версию заднего антикрыла команда использовать не собиралась, а преимуществом (если оно было) уже воспользовалась. Главным лоббистом расследования выступил «Ред Булл» – советник программы Гельмут Марко радовался бану, высказывал недоумение задержке и обещал новые претензии и дела против соперников. 

И не соврал: в ноябре австрийцы нанесли новый удар по «Макларену». «Ред Булл» посчитал, что парни из Уокинга накачивают в шины небольшое количество воды для лучшего охлаждения колесных ободов, тормозных дисков и резины – ради контроля износа покрышек. Причем такой способ могли использовать не только британцы, но и другие команды. Кроме «Ред Булл», конечно же.

Слившее инсайд издание AMuS сразу же задалось вопросом, насколько подобное возможно – ведь шины находятся под чутким контролем «Пирелли». Оказалось, технически схема действительно может работать, если впрыскивать воду прямо перед стартом – производитель покрышек подтвердил эффективность, но и подчеркнул полную невозможность делать это незаметно, без последующего спуска воздуха. К тому же, такие фокусы повышали бы давление в шинах и потенциально снижали бы сцепление – для контроля требовалась чертовски эффективная подвеска. «Ред Булл» знал это лучше всех, ведь тестировал способ пару лет назад – но тогда ФИА довольно быстро закрыла лазейку. Сейчас же дополнительное расследование показало, что «Макларен» не нарушал правила, хоть после финиша Гран-при Сингапура на колесных ободах действительно нашли подозрительные пятна. Впрочем, это вполне мог оказаться запекшийся конденсат из окружающей среды – влажность на местной трассе колоссальная, и что-то могло налипнуть тонким слоем за время стояния в закрытом парке.

Но «Ред Булл» не сдался и перед Гран-при Вегаса нашел еще один способ помехи и отвлечения конкурентов.

Срочная директива – главный удар по «Феррари»

Перед первой практикой ФИА выпустила новую техническую директиву, уточняющую способ крепления защитных пластин к планкам днища. И половина команд «Ф-1» вынужденно внесла изменения – некоторые (включая «Феррари») просили отложить требования до конца сезона, однако судьи настояли: ведь указы и запреты проясняют существующие правила и рекомендации. И устраняет потенциальное двойное толкование.

О чем речь? О креплении планки под днищем – она нужна для контроля стабильности дорожного просвета. Ее толщина 10 мм, и износ свыше 1 мм ведет к автоматической дисквалификации – так Льюиса Хэмилтона и Шарля Леклера уже исключали из протокола Гран-при США в 2023-м.

Планка нужна для проверки соблюдения правил безопасности: ведь чем ниже команды опускают болиды, тем опаснее внезапное соприкосновение с асфальтом. Слишком сильные и частые удары могут привести к потере прижимной силы, внезапному развороту или вылету с трека – например, прямо в стену. Ее ввели в 1994-м после череды аварий как раз по схожим причинам.

Нынешние болиды с граунд-эффектом создают огромную прижимную силу именно под днищем, и потому команды опускают их как можно ниже. По этой причине они постоянно бьются днищем об асфальт и высекают искры. К тому же, в скоростных поворотах и при разгоне на прямых днище дополнительно прижимается за счет перегрузок.

Именно планка ограничивает предел возможностей – и несколько команд вроде Скудерии после кейса 2023-го придумали способ защиты самых уязвимых мест: на планку в районе болтов крепления начали надевать специальную защитную пластину, чтобы сама планка не стиралась от прикосновения с асфальтом больше, чем положено по регламенту (не менее 1 мм).

Теперь же пластина запрещена.

Всем командам, попавшим под директиву, пришлось увеличивать дорожный просвет – а от его высоты сильно зависит работа всего аэродинамического пакета. Следовательно, потенциально некоторые болиды станут медленнее: ведь масштабные изменения в конце сезона никто вносить не будет. Команды уже больше думают о следующем сезоне, а не о нынешнем – например, как раз «Феррари»: Скудерия привезла в Вегас экспериментальное днище для обкатки в практиках пакета на 2025-й, и внезапный бан явно сломал всю тестовую программу. Не говоря уже о необходимости переосмыслять настройки на сложную и холодную трассу. Итальянский гигант пострадал больше всех.

Но корректировать машину пришлось и «Ред Булл», да и вообще, источник инсайда для AMuS сперва утверждал, что уточнения коснулись половины команд, а затем уточнил: изменения внесли 7 коллективов (кроме «Макларена», «РБ» и «Уильямса»). Это не обязательно значит, что определенные части болидов могли признать незаконными, но опасения были.

Фотограф Евгений Сафронов, работающий на многих этапах «Ф-1», поделился эксклюзивными снимками днища болида «Заубера» после аварии в Саудовской Аравии – видна та самая планка, защитная часть и то, как ее встроили.

Почему целью считается «Феррари»? По характеристикам болида именно итальянцев признали главными фаворитами Гран-при Лас-Вегаса и Катара. Также, по версии инсайдера AMUS, «Ред Булл» поднял тему только потому, что боялся внезапного протеста как раз «Макларена» – и решил сыграть на опережение в удобный момент.

А руководитель Скудерии Фредерик Вассер подтвердил, что инженерам и механикам пришлось вносить коррективы в конструкцию планки под днищем после данной директивы:

«Новая техническая директива вовсе не разъясняет действующие положения – она вводит новое правило. Меня больше всего удивляет, что федерация выпускает какие-то свои документы вечером в пятницу, когда у нас остается всего два дня, чтобы принять меры и отправить новые детали в Лас-Вегас. Это излишне жесткий подход: мы уже два года используем контрольную планку одной и той же конструкции, о которой ФИА была проинформирована два года назад».

Вассера также попросили прокомментировать вопрос, по кому директива ударит больше всего:

«Если честно, я полностью сосредоточен на делах моей команды и не в курсе, что говорят в «Ред Булл». Я знаю, что мы должны делать, но не знаю, какие меры приходится принимать «Мерседесу» в работе с машиной. А еще не считаю, что эти изменения могут как-то заметно сказаться на нашей скорости. По крайней мере, точно могу сказать, что не в этот уик-энд. Да, пришлось менять конструкцию. При этом ранее мы получали от ФИА подтверждение, что такая конструкция пластины легальна.

Думаю, мы правильно сделали, что не стали оспаривать решение ФИА, поскольку я хочу, чтобы мы были сосредоточены на борьбе в чемпионате и не отвлекались на подобные дискуссии. Но да, директива странная.

Главная проблема – даже не в необходимости поднять просвет. Наш аэропакет справится. Проблема в том, что новая сборка, сконструированная с защитой, теперь без защиты продолжит биться об асфальт и может просто истереться слишком сильно в конкретных местах. Такое требует настройки – и ее невозможно провести за ограниченное время практик.

Мы же предоставляли ФИА эскизы крепления нашей планки и получили официальный зеленый свет от ФИА. Даже думали проигнорировать директиву и ездить со старой версией днища – ведь с письменным подтвержденем стюарды вряд ли выкинули бы нас из протокола даже в случае протеста. Но лучше мы сконцентрируемся на своих делах. У ФИА и так много проблем».

Главная надежда «Ред Булл» – не ФИА, а Перес

Австрийцы прекрасно понимают, что первопричина неудач в Кубке конструкторов связана с неудачными выступлениями второго пилота, которому никак не удается цепляться за большие очки. Так что перед Гран-при в Лас-Вегасе Серхио Пересу поставили тот же пакет обновлений, который был у Макса Ферстаппена. Болиды под номерами 1 и 11 наконец-то станут одинаковыми.

«Насколько мне известно, в этот уик-энд я поеду на такой же машине, какая была у Макса в последних гонках. Это добавляет оптимизма и уверенности, что на этот раз все сложится успешно», − заявил мексиканец.

«Мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы обе машины были в лидерах и работали парой, – подчеркнул шеф команды Кристиан Хорнер. – Поэтому надеемся, что Чеко выдаст сильные выступления в последних трех гонках. Нам никак не выиграть чемпионат конструкторов без этого».

Однако результат гонки в Вегасе так разочаровал, что «Ред Булл» уже анонсировал диалог о будущем мексиканца в команде после финала в Абу-Даби:

Да, «Феррари» не реализовала статус фаворита, но продолжала выигрывать и выигрывать очки в Кубке конструкторов.

Отставание теперь еще больше – и хватит ли команде Ферстаппена двух Гран-при? Или у них припасен еще один запрос против «Макларена» и «Феррари»?

Что можно почитать про техническую сторону «Формулы-1»:

Фото: East News/Joao Filipe / DPPI via AFP; Mark Thompson; Panoramic, Philippe Nanchino/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages/Mark Thompson; t.me/bashmakov_v_racing; instagram.com/fdataanalysi; instagram.com/fdataanalysi; instagram.com/xaviimages