Расселл провел лучшую гонку и героически отбился от Хэмилтона – но лишился победы из-за дисквала
«Формула-1» в этом году не перестает удивлять: после серии успехов «Ред Булл» в начале сезона резко прибавил «Макларен», «Феррари» зацепила победу в Монако, а летом наконец-то поехал «Мерседес».
К большому перерыву в чемпионате мира «серебряные стрелы» слегка растеряли импульс, и первые практики на трассе «Спа-Франкоршам» словно бы это подтвердили – Джордж Расселл и Льюис Хэмилтон смотрелись медленнее пилотов других топ-команд.
«Пятница обернулась настоящей катастрофой – отметил Льюис. – Машина вообще не ехала. Мы внесли в настройки некоторые изменения, но было трудно понять, как они сработают, потому что в субботу пошел дождь».
Отказавшись от специально подготовленных новинок и уменьшив прижимную силу, «Мерседес» воспрял – хотя в квалификации из-за небольших тактических помарок не дотянул до первого ряда, но продемонстрировал потенциал и подарил пилотам надежду на успех в воскресенье. И уже с первых секунд в гонке стало ясно – шанс на победу реальный!
Хэмилтон оказался фаворитом
Главным претендентом на главный трофей почти весь заезд считался Хэмилтон. Он мастерски отбрил Переса на старте.
А затем разделался с Леклером (которому в очередной раз не удалось реализовать преимущество поул-позиции).
Ход гонки вообще складывался в пользу семикратного чемпиона мира – Льюис вовремя реагировал на подрезки конкурентов, держал классный темп, и, кажется, должен был первым увидеть клетчатый флаг. Однако в сценарии Гран-при Бельгии вскоре после первой волны остановок в боксах возник сюжетный твист – Карлос Сайнс и «Феррари» едва не решили проехать гонку с одним пит-стопом!
Задумка Скудерии не сработала, потому что Карлос стартовал на самых жестких шинах («хард» оказался лучшим составом в воскресенье) – они сильно износились из-за тяжелой машины и заключительный отрезок только на «медиуме» испанец бы не осилил. Но его пример показал, что, в принципе, сама стратегия может сработать – если начать Гран-при на «медиуме», а заключительную часть заезда провести с «хардом».
Из лидеров рискнул только Расселл
Большинство пилотов в топ-10 тактику с одним пит-стопом проигнорировало. Во-первых, она не считалась хоть сколько-нибудь надежной, поскольку первая волна остановок прошла на 10-11 кругах (из 44), и в тот момент трасса еще не была достаточно накатанной, чтобы считать, что по ней можно проехать еще 30 с лишним кругов, пусть даже на самой жесткой резине. Во-вторых, казалось, что на трассе с длиннейшими прямыми ни один смельчак на старых шинах не отобьется от конкурентов со свежей резиной под занавес заезда.
Однако в первом утверждении заставил сомневаться Сайнс, а во втором – долгое отсутствие обгонов в тройке Перес-Расселл-Ферстаппен. Выяснилось, что более быстрой машине в Спа непросто вырваться вперед, если конкуренты включают DRS и/или грамотно расходуют батарею на прямых и добавляют двигателю больше «лошадок».
«Мы не считали, что такая стратегия возможна, – заявил шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – Но в какой-то момент сказали: давайте останемся, ведь мы в любом случае финишируем пятыми».
И Расселл рискнул. Леклер сменил шины на 25-м круге, Хэмилтон – на 26-м, Пиастри продержался до 30-го. Когда вся тройка лидеров наконец-то получила покрышки на последний отрезок – за 15 кругов до финиша – Расселл оказался в 8 секундах впереди напарника.
Выглядело так, что шансов у Джорджа удержаться не было – Льюис легко отыгрывал по полсекунды на круге (иногда даже больше), а за последующие 8 кругов сократил отрыв до 2,7 секунды. За 5 кругов до финиша семикратный чемпион нарисовался в зоне DRS – то есть, получил возможность открывать заднее антикрыло и атаковать лидера.
«Мерседес» в этой ситуации поступил неожиданно благородно – позволил пилотам бороться. Жест выглядел простой формальностью, но Расселл вовсе не собирался сдаваться!
Во-первых, оцените темп Джорджа во второй половине гонки – настоящий метроном! Впечатляет еще больше, если вспомнить, что в этом году англичанин не раз терял темп и высокие позиции из-за плохой работы с шинами.
Во-вторых, для защиты позиции пилот болида №63 очень грамотно пользовался трюком с зарядом батареи на торможениях и полной ее разрядкой на прямых. Хэмилтон хоть и приседал на хвост напарнику, но поделать ничего не мог – чтобы сообразить хоть какую-то атаку, был вынужден поздно тормозить и блокировать шины.
Героическая оборона продолжалась вплоть до самого финиша – и Джордж выстоял!
Сказочный успех оборвала дисквалификация
Расселл поучаствовал в подиумной церемонии, получил трофей за первое место, успел с ним сфотографироваться на память… И через пару часов узнал о дисквалификации – его «Мерседес» после стандартной процедуры слива топлива оказался на взвешивании легче требуемого по регламенту на 1,5 килограмма – судя по всему, как раз из-за стратегии с одним пит-стопом и сильного износа шин.
На любой другой трассе у Джорджа, вероятно, была бы возможность набрать недостающий вес путем проезда по всем обочинам на круге почета (за счет налепления ошметков резины на стертые покрышки), но круг на «Спа-Франкоршам» столь длинный, что здесь сразу после преодоления первого поворота пилотов насильно загоняют в боксы через выезд с пит-лейн…
«Душераздирающе, – написал пилот после вердикта стюардов. – Недовес в 1,5 кг, меня дисквалифицировали. Сегодня я оставил все силы на трассе, и горжусь тем, что первым пересек финишную линию. Впереди будут еще победы».
Красивая победа обернулась горьким поражением.
Другие тексты об «Ф-1» в дни Гран-при Бельгии
Что случилось на Гран-при Бельгии: как победил «Мерседес»? Где Леклер и Перес?
«Ауди» крошится уже на пороге «Ф-1»: вместо архитектора «Макларена» – неудачник из «Феррари»
Дизайн для «Дэдпула и Росомахи» – победа команды-катастрофы в «Ф-1». Наконец выкрасила болид!
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dean Mouhtaropoulos, Rudy Carezzevoli
Я Рассела и его стратегов не оправдываю - нужно было учитывать не только вероятность выигрыша гонки при тактике одной остановки, но и вероятность оказаться с пустыми баками и дисквалом.