15 мин.

Что случилось на Гран-при Бельгии: как «Мерседес» взял и потерял дубль? Где Леклер и Перес?

Главные обгоны и быстрые мысли.

Последний перед летним перерывом этап «Формулы-1» приняла Бельгия и ее легендарный «Спа-Франкоршам» – один из самых любимых треков среди гонщиков и фанатов. Его фишки – огромное количество быстрых и среднескоростных поворотов на полном газу, быстрые адреналиновые связки, большое количество прямых и нереальная длительность. Последнее вместе с переменчивой погодой часто оказывается главной опасностью заезда: если промахнуться мимо идеального момента заезда в боксы в начале дождя, к середине следующего круга уже можно вляпаться в болото.

Однако и нынешнее великолепие – только остатки прошлого: после последней реновации и смены асфальта трек стал быстрее и не таким безжалостным (больше зон вылета, виражи – чуть прямее), и компромисс по настройкам уже не требуется таким серьезным, как и раньше.

Износ покрышек здесь достаточно сильный, но определяется в первую очередь выездами из поворотов и механическим сцеплением – то есть не балансом прижимной силы и лобового сопротивления прежде всего, а именно уровнем нагрузки от крутящего момента. Способы контроля такого износа намного понятнее (менее агрессивная работа с газом, настройки дифференциала, повышение общей эффективности шасси, пилотажная работа), оттого расширяется и окно установок для болидов, и шансы на обгон, и стратегические опции. Однако из-за новоого асфальта характер автодрома стал еще быстре, что только добавило нагрузки на шины.

Из-за обгонности, удобства настроек и места в календаре «Спа» традиционно стал местом, где гонщики предпочитают отбывать штрафы за перерасход компонентов моторов – ведь прорываться проще всего. Потому уже перед стартом квалификации подтвердили 10 позиций для Макса Ферстаппена и последнее место для Юки Цуноды, а также множество новых деталей для Джорджа Расселла и Алекса Албона (но им пока хватило лимита).

Тем не менее, из-за дождя квалификация вышла традиционным хаосом – и выиграли в такой, как обычно, самые рискующие, обладатели машины с лучшей аэродинамической эффективностью (то есть «Ред Булл») и мастера тонких настроек («Мерседес» и Хэмилтон).

Так что поул достался Леклеру. Однако он в Спа всегда был не самой важной вещью – просто потому, что догоняющие обычно можно накатывают на лидера на прямой «Кеммель» после связки «О’Руж-Радийон», а самая удобная точка атаки – торможение в конце: самый жесткий сброс скорости с 320 до 167 км/ч за 1,62 секунды на отрезке в 99 метров! Причем с таким торможением в смысле дистанции еще и огромную роль имеет стартовый комплект шин.

Выйти лидером из первого сектора вообще мог кто угодно из первой четверки. Вот и Перес только порадовался второму месту, Ферстаппен явно понадеялся на топ-5, а руководство «Ред Булл» даже ориентировало его на подиум.«Макларен» в лице Пиастри же все равно надеялся на победу – не только из-за удобной стартовой позиции, но и расчета настроек на гонку. «Мерседес» тоже планировал схватку за топ-3 – но все планы высказывались именно для заезда по сухому треку.

И по симуляциям гоночного темпа из сухих практик все действительно складывалось именно так – с окончательной констатацией расслоения пелотона на два этажа:

Потому вновь основным фактором для гонки становилась погода – ее прогноз напрямую влиял на все предполагаемые стратегии, ведь время потери в боксах тут колоссально, а из-за длинного круга любой просчет может стать фатальным: «подрезка» только из-за длины круга и сильного износа может подарить до 7-8 секуд.

Перед самой гонкой риск дождя снизился, зато стастистика напомнила об огромной вероятности именно реального сэйфти-кара: авария в Бельгии – почти всегда куча обломков и гравия на треке.

Стратегия потому четко вырисовывала две остановки: короткий рывок на одном из самых мягких составов с выжимкой из него всех возможных ресурсов, а затем попытки усидеть на треке как можно дольше до смены погоды, автомобиля безопасности или финального финишного броска.

Базовая первая стратетия – консервативная для лидеров, у которых сразу есть преимущество и которые изначально могут себе позволить жертву пары секунд задела для безрискового сценария. Однако это Бельгия – здесь погода, условия и обстоятельства здесь меняются каждые 10 минут (а это всего 5-6 кругов!).

Тем не менее, «Спа» велик тем, что многие ошибки можно исправить обгонами и прорывами – потому его всегда так круто смотреть. Гонщики и лучшие свойства болидов вступают в настоящую диффузию – и здесь действительно выигрывает лучшая комбинация на данный момент. 

Ход гонки: гениальная стратегия «Мерседеса», просчеты «Макларена», минимизация ущерба «Ред Булл»

• Прямо перед заездом никаких следов потенциалього дождя не наблюдалось – зато у Льюиса Хэмилтона протек болид на выезде на установочный круг. «Мерседесу» пришлось срочно чинить.

• В топ-6 все выбрали «медиум», Сайнс – уже «хард», как и Чжоу в хвосте, а Риккардо решил прорываться на «софте». Температуры достигли максимума за весь уик-энд на тот момент – 42 градуса. То есть износ ожидался даже выше первоначально расчитаного.

• Хэмилтон выиграл старт у Переса и взял второе место уже до «О Руж», Норрис вылетел на гравий и потерял три позиции, Пиастри влетел на 4-е.

• Ферстаппен ко 2-му кругу уже пробился на 8-е и нагнал Норриса. 

• К концу первого сектора 3-го круга Хэмилтон облетел Леклера на прямой и поднялся на первое!

• На 6-м круге Хэмилтон уехал из зоны DRS Леклера, Перес отстал от «Феррари» на 1,7 секунды, остальные лидеры скомпоновались паровозиком.

• На 7-м круге Чжоу сошел из-за отказа гидравлики.

• На 8-м круге Хюлькенберг открыл волну пит-стопов, и на 9-м ему ответили в «Уильямсе» двумя машинами и в «РБ» остановкой Риккардо. Гасли остановился на 10-м – и вернулся позади и Албона, и Риккардо.

• А на 11-м внезапно «подрезку» попробовали «Ред Булл» с Ферстаппеном и «Мерседес» с Расселлом. Джордж получил «хард» и выехал 13-м позади Цуноды, Макс – сразу позади. 

• На 12-м круге их маневр повторили Хэмилтон, Пиастри и Перес – Льюис вернулся 6-м, а Оскар с Серхио позади и впереди Расселла – «Макарену» пришлось тут же сражаться с «Мерседесом».

• Леклера тут же зазвали в боксы на 13-м круге. Он пытался предложить пересидеть, раз его подрезали, но, команда, по-видимому, убедила – и Шарль вернулся 5-м, впереди Переса. Которого тут же обошел Пиастри. 

• Ферстаппен обогнал Цуноду и поднялся на 8-е только на 13-м круге – потерял нереальное количество времени за японцем.

• На 16-м круге Норрис наконец побывал на пит-стопе – вернулся позади Ферстаппена 8-м. Сайнс же параллельно ошибся и вылетел в гравий из-за недостаточной поворачиваемости – на 16-м круге сдавать даже начал «хард». Карлос потерял 3 секунды.

• Сайнс дотянул до боксов на 21-м круге и вернулся 8-м – в 4,5 секундах за Норрисом. Ферстаппен так поднялся на 6-е. А Расселл в тот же момент обогнал Переса.

• Перес оказался прямо перед Ферстаппеном – и вместо командных приказов Серхио услышал приказ заехать в боксы на 22-м круге. И вернулся на 8-м.

• Сразу же на 23-м круге – жалобы Переса на скорость на прямых. 

• На 24-м круге Норрис допустил очередную ошибку в погоне за Ферстаппеном – после ряда проездов почти по гравию заблокировал колеса и выехал за пределы трека, срезав последний поворот. Комплект шин испорчен, потеряна секунда.

• На 26-м круге «Феррари» и Леклер рискнули с подрезкой и остановились во второй раз – Шарль вернулся 7-м, но после медленной остановки в 3,4 секунды.

• «Мерседес» моментально ответил остановкой Хэмилтона – и Льюис вернулся с сохранением тех же 2,5 секунд отрыва перед Леклером. Зато прямо позади Сайнса – у Карлоса появилась возможность помочь будущему бывшему напарнику и отомстить будущему сменщику в Скудерии.

• На 29-м круге Сайнс и Ферстаппен синхронно заехали на вторые остановки – Макс вернулся 7-м, позади Переса в 2,3 секунды. Карлос – еще дальше, в 6 секундах.

• Норрис заехал на второй пит-стоп на 30-м круге и вернулся прямо позади Ферстаппена 7-м. И тут же Перес моментально пропустил Макса на 5-е – отступил в сторонку вообще без борьбы.

• Пиастри заехал а боксы на 31-м круге и ошибся на торможении, промахнувшись мимо слота – бригаде пришлось перестраиваться и обслуживать австралийца за 4,4 секунды. И это еще могучий механик «Макларена» почти полностью погасил весь импульс!

• На 32-м круге Норрис обогнал Переса, а Расселл подтвердил попытку ехать до финиша.

• На 35-м круге Пиастри настиг Леклера и попробовал атаковать, но с первого раза дистанции DRS не хватило.

• На 36-м круге Пиастри подъехал в слипстриме поближе и повторил попытку – на этот раз сработало: Оскар прорубился на 3-е! 

• На 39-м круге Сайнс просто облетел Переса на прямой.

• На 40-м круге Хэмилтон настиг Расселла. Им разрешили биться за победу. 

• Перес заехал в боксы на 43-м круге за новым шинами ради лучшего круга.

• Однако пара ошибок подряд в начале последних кругов стоила Хэмилтону шансов на атаку Расселла – Джордж устоял и удержал победу на нереальной стратегии с одной остановкой. Льюис отработал на 100% ровно до последних пары моментов – а дальше напарник его чуть-чуть перебил.

• Пиастри все-таки выбил подиум – шанс на победу однозначно был, но несколько личных ошибок (включая заваленный пит-стоп) отбросили его как раз на ту дистанцию, которой и не хватило на финише для атаки.

Ферстаппен пробился только на 5-е, а Перес хоть и выбил очко за лучший круг, но завершил гонку со стартом на первом ряду 8-м – последним из фаворитов и без шансов на результат получше. В целом Серхио полностью принесли в жертву ради успеха Макса ранней второй остановкой и приказами пропустить напарника, но №11 сам поставил себя в такую ситуацию. Сперва он проиграл старт и первым из лидирующей группы выпал из зоны DRS прямого соперника, «Ред Булл» попытался вернуть ему шансы подрезкой конкурентов через ранний пит-стоп, но Серхио увяз в трафике и еще и быстро упустил Пиастри. После такого нокаута гонка превратилась в доезжание до финиша. 

У Норриса были шансы на большее, и он прессинговал Макса весь уик-энд – но опять вал мелких ошибок помешал Ландо преуспеть. Пока он все же не справляется.

UPD: После финиша болид Расселла не прошел техническую проверку – судьи обнаружили недовес в 1,5 кг из-за топлива и чрезмерного износа шин. Команда признала ошибку в расчетах – Джорджа дисквалифицировали, победа ушла Хэмилтону.

Вообще такой приличный недовес может давать преимущество в районе 0,1 секунды с круга, но вряд ли Расселл получил его со старта – скорее уже во второй половине заезда с выжиганием горючего и прикатом покрышек. Тем не менее, действительно именно разница в массе могла не позволить Хэмилтону атаковать напарника на последних кругах.

Рассказываем всю его историю тут

Быстрые выводы: «Мерседес» – мастер баланса

Перед квалификацией «Мерседес» отметился важным шагом – снял установленные на практики обновления днища. Просто они добавили пиковой прижимной силы, но разбалансировали болид и помешали контролю – теперь и «серебрянные стрелы» осознали главную проблему нового регламента, с которой раньше расправлялся «Макларен», затем уперлась «Феррари», а недавно еще и «Астон Мартин» с «РБ». Теперь почти все на решетке знают, сколько прижимной силы нельзя добавлять за раз без предварительного проектирования методов баланса или аэродинамической стабилизиации – только «Ред Булл» вошел с этим осознанием в новый регламент еще в 2022-м.

Возврат к понятной машине помог и в квалификации, и в гонке – восьмикратные чемпионы отлично сбалансировали болид и нашли подход к покрышкам, реализовав смелую стратегию и подхватив неудачи конкурентов.

«Феррари» вроде бы тоже пыталась провернуть с Сайнсом то же, что и сделал Расселл, но гонять на машине с большей топливной загрузкой в начале гонки все же тяжелее, чем в ее конце в чистом воздухе.

«Макларен» явно обладает отличным темпом, но нехватка опыта борьбы за победы и подиумы во все предыдущие годы пока еще сказывается – за год все же такой рефлекс не нарабатывается. Юные пилоты пока ошибаются, мостик временами спасает заезды, а временами губит их излишней консвервативностью. Пиастри крут на обгонах, но ошибается в менее сложных ситуациях, а Норрис просто провел всю гонку без чистого воздуха не выжал максимум темпа.

«Ред Булл» же просто минимизировал уик-энд со штрафом, где Ферстаппену изначально невозможно было атаковать любым желаемым образом. Все сложилось в пользу «Мерседеса», но по чистым очкам Скудерия даже слегка выиграла.

В общем зачете Ферстаппен оторвался еще немного, зато Пиастри выбрался на 4-е мимо Сайнса.

И до Леклера уже совсем чуть-чуть.

Такой «Ф-1» и ушла на летний перерыв – схватка продолжится на Гран-при Нидерландов с 23 августа. Но потенциальные скандалы вроде потенциального разрыва с Пересом и Риккардо, уходом «Рено» и трансфером Сайнса всегда могут случиться в самый неожиданный момент – непременно оставайтесь с нами! 

Что еще почитать о Гран-при Бельгии?

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli