Гиперкар от лучшего инженера «Ф-1» – 😍 Легкий звездолет за $7,5 млн, мощнее болида Ферстаппена
Запретные в гонках фишки – на дорогах.
На главном гоночном фесте планеты – «Фестивале Скорости в Гудвуде» – наконец показали вживую гиперкар RB17 от «Ред Булл» и главного гения «Ф-1» Эдриана Ньюи. До этого дня сеть наполняли инсайды, откровения спикеров, цифры общего тиража (50 экземпляров по предзаказу на сумму от 7,3 млн долларов за экземпляр) и ровно один концепт-арт, показанный во время официального анонса.
Но в реальности – это настоящий космолет, удивительная машина будущего!
Впрочем, на детали внешнего вида можно не обращать внимания: фактически показали только тестовую версию, а покупателям достанется возможность полной кастомизации: от цвета и формы некоторых элементов обвеса до полного внутреннего интерьера. Все машины соберут вручную на базе в Милтон-Кейнсе (там же собираются болиды «Ф-1»), и даже с руль с настройками подгонят персонально – так что пусть цена в половину машины для Гран-при вас не удивляет.
Внутренние детали куда интереснее! RB17 получит атмосферный V10 от нового партнера компании по двигателям «Форд-Косуорт» на 986 л.с. по части ДВС, 187 л.с. дополнительной гибридной составляющей – как MGU-K из «Ф-1» – и способностью раскручиваться до 15 тысяч оборотов в минуту (тоже не хуже, чем в Гран-при!). Итого – 1200 л.с., а максимальная скорость – только по самым грубым оценкам минимум 350 км/ч. Еще удивительнее вес этого технического чуда – всего 900 килограммов! Для сравнения – «Бугатти» Chiron и Tourbillon дотянулись почти до двух тонн.
RB17 собрал много фишек из «Ф-1», включая забаненные – Ньюи в презентационном ролике назвал гиперкар «продвижением всего мыслимого за границы и сборкой всего, созданного мною за карьеру, в одной машине, по технологиям «Ф-1».
И Top Gear сходу назвал его в ролике «быстрым как «Ф-1»:
Сам Ньюи считает, что авто скорее будет соревноваться в классе гиперкаров на «Ле-Мане». И, конечно, на дорогах общего пользования.
«Пока на ней слишком много прижимной силы по правилам. Потребуется перестройка. Но по общему ядру механического оборудования да, идеально способна участвовать в «24 часах Ле-Мана» – заявил Ньюи на презентации.
Дизайн тоже разрабатывался Эдрианом – от первого до последнего штриха. Причем он вдохновлен старым концептом Х1, заказанным для Gran Turismo 5 и 6 еще в 2010-м!
«Это была фантазийная машина, без внутренней проработки и подключения CFD (вычислительная гидродинамика, такая «виртуальная аэротруба» – Спортс) Первый эскиз превратился в модель. Но за ним крылась базовая идея, и она засела у меня в голове с тех самых пор».
Она вернулась во время первых ковидных локдаунов 2020-2021-го, когда Ньюи не смог поехать на традиционное зимнее катание на лыжах или посетить любимый семейный домик его жены в Южной Африке. Тогда-то – задолго до конца работы над RB16B – и Эдриан и вернулся к идее гиперкара – на основе концепта Х1, наработок «Валькирии» и обещаний шефа «Ред Булл» Кристиана Хорнера построить-таки когда-нибудь полностью свой. Это предложение удержало его от ухода из команды в 2014-м, поддержало в период ковида и сохранило в «Ред Булл» на полгода после объявления о разводе – даже на Гран-при Великобритании главный гений «Ф-1» ходил по стартовой решетке и в паддоке с зарисовками!
Дизайн от первых до последних линий – полностью идея Ньюи, как и пожелание сделать из машины фактически двухместный болид «Ф-1» по уровню технологий и скорости.
«Убежден, машины такого уровня должны быть чем-то, к чему подходишь как к произведению искусства или скульптуре.
Моя карьера всегда ориентировалась прежде всего на результат, так что в смысле аэрообвеса всегда выбираешь то, что ускорит машину. А здесь мы хотели сделать что-то более совершенное и в смысле внешнего вида, звука и пилотажного опыта. Намерение – самая важная вещь для начала. И наше заключалось в создании машины, способной выдавать время на круге на уровне «Ф-1» и остаться доступной людям – двум людям. Потому в этой машине реализован потрясающий обзор, а пассажирское сиденье слегка сдвинуто с этой целью. Более широкая кабина накладывает дополнительные требования к массе и направлению аэропотоков, но я ощутил, что это стоящая плата.
В болид интегрирована активная аэродинамика, ее можно будет регулировать с руля, меняя механический баланс, и двигать центр давлений прямо на лету, чтобы контролировать стабильность на входе в медленные повороты или на апексах быстрых. Приборная доска будет заполнена тумблерами, позволяя пилотам выбирать между стабильностью и резвостью в любой фазе поворота, на низкой скорости, высокой, и так далее. Мы сделали кучу фишек и тумблеров в кокпите, чтобы добиться сказочной гибкости по возможности подстроек отдачи от машины».
А еще обвес по расчетам дает аж 1700 кг прижимной силы на скорости уже в 240 км/ч – что вдвое больше ее массы в 850 кг в самом облегченном варианте без пилота. То есть теоретически даже больше болида «Ф-1» и гнать по потолку она может уже на скорости 100 км/ч! Ведь ее строили без ограничения регламента – оттого днище и диффузор вдвое больше и эффективнее.
Главным ограничителем возможностей с такими характеристиками становятся… Шины. И «Ред Булл» специально запартнерился с «Мишлен» для разработки трех особых составов – обычных дорог, трека и дождя – чтобы машину можно было безопасно водить без риска улететь в стену при неловком нажатии на любую из педалей.
Главная вещь, которую я преследовал – это как бы мне самому захотелось бы познать процесс, сходный с обучением гольфу или теннису. То есть когда ты просто решаешь «ладно, хочу играть в гольф», и, возможно сперва бьешь по мячу, но затем понимаешь, что, возможно, тебе нужен наставник или тренер, а наслаждение не только в процессе игры. Но еще и в том, как стать лучше в игре.
А в смысле пилотажа уровень доступности возможностей весьма ограничен, особенно по части обладания наставником в пассажирском сиденье для развития вплоть до понимания достижения уровня времени кругов «Формулы-1». Идея была такой: «окей, насколько нужно сделать ее понятной для относительно неопытного пилота, и чтобы он не чувствовал себя полностью запуганным?»
Ведь в болиде есть чему пугаться – он нашпигован технологиями «Ф-1»!
«В выдувном диффузоре выхлопные газы используются для повышения уровня прижимной силы в задней части машины, – комментировал Ньюи использованные гоночные технологии. – то время как активная подвеска призвана обеспечить стабильную аэродинамическую платформу машины, сохраняя при этом параметры пружин в разумных пределах, чтобы вас не подбрасывало на каждой кочке.
То есть она не такая жесткая, как у современных болидов «Формулы-1» или прототипов для «Ле-Мана». Она вполне соотносится с ними по уровню и предлагает возможность полной настройки, и аэродинамической, и подстановкой дорожного просвета, и сменой механического баланса между передней и задней осью. Можно перемещаться между широким набором пилотажных техник, стилей и возможностей.
Это будет машина с «юбками» для граунд-эффекта – даже гибких юбок, потому что мы можем – чтобы создать туннели для «присасывания» днища с как можно большим эффектом. Да, там все трюки, которыми я выучился в «Ф-1» и других мирах».
Все вышеназванное в нынешней «Ф-1» запрещено. Активная подвеска – с 1994-го, а «юбки» – вообще с 80-х!
Что еще из фундаментального, помимо активной подвески, аэродинамического обвеса, выдувного диффузора и концептуальных форм? Остальное – под капотом: детали вроде крепления мотора и компоновки как в суперюрком «Макларене» 2005-го и еще куча мелких ноу-хау от нынешних болидов «Ред Булл», которые компания, конечно, публично не раскрывает.
«В смысле базовых инженерных принципов у этой машину много общего с болидом «Ф-1», – объяснял технический директор проекта Роб Грэй. – Принципы конструирования те же. Большую часть машины, ее ядро, мы и так уже собираем. Вот почему у нас такая низкотиражная цель. Мы знаем, как собирать столько, и не хотим массового производства.
Внутри отдела мы иногда называем RB17 как «сборник главных хитов Ньюи». Люди многое узнают в ней. Он постоянно придумывает новое для этой машины, он вовлечен буквально в каждый аспект дизайна, конструкции и инжиниринга.
Все смотрят на Эдриана как на бренд в мире аэродинамики, но он погружен во все – от колес и шин до подвески, тормозов и полного пути вплоть до пути к мотору».
Однако это последний проект Ньюи в «Ред Булл» – теперь, после долгожданного завершения и презентации проекта, его ждет уход из компании в начале 2025-го. Конструктр признал, что не думал о работе над RB17 как о последнем проекте в «Ред Булл», хотя в итоге все сложилось именно таким образом.
«Да, в итоге все вышло именно так. Хотя изначально таких намерений у меня не было, разумеется. Мы начали этот проект в 2021 году, я точно не думал о том, что к 2025 году – точнее, ко второму кварталу 2025 года, – меня уже не будет в команде. Так что да, в этом смысле получилось так, что это последний совместный проект с «Ред Булл».
При этом я продолжу принимать участие в дальнейшей разработке RB17 в период производства. Я вложил в этот проект очень много времени и сил, работая по вечерам и в свои выходные, стараясь совместить это с работой в «Формуле-1». И я точно хочу увидеть итоговый результат. Акционеры «Ред Булл», Кристиан Хорнер и все остальные очень здорово меня поддерживали, так что этим проектом я пока продолжу заниматься»
Эдриан обещал определиться с новым пристанищем до осени, и теперь, когда незавершенное дело наконец закончено, можно ждать новостей. Последние слухи, например, уже рассказывают об отказе «Феррари» и мыслях про «Астон Мартин»!
А как вам его творение?
Что еще почитать о главном гении «Ф-1»?
В чем гений творца всех побед «Ред Булл»? Ньюи – главный актив команды
Лучший инженер «Формулы-1» уходит из «Ред Булл». Все инсайды и факты: расставание готовили год
Творец болидов Ферстаппена – последний рок-н-рольщик «Ф-1»! До сих пор чертит на доске, а не в компе
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson