6 мин.

Алексей Шмотьев: «Шелковый путь» крутой проект для России

Алексей Шмоттев примет участие в Ралли «Шелковый путь» на новом Can-Am Maverick R, выступая в категории Open вместе со штурманом Иваном Безденежных. Это будет второе участие Алексея в этой престижной гонке; впервые он проехал сложнейший марафон в 2019 году, когда завоевал третье место и поднялся на подиум. Cross-Country Rally взяла у Алексея интервью, в котором он поделился своими ожиданиями от предстоящего соревнования, вспомнил яркие моменты прошлого участия и рассказал о подготовке к гонке.

Алексей, когда впервые появилась идея поехать на ралли «Шелковый путь»?

Впервые я услышал про «Шелковый путь» в 2017 году, когда наша компания стала сотрудничать с Сергеем Корякиным. Мы стали партнерами его участия на «Дакаре», а затем и на других гонках, в том числе «Шелковый путь». Это было мое первое заочное знакомство, сам я тогда еще не принимал участия в гонках.

Но потом я сам начал делать первые шаги в ралли-рейдах, а в 2019 году решил участвовать в марафонской гонке «Шелковый путь» и проехал ее довольно успешно, заняв третье место в категории Т3, а Сергей тогда занял первое место. Я считаю, что это очень крутой проект для России, и очень приятно, что у нас есть гонка, которая, скажем так, по своей протяженности плюс-минус может конкурировать с «Дакаром». Владимир Геннадьевич Чагин молодец в этом плане, здорово и приятно участвовать в таком спортивном событии.

Какие самые яркие и запоминающиеся моменты остались с ралли "Шелковый путь"?

Наверное, самое яркое воспоминание для меня было, что мы ехали тогда с Андреем Рудницким. У меня опыта в ралли-рейдах к тому времени было мало, всего несколько гонок чемпионата России и Can-Am X-Race. А тут большая и протяженная гонка, поначалу было волнительно и непонятно, выдержу ли я ее физически и морально.

Был у нас такой момент, когда мы сломали три привода и ехали по жаре на одном переднем приводе, и понятно, что он сильно грелся, и была вероятность сломать еще и четвертый. Мы уже что-то там до этого поменяли, но снова сломали. И километров сорок мы ехали очень медленно, периодически останавливались, поливали привод и пыльник резиновый водой, чтобы он не перегрелся и не взорвался. Понятно, что после этого дня мы откатились просто в самый конец. Мы там стали где-то четырнадцатыми в своем классе.

Но за оставшиеся дни нам удалось подняться на третью строчку, причем не хватило буквально ста километров, чтобы догнать испанца Хосе-Луиса Пеньо.

Но гонки — это не только приятные воспоминания, на них ты понимаешь, насколько этот спорт опасен и непредсказуем. У меня в памяти остались такие моменты, как падение Насти Нифонтовой на мотоцикле, когда она сломала ключицу и позвоночник. У Татьяны Сычевой был сильный компрессионный удар, и она повредила спину. Конечно, не хочется, чтобы такие моменты повторялись. Я сам знаю, что такое травмы спины, поэтому хотелось бы, чтобы таких моментов было поменьше.

Впечатления о маршруте выпуска 2024?

В этом году «Шелковый путь» будет проходить по территории России и Монголии. Будет Горный Алтай. На Горномом Алтае гонка проходила в 2021 году, потому что несколько лет назад, монгольскую часть тогда отменили и гонщики жаловались, что это была «гонка по лиазонам». Очень много было дорожных секций. Поэтому не знаю, чего ожидать. В России, полагаю, не будет сильно сложных спецучастков. Это будет ближе к раллийным трассам, где важна скорость. До пустыни в Монголии будут степи. Я думаю, будут длинные прогоны, прямяки. Там тоже не должно быть особо ничего сложного. Очень здорово, что в этом году будет Монголия. Думаю, сложными будут для участников пустыня. Дюны там довольно большие и будет непросто их проехать, но могут возникнуть и ситуации, которые я помню по 2019 году, когда солнце начинало садиться, орнанизаторы не пускают в дюны и отправляют на дорожную секцию в лагерь. Конечно, в сумерках по дюнам ездить очень сложно и очень опасно.

Также нас ждет марафонский этап, я очень надеюсь, что мы не будем сильно ломаться на этом этапе, не придется делать сложный ремонт. Мой штурман, Ваня Безденежных, с которым я поеду в этом году, уже довольно опытный. У него есть инженерное образование, то есть в целом он понимает, как устроен аппарат. Но мы обязательно потренируемся еще до гонки. У нас будет время менять какие-то рычаги, тяги, привода и так далее.

Как идёт подготовка к гонке?

Мы с Иваном едем, как и Сергей, на новом Maverick R, но Сергей едет в T3, а мы в Open. Думаю, это в целом будет некий плюс, потому что нет вариатора, там коробка. Я успел прокатиться на новой R'ке в Эмиратах. Очень нравится работа подвески, многие моменты она сглаживает. Но машина новая, у нас опыта боевого на ней нет.

На самом деле техника у нас еще даже не построена до конца, но надеюсь, у нас будет время до гонки ее протестировать, прокатиться пару сотен километров, чтобы выявить возможные проблемы.

Так как несколько спецучастков будут проходить по дюнам, я провел несколько тренировок в дюнах. Также адаптироваться к жаре, которая ждёт нас в Монголии. Физическая подготовка тоже имеет место, хожу в зал. Что касается моральной подготовки, к психологу мы не ходим. По, опыту предыдущих гонок, мне важно иметь холодный расчетливый ум, несмотря на окружающую жару.

Цели и задачи на гонку?

По-моему, последние пять лет наша команда Snag Racing все время выигрывала эту гонку в своей категории, это был и Сергей, и Никита Мазепин два года назад. Конечно же, цель - привезти «Золотого Тигра», а в идеале двух, так как мы с Сергеем едем в разных зачетах и по сути конкурировать не будем.