«Ф-1» будущего: 476 л.с. на электричестве, топливо для авторынка, больше фишек для обгонов, смысловая революция
Все, что известно.
За нарастанием конкуренции в «Ф-1» 2024-го гоночный мир чуть не забыл о приближении 2026-го – и обещанной революции с переходом на полностью экологичное топливо, гибридные моторы с грандиозным кинетическим рекуператором энергии, мощностью на 50% от аккумулятора и активной аэродинамикой.
Но ФИА и главная гоночная серия не забыли – ведь для внедрения правил в 2026-м и начала работы по ним требуется представить полный свод до 31 июня. И 6-го регулятор с техотделом «Ф-1» нарушили молчание, опубликовав и первые визуализации (по слухам, 10-я версия из аэротрубы!) и подтвержденные особенности!
Да, по планам инженеров федерации и техотдела «Ф-1», новая машина примет приблизительно такой облик:
Что известно о спецификациях болида?
Практически все инсайды в итоге оправдались.
Колесная база болидов уменьшится с 3600 до 3400 мм, ширина – с 2000 до 1900 мм, минимальная масса снизится на 30 кг – до 768 кг.
18-дюймовые диски, введенные в 2022-м, останутся, но ширина передних колес уменьшится на 25 мм, задних – на 30 мм (больше сократить просто нельзя, иначе пойдут потери сцепления).
Вместо DRS – система активная аэродинамика с подвижными передним и задним антикрыльями. Днище станет частично плоским для снижения грануд-эффекта – выйдет что-то среднее между нынешними правилами и регламентом до 2021-го. Гонщики сами будут переключаться между Z-режимом для скорости в поворотах и X-режимом для скорости на прямых – при его задействовании машина будет сворачивать все лобовое сопротивление. Правда, только на определенных частях трека.
Переднее антикрыло станет на 100 мм уже, надколесные крылья исчезнут, появятся обязательные детали для недопущения возвращения «грязного воздуха».
Прижимная сила снизится на 30 процентов, лобовое сопротивление – на 55 процентов: специально для усложнения работы пилотов.
Полностью «зеленое» топливо, готовое к работе в любом ДВС любой гражданской машины.
Доля гибридной составляющей возрастет 45 процентов: 544 л.с. на ДВС, 476 л.с. – на батарею. Выдача мощности с батареи начнет снижаться при достижении 290 км/ч и упадет до нуля на скорости 355 км/ч. Запас энергии в аккумулятор пойдет от кинетических рекуператоров (их мощность – примерно по 120 л.с. на каждое колесо).
Вместо DRS введут режим «ручного повышения мощности MOM» – фактически обгонную кнопку, как в «Индикаре». Она разблокирует дополнительный заряд на круг (при достижении секундного окна от преследуемого, конечно) – и дальше можно либо добавлять л.с. на все время сразу, либо раскладывать на круг по своему усмотрению. Суть работы: снижающийся «разгон» от аккумулятора вновь вернется, пока не кончится заряд.
Усиление структур безопасности: требование к ударным перегрузкам поднято с 16 до 20 G, нагрузки при тестированиии вырастут со 141 до 167 кН.
Первая реакция гонщиков: регламент – смелый, но сомнительный. Вряд ли все получиться
А что же думают гонщики? Во время фазы обсуждений и испытаний предыдущие варианты много критиковали – и за падение скоростей, и за странные требования к пилотажу из-за новых особенностей обвеса.
Что же они думают теперь?
«Смело, прежде всего по силовым установкам, – высказался Льюис Хэмилтон на первой же пресс-конференции после презентации новых правил. – Но при этом вес машин снизится всего на 30 кг. Они все равно останутся слишком тяжелыми.
Я общался с несколькими гонщиками, которые тестировали эти новые болиды на симуляторе – сам я этого не делал, – и они рассказывали, что эти машины ощущаются очень медленными. Так что посмотрим, окажется ли это шагом в правильном направлении или нет.
С точки зрения вопроса экологии, в частности в отношении конструкции двигателя, это действительно смелый шаг и я думаю, что тут «Ф-1» движется в правильном направлении. Мы просто должны убедиться, что новые машины будут достаточно эффективными, быстрыми, что они будут шагом вперед и гонки станут лучше».
«Думаю, сразу достичь цели в 30 кг будет невозможно, – высказался в свою очередь Фернандо Алонсо. – Если силовая установка будет наполовину электрической, то вам понадобится соответствующее количество батарей. Только из-за новой силовой установки базовый вес болида увеличится на 20-30 кг. А вы хотите снизить общий вес болида на 30 кг – то есть снижать его нужно будет на 60 кг относительно текущей машины. Вероятно, это будет невыполнимой задачей.
С другой стороны, у команд есть два года, чтобы добиться этой цели. И как это зачастую бывает в «Формуле-1», то, что кажется невозможным в 2024 году, станет возможным в 2026 году. Потому что в командах работают очень умные люди. Но я думаю, что снижать вес будут за счет всего, что есть в болидах.
Регламент выглядит сложным. Гонщикам, прибавится работы из-за необходимости нажимать на различные кнопки. Технологии современных машин очень сложны, и вряд ли они упростятся в 2026-м.
Мы, гонщики, хотим более плотной борьбы, чтобы у всех были равные шансы – тогда и победителей будет больше. Мы не хотим, чтобы кто-то доминировал три-четыре года подряд, когда побеждает только одна команда и один или два гонщика. Надеюсь, регламент поможет решить, ведь это единственное, чего не хватает «Ф-1». В остальном все отлично.
Моторы очень амбициозные. Возможно, некоторые из новшеств в аэродинамике, эффективность которой нам предстоит регулировать на прямых, призваны как-то компенсировать слишком амбициозные цели по моторам».
«Что касается активной аэродинамики, то это по большей части попытка разобраться с проблемой на прямых [связанной с понижением передачи]. Если это будет что-то контролируемое, то полагаю, это будет работать одинаково для всех.
Не знаю, насколько эффективным будет ручное повышение мощности [MOM – Manuel Override Mode], поскольку я пока не видел, насколько эффективно это работает. Может быть, нужно еще добавить бананы [как в Mario Kart]», – сказал Макс Ферстаппен.
«Новые болиды будут очень быстры на прямых, – поднял менее очевидный вопрос безопасности глава Ассоциации пилотов Гран-при GPDA Джордж Расселл. – Вероятно, на большинстве трасс мы сможем достигать скорости в 360 км/ч, а это весьма впечатляющий показатель. Очевидно, что в этом случае нужно будет повышать и уровень безопасности. Потому что возможная авария на скорости 360-370 км/ч звучит довольно безумно.
Когда речь заходит о безопасности, к сожалению, история говорит нам о том, что сначала происходят какие-то инциденты, и только после этого принимаются меры и что-то меняется.
На прямых уровень прижимной силы будет настолько низок, что по ощущениям ты будешь почти что лететь по воздуху. Или представьте себе ситуацию – в гонке начинается дождь, ты еще едешь на сликах, и развиваешь скорость в 250 км/ч на городской трассе. Это будет не очень приятная ситуация – так что на все эти вопросы нужно найти ответы.
Время покажет, но современные болиды и так уже чертовски быстры. Когда мы остановимся? Или мы хотим достичь отметки в 400 км/ч? А фанатам это правда нужно, они действительно хотят это видеть?
Вероятно, единственные, кто это почувствует – это мы, 20 гонщиков «Формулы-1». Ведь когда вы смотрите гонки по телевизору, то не можете на глаз определить, с какой скоростью мы проходим повороты – 200 или 250 км/ч.
Честно говоря, даже не знаю. Например, когда я сам смотрю гонки MotoGP по телевизору, их мотоциклы кажутся очень быстрыми. Притом, что они проходят повороты на 100 км/ч медленнее болидов «Формулы-1».
В основном радуют новости о силовых установках. Думаю, для «Формулы-1» выбор в пользу экологически чистого топлива – это классные перемены. Мы продолжаем двигаться в сторону электрификации, а также понятно, что в каких-то моментах приходится идти на компромиссы.
Думаю, что в 2026 году болиды будут выглядеть совсем иначе в сравнении с тем, что мы видим сегодня. Мы станем намного быстрее на прямых, но при этом будем медленнее проходить повороты, и время прохождения круга в целом тоже увеличится».
Новый регламент – визуальная и смысловая революция
«Формула-1» постоянно подчеркивает продвинутость и крутость своих машин, но при каждой попытке объяснить «чем же она так быстра и хороша» все спотыкается о сложность вопроса для изложения и понимания. Неудивительно: основная часть прижимной силы генерируется под днищем, 99,99% времени не видна и объясняется крайне сложно и запутано – с физическими законами и пояснениями. И даже не совсем наглядно.
Теперь все будет иначе: «смотрите, у нас машины могут так – менять форму прямо на скорости!»
Владельцы «Ф-1» постоянно говорят о придумывании нового ради поддержания и наращивания интереса среди сторонней публики, и НАСТОЛЬКО наглядная демонстрация технологического превосходства просто нокаутирует.
При этом технологический сдвиг не выглядит упрощением и снижением уровня инженерного вызова, а урезание прижимной силы оправдывается идеей «предоставления возможностей пилотам показать мастерство». С маркетинговой точки зрения – просто гениально!
Не менее интересна смысловая революция в «обгонных кнопках»: систему MOM подают как более справедливую по отношению к DRS, поскольку у всех будет равное количество энергии и нельзя будет придумать ультрадевайс, резко повышающий эффективность – и облетать всех как против «Ф-2».
Вот только «Ф-1» – все-таки инженерная серия, и таким образом убирается дополнительное поле технологической битвы. Хорошая ли стандартизация – вечная тема для споров и среди фанатов, и среди технических штабов: проигравшие в гонке обновлений всегда будут требовать уравнения.
Еще одна положительная смысловая революция – помощь гонщикам: срезка днища, диффузора и граунд-эффекта поможет с исключением тряски и вибраций. Они сохранились и на третий год нового регламента, пилоты до сих пор жалуются на каждом Гран-при – но с 2026-го должно наконец полегчать.
Также регламент еще могут ждать перемены: у команд все-таки вызвала опасения концепция аэродинамики, предполагающееся заметное снижение уровня прижимной силы – вкупе с постоянной разрядкой батареи приведет к сильному снижению скорости прохождения круга. Вопросы появились и к массе: опасения связаны с тем, что команды не смогут даже близко подойти к намеченной цели по снижению веса и будут тратить огромные деньги впустую, в попытках все-таки этого добиться. Уже запланированы срочные встречи с ФИА, и утверждение правил могут отложить до осени.
«Необходимо, чтобы «Формула-1» оставалась ведущей серией в автоспорте. Именно так я это вижу. «Формула-1» – это вершина автоспорта. И поэтому мы должны убедиться в том, что болиды «Ф-1» сохранят свой уровень производительности и скорости.
При новом регламенте разница в скорости [прохождения круга в среднем] между болидом «Формулы-1» и болидом «Формулы-2» может составить всего несколько секунд. И вот тут мы уже можем начинать говорить о более высокой плотности и уменьшении разрывов, особенно если начать проводить сравнения с другими мировыми гоночными сериями.
При этом нужно понимать, что это по-прежнему черновой вариант регламента. Только на этой неделе в него добавили два пункта, которые убрали с новых болидов значительную часть прижимной силы. Так что я уверен, что мы еще найдем лучшее решение. Мы не то чтобы очень от этого далеки. Просто нужно продолжать работать», – высказал опасения босс «Уильямса» Джеймс Воулз.
А как вам новые машины?
Что еще почитать о технологиях «Ф-1»?
«Ф-1» будущего: опасный обвес ради мотора-революции и 355 км/ч. Сколько ж критики!
Что не так с «Ф-1»? Как сделать гонки ярче и ценнее? Взгляд лучшего гоночного инженера современности
Технологии «Ф-1» больше не переходят в дорожные машины – почему? Куда делись все чудеса?
Фото: formula1.com; Panoramic/Keystone Press Agency, Federico Basile/IPA Sport /Global Look Press; Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson
Будет режим Manual Оverrade. Это начиная с 290 кмч у лидирующего автомобиля будут снижать мощность примерно по 20% на каждые лишние 10 кмч, а у обгоняющего автомобиля будет полная:)
Надо посмотреть, будет ли паровозик "обгонной кнопки":)
Одно беспокоит, где окажется Ньюи-мастер искать лазейки в новых регламетах)