Максим Морозов: постараюсь поймать красивые моменты Бахи «Арчеда»
В преддверии Бахи «Арчеда» мы продолжаем наше знакомство не только со спортсменами, но и с теми, кто принимает участие в организации гонки, а также с теми, кто помогает им. В этот раз мы поговорили с Максимом Морозовым из SportMediaTeam, партнером Бахи «Арчеда», это группа профессиональных фотографов, чья страсть к автоспорту вдохновляет их на создание потрясающих репортажных работ. Телеграм-канал Cross-Country Rally предлагает вам заглянуть по ту сторону объектива и узнать, как мастера своего дела готовятся к автоспортивному мероприятию.

Максим, расскажите о Вашей работе на Бахе «Арчеда».
Для меня эта баха будет третьей кубковой «Арчедой». Всего же с 2022 года я отработал шесть гонок в этой локации. Как всегда постараюсь поймать красивые моменты на трассе и запечатлеть теплую атмосферу гонки.

С атмосферой на гонке команда «Арчеда Terra Extreme» не подводила. Конечно, будет как и во время любой другой гонки жесткий недосып, попытки успеть снять максимум и на трассе, и на бивуаке с сервис-парком, плюс вечером надо сделать небольшое количество фотографий по результатам каждого из прошедших дней и разослать их.

Частично спасает компактность гонки: почти все участники размещаются в комплексе «Сосна», тут же находятся сервис-парк и штаб, до спецучастков – рукой подать. Хочу сказать отдельное спасибо организаторам, с прошлого года предоставляющим прессе доступ в интернет: не приходится устраивать «танцы с бубном» в поисках связи на территории «Сосны».

Какие интересные моменты с прошлых гонок запомнились?
Помню, как первый раз приехал в эти места в 2022 году. Был на зимней резине! Из Питера выезжал «по ледяхе», АТ-резины у меня тогда не было. А тут какой-никакой, но рисунок на протекторе. Бодро заехал мимо Почаевского источника по «вроде как дорожке» в песок. Всего метров пятисот хватило для оценки рельефа и коварности покрытия, и, вероятно вовремя, до гонки решил дальше не залезать. Только в местных песках приходилось доставать сенд-траки для своего Дастера. И в Астрахани, и в Вешенской песочнице удавалось обойтись без них.

Чего только не было за время гонок в «Арчеде». «Уши» там в кадр не попадали, да я и не люблю такие моменты. Уж лучше «чуть было не было». А вот ремонты и застрявшие в Арчединских песках машины снимал и не раз.

Какую категорию спортивной техники интереснее снимать фотографу?
Мне интересно работать со всеми видами автоспортивной техники, тут вопрос индивидуальных предпочтений. В каждом виде автоспорта есть своя красота и свои сложности в съемке и подготовке. Так получилось, что я больше снимаю классическое ралли и ралли-рейды. Но при возможности выбираюсь и на ралли-кросс, и на кольцо, и на дрифт.

В ралли-рейдах есть своя специфика. Например, багги «проглатывают» за счет работы подвески многие неровности, поймать какие-то кадры с колесами в отрыве от земли чуть сложнее. А снимая «кузова» автомобилей Т2, иногда надо специально под них менять точку съемки, где-нибудь на маленьких кочках или ямках они исполняют достаточно красивые для фотокадра вещи. С грузовиками своя специфика - их траектории сильно отличаются от остальных участников, это необходимо учитывать при съемке для того, чтобы получить интересный кадр. Ну и про безопасность этой самой съемки нельзя забывать.

Обычно задаём вопрос спортсменам, как они готовятся к гонке, а как готовятся фотографы?
Подготовка к гонке для фотографа не менее кропотливая, чем для гонщика. Готовится аппаратура, «аккумы», зарядки, карты памяти, свет. Не редко после предыдущих пыльных гонок надо чистить камеры, так что у нас тоже проходит своеобразный «ребилд». Одежда, обувь, питье, антирепелленты, состояние и комплектация авто – всё требует внимания. В классическом ралли до гонки вместе со спортсменами едем на ознакомление: ищем возможные точки съемки, просчитываем перемещения. В ралли-рейдах сложнее: маршрут гонки заранее не публикуется, и тут фотографы и видеооператоры полностью зависят от организаторов.

Если трасса захватывает более-менее известные локации, то достаточно информации о том, что спецучастки проходят через них, плюс направления движения машин. Идеальный вариант – пресс-гид с описанием и координатами возможных точек съемки, маршрутами безопасного доезда. В таком случае даже человек без опыта в ралли-рейдах сможет найти интересные для съемки места и не оказаться на машине в канале гонки.

Но качественная подготовка таких материалов требует ощутимых усилий от организаторов, потому не всегда есть. Знаю, что на бахе «Арчеда» такая работа проведена, и это радует! Так что к гонке и организаторы, и мы уже готовы, надеюсь, будет интересно гонщикам и медиа. Спортсменам желаю успешного преодоления всей дистанции, получить удовольствие от гонки, а мы порадуем всех красивыми кадрами.
Фотографии из архива Максима Морозова, фото автора - Марина Бараева