16 мин.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Торо Россо», «Лотус», «Макларен»

«Торо Россо»

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

1. 7 место – потолок «Торо Россо» в Кубке конструкторов

Вторая команда Дитриха Матешица сделала шаг вперед по сравнению с прошлым годом, хотя, глядя на командные зачеты 2013 и 2014 годов, этого можно и не заметить. Впрочем, о раскрытии потенциала техники разговор будет чуть позже, а пока стоит отметить, что, в отличие от прошлого сезона, у «Торо Россо» практически нет шансов подняться выше седьмого места в Кубке конструкторов.

Если год назад парни из Фаэнцы активно боролись в командном первенстве с «Форс-Индией» и «Заубером», то в нынешнем, фактически, ни с кем не соревнуются – «Заубер» и «Лотус» по очкам уступают не сильно, но невероятно далеки по чистой скорости, а «Макларен» и «Форс-Индия» с завидной регулярностью набирают приличное количество зачетных баллов, и догнать их не представляется возможным («Торо Россо» к настоящему моменту набрала 17 очков, а «Макларен», занимающий шестое место, – 97).

2. Гонщиков команды стали оценивать по достоинству

Несколько лет назад в паддоке «Ф-1» заговорили о целесообразности программы развития молодых пилотов «Ред Булл»: после Себастьяна Феттеля в этой структуре никто не видел новых талантов – Себ Буэми и Хайме Альгерсуари явно не впечатляли, а в Даниэля Риккардо и Жана-Эрик Верня верили, пожалуй, только их личные фанаты.

С переходом Риккардо в «Ред Булл» и регулярным избиением австралийцем четырехкратного чемпиона мира на молодежь в «Торо Россо» стали смотреть иначе: общественность вспомнила, что почти на равных с Даниэлем в прошлом году ехал Вернь, а сегодня ничуть не хуже француза выступает и молодой российский гонщик Даниил Квят. Отныне и пресса, и болельщики понимают: если таланты «быков» получат достойную технику, они обязательно себя проявят.

3. Ставка Марко на Квята не стала ошибкой

Когда в прошлом году куратор молодежной программы «Ред Булл» Гельмут Марко выбрал в качестве нового пилота «Торо Россо» Даниила Квята, а не Антониу Феликса да Кошту, многие возмутились – ведь португалец считался претендентом на место в «Ф-1», а Квяту явно не хватало опыта.

Но уже спустя несколько гонок сезона-2014 о да Коште почти никто не вспоминал – Квят сразу поехал как надо: он быстро влился в команду, разобрался в машине, поменял стиль пилотажа, а еще он почти не попадает в глупые инциденты и едет достаточно быстро. Если в следующем году в «Торо Россо» вдруг объявится старый знакомый Даниила, Карлос Сайнс-младший, у россиянина перед испанцем будет солидное преимущество.

Оценка техническому штабу – 6/10

Учитывая скромные ресурсы конюшни из Фаэнцы, техническая группа команды во главе с Джеймсом Ки построила довольно приличный для середняка болид STR9. Кроме того, в отличие от прошлых лет «Торо Россо» куда увереннее идет в ногу с остальными коллективами и старается развивать машину от этапа к этапу.

В результате пилоты Вернь и Квят по ходу сезона постоянно находятся недалеко от призовой зоны, а на медленных и среднескоростных трассах вовсе претендуют на очки. Просто сравните: прошлогодний STR8 пробивался в десятку лучших по итогам квалификации 11 раз, а STR9 к настоящему моменту добился уже 9 стартов из топ-10.

К сожалению, конвертировать хорошие квалификационные позиции в очки удается далеко не всегда – неполадки преследуют «Торо Россо» практически в каждой гонке. В первых Гран-при возникали неисправности с турбодвигателем, затем несколько раз подводила новая выхлопная система, в Австрии Вернь сошел из-за поломки тормозов, а на машине Квята сломалась подвеска. Наконец, в Германии болид россиянина загорелся, а в Венгрии из-за заглохшего мотора Даниилу пришлось стартовать последним.

У «Торо Россо» определенно есть потенциал, но до тех пор, пока команда не повысит надежность техники, регулярных финишей в очковой зоне не будет.

Оценки гонщикам

Жан-Эрик Вернь – 7/10

В начале сезона французу очень сильно не везло – в первых пяти гонках он заработал очки лишь однажды, – но с Гран-при Канады Вернь приехал в топ-10 еще трижды. В Венгрии пилот «Торо Россо» финишировал девятым, хотя явно заслуживал большего – он долго шел вторым и уверенно сдерживал более быстрого Нико Росберга.

Даниил Квят – 7/10

Российский гонщик проводит дебютный сезон в «Ф-1», и это значит, что без ошибок ему не обойтись – развороты, легкое непонимание маневров конкурентов и слишком оптимистичные атаки будут встречаться в пилотаже Даниила, пожалуй, еще не раз. Однако тот факт, что всего год назад он выступал в GP3, на зимних тестах накатал не самый большой километраж, а в квалификациях и гонках уже ничуть не уступает напарнику (а, порой, и превосходит того), говорит о его большом потенциале.

Лучшая гонка – Гран-при Австралии

В первом же Гран-при сезона пилоты из Фаэнцы квалифицировались шестым и восьмым, а по ходу воскресного заезда уверенно вошли в десятку лучших. После дисквалификации Риккардо оба отыграли еще по одной позиции и стали соответственно восьмым и девятым. Больше очков на одном этапе «Торо Россо» в этом году еще не набирала.

Худшая гонка – Гран-при Испании

Штраф Верню за неприкрученное механиками колесо на практике, не лучшая квалификация Квята, а в гонке – сход француза и борьба россиянина с «Зауберами» и «Лотусами» за пределами топ-10 – явно не лучший уик-энд для «Торо Россо» в этом году.

Риторический вопрос

Если за руль «Ред Булл» посадить Верня или Квята, они тоже будут выигрывать гонки?

Слова

Тест-пилот «Феррари» Марк Жене о Квяте: «У Квята большое будущее. Возможно, однажды он станет чемпионом мира – потенциал для этого есть».

Даниил Квят о «компьютерном» поколении гонщиков: «Все говорят о «поколении Playstation». Но у меня никогда не было Playstation. Мне вполне хватило картинга, выступлений на настоящей трассе. Никогда не был поклонником игр. Если заглянете в мой iPhone, то не найдете там ни одной игры».

Жан-Эрик Вернь о прогрессе «Торо Россо»: «Мы работаем намного лучше, чем в прошлом сезоне, и то же самое я могу сказать о себе лично. Мы движемся в правильном направлении».

«Лотус»

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

1. С небес на землю

Команда из Энстоуна, едва не ставшая второй в прошлом сезоне, ныне превратилась в заурядного аутсайдера – безусловно, после ухода Кими Райкконена и нескольких спонсоров, «Лотусу» предрекали спад, но вряд ли ждали, что он окажется настолько серьезным. Машина получилась под стать двигателю «Рено» – на редкость неудачной, любопытное техническое решение с необычной формой носа болида, видимо, не сработало. Решение же заменить Кими Пастором Мальдонадо видится едва ли не самым неудачным переходом межсезонья.

Резкому падению результатов способствовал и уход ряда видных инженеров в 2013 году, в частности, команду покинул главный творец ее успехов Джеймс Эллисон. К сожалению, из коллектива образца двух последних сезонов в Энстоуне осталось не так много людей. Сейчас, увы, мало что напоминает, что всего год назад «Лотус» считался топ-командой.

2. Техническая ненадежность

Одной из главных проблем «Лотуса» в этом сезоне стали частые поломки. Силовые установки «Рено» доставили и продолжают доставлять неприятности всем своим клиентам, но, пожалуй, хуже всего приходится конюшне из Энстоуна – не одна квалификация или гонка была испорчена работой капризных моторов из Вири. Причиной тому во многом стал недостаток тестовых дней – к старту сезона болид «Лотуса» подошел очень сырым.

Порядка десяти технических сходов и несколько испорченных квалификаций – возможно, даже при своих скромных скоростных качествах болид E22 мог бы набрать еще несколько очков, если бы не так часто сталкивался с неполадками.

3. Мрачные перспективы

Нельзя не отметить прогресс коллектива – если в Австралии черно-золотые болиды плелись едва ли не на уровне «Маруси» и «Кэтерхэма», то уже на следующих этапах коллектив боролся за очки и даже смог завоевать 8 баллов усилиями Ромена Грожана. Но для борьбы за что-то большее команде нужен качественный скачок вперед – теоретически «Лотус» может дотянуться до «Торо Россо» в Кубке Конструкторов, на практике же болид английской команды существенно уступает машине из Фаэнцы.

Учитывая финансовые проблемы владельцев команды из Genii Capital, а также тот факт, что с новостью о переходе «Лотуса» на моторы «Мерседесе» сезон для конюшни превращается в переходный – перспективы коллектива из Энстоуна в этом сезоне выглядят смутными. Наверняка команда не станет упорствовать и развивать машину до конца сезона, скорее, «Лотус» постарается удержать текущие позиции, на случай, если «Заубер» все-таки поедет. Деньги у команды, видимо, будут – не зря же коллектив оставляет Мальдонадо на следующий сезон. Но прогресс, похоже, придется отложить до следующего сезона.

Оценка техническому штабу – 5/10

К инженерам «Лотуса» следует проявить снисхождение – в конце 2013 года на команду свалились финансовые проблемы и уход многих ведущих технических специалистов. Кроме того, конюшня из Энстоуна еще и вынуждена была работать с проблемной силовой установкой «Рено» и пропустить первую предсезонную тестовую сессию. Неудивительно, что в таких условиях машина «Лотуса» получилась «гадким утенком».

Черно-золотому болиду не хватает скорости на прямых, также E22 скверно смотрится в медленных поворотах, кроме того, машине «Лотуса» сильно не хватает надежности – в этом сезоне столь серьезные проблемы решить вряд ли удастся. Остается надеяться, что переход на моторы «Мерседес» в следующем сезоне поможет коллективу из Энстоуна.

Оценки гонщикам

Ромен Грожан – 6/10

Француз пока не напоминает самого себя образца прошлой осени, лишь изредка поблескивая в квалификациях. Однако на фоне напарника Ромен выглядит как «Роллс-ройс» рядом с «Ладой» – Грожан стабильно быстрее Мальдонадо, достаточно редко ошибается и набрал все скудные очки «Лотуса» в этом сезоне. Возможно, французский пилот заслуживает куда более быстрой машины.

Пастор Мальдонадо – 3/10

Венесуэлец же в который раз претендует на звание самого бедового гонщика в пелотоне – число инцидентов с его участием превышает все разумные пределы, а по количеству штрафов Пастор лидирует в чемпионате с внушительным отрывом. Справедливости ради, стоит сказать, что ему часто не везет – на Мальдонадо пришлась львиная доля технических неурядиц «Лотуса» в первой половине сезона. Но факт остается фактом – внутрикомандное сражение венесуэлец с треском проигрывает.

Лучшая гонка – Гран-при Испании

Великолепный результат в квалификации (пятая позиция) Ромен Грожан смог конвертировать в первые для «Лотуса» очки в сезоне – француз финишировал восьмым, опередив несколько куда более быстрых машин. Пастор Мальдонадо после старта с последней позиции в кои-то веки провел гонку без инцидентов и добрался до пятнадцатого места.

Худшая гонка – Гран-при Венгрии

Дождевая гонка – всегда шанс для более слабых коллективов добиться успеха в хаотичных условиях, но гонщики «Лотуса» его бездарно упустили. Ромен Грожан умудрился разбить машину в режиме сейфти-кара, а Пастор Мальдонадо потерял управление и повредил болид, врезавшись в «Марусю» Жюля Бьянки, в очередной раз испортив себе гонку.

Риторический вопрос

Окупают ли деньги PDVSA затраты на восстановление болидов, разбитых Пастором Мальдонадо?

Слова

Заместитель руководителя «Лотуса» Федерико Гастальди о целях команды: «Мы не будем удовлетворены до тех пор, пока не окажемся на верхней ступеньке подиума. Все мы гонщики по духу, и хотим побеждать. И даже в этом случае в полной мере удовлетворены будут не все, ведь на подиум может подняться всего один человек»

Совладелец «Лотуса» Жерар Лопес о перспективах Пастора Мальдонадо: «Мы сможем добиться от Пастора его максимума. Мы считаем, что можем сделать с ним то же самое, что и с Роменом, помочь ему демонстрировать наилучшую и стабильную форму по ходу каждого гоночного уик-энда. Я очень в него верю»

Ромен Грожан о своем будущем и будущем «Лотуса»: «Знаю, что в следующем году «Лотусу» придется легче, чем в нынешнем. Знаю, что команда отреагирует на проблемы. Безусловно, это вариант – посмотрим, как все сложится. В прошлом году меня не было желания перейти в другую команду, потому что у «Лотуса» была хорошая машина и не было причин для перемен».

«Макларен»

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

1. Реструктуризация продвигается медленнее, чем хотелось бы

С тех пор, как Рон Деннис вернулся в команду в качестве исполнительного директора и морального лидера, успели полететь многие головы. Больше всего досталось экс-руководителю конюшни. Мартина Уитмарша словно посадили в машину и увезли в неизвестном направлении — человек, проработавший в структуре «Макларена» ни много ни мало 24 года, с января не дал ни одного интервью прессе. Правда, особенных преображений от отставки Уитмарша болельщики не ощутили. Союз Эрика Булье, Сэма Майкла, Джонатана Нила и Тима Госса пока не дает дивидендов.

«Макларен» предпринимает первые робкие шаги по переманиванию инженеров у конкурентов — и без того слабеющий аэродинамический отдел «Ред Булл» лишился Питера Продрому, в Уокинг также перешли несколько специалистов из «Заубера» и «Лотуса». «Хонда» планирует уже в к осени начать испытания турбомотора на трассе.

Словом, прогресс определенно есть, но судя по результатам на трассе, до света в конце туннеля еще очень далеко. Впрочем, этого стоило ожидать: команда, за полтора сезона лишь единожды побывавшая на подиуме, не может разом вернуться в борьбу за победы. Сомневаться в том, что матерый Рон в очередной раз вытащит коллектив из бездны, не приходится — вопрос лишь в том, когда это произойдет.

2. Команде отчаянно не хватает топ-пилота

Ни Серхио Перес, ни Кевин Магнуссен не смогли полноценно заменить Льюиса Хэмилтона. Слухи о том, что состав гонщиков «Макларена» претерпит существенные изменения к 2015 году, появились еще осенью прошлого года.

Но если Кевину, скорее всего, дадут шанс в следующем сезоне, то насчет Дженсона Баттона есть сомнения. Деннис не в восторге от результатов Баттона, контракт Дженсона заканчивается, пилот не молодеет, а предлагать 34-летнему гонщику такую же зарплату, как по действующему соглашению, попросту неразумно.

Становится очевидно, почему в Уокинге затягивают процесс обсуждения нового контракта Баттона, приглядываются к Валттери Боттасу и флиртуют с Фернандо Алонсо. «Глупый сезон» официально стартовал, доказательство тому — неожиданное поздравление «Маклареном» (https://twitter.com/McLarenF1/status/494014441433083904) отметившего 33-летие Алонсо в твиттере. То ли еще будет осенью...

3. Система принятия решений несовершенна

Стратеги «Макларена» не всегда верно принимают решения по ходу гонок. Например, на Гран-при Венгрии в момент выезда сейфти-кара Магнуссен и Баттон остались на промежуточных покрышках, в отличие от большинства других гонщиков. Но дождь так и не пошел, трасса высохла, и пилоты из Уокинга поплатились за решение команды лишним пит-стопом и потерей кучи очков.

Опыт подсказывает, что в таких ситуациях излишне рисковать гонкой обоих пилотов, и наилучший выход — разделить стратегии. Если «Макларен» собирается всерьез вернуться в борьбу топ-команд, то в Уокинге должны исключить подобные ошибки. Булье уже пообещал сделать процесс принятия решений на трассе более простым и оперативным. Летний перерыв — подходящее время для реформ.

Оценка техническому штабу – 5/10

После впечатляющего начала сезона результаты на трассе вернулись к уровню сезона-2013. MP4-29 страдает от недостатка прижимной силы, да и управляемость болида оставляет желать лучшего — в целом шасси мало в чем превосходит прошлогоднее творение.

К тому же, команда уже второй год подряд не может добиться эффективной работы аэродинамических новинок — болид слишком медленно прибавляет в скорости. Шестое место в кубке конструкторов вполне закономерно.

Оценки гонщикам

Дженсон Баттон – 7/10

В целом Дженсон выступает на высоком уровне. Учитывая возможности техники, восьмое место в личном зачете на данный момент является максимумом. Ахиллесовой пятой англичанина по-прежнему остаются квалификации, а в последних гонках пилот испытывает проблемы с поиском злосчастного баланса. Хорошо, но можно и лучше.

Кевин Магнуссен – 5/10

Датчанину смело можно было бы сделать скидку из-за дебютного сезона и отсутствия километража на тестах, но пример Даниила Квята доказывает, что можно выступать на отличном уровне и при таких обстоятельствах. Агрессивная езда Магнуссена часто приводит к различным инцидентам, причем в большинстве из них вина лежит именно на Кевине. Первая половина чемпионата получилась для молодого гонщика скомканной.

Лучшая гонка – Гран-при Австралии

В Мельбурне Магнуссен квалифицировался четвертым, а в гонке без проблем финишировал на нижней ступеньке подиума. Баттон после проваленной квалификации прорвался на четвертую позицию на финише. А вскоре штраф Даниэля Риккардо позволил пилотам из Уокинга подняться еще на одну строчку в итоговом протоколе гонки.

Худшая гонка – Гран-при Бахрейна

В Сахире Баттон и Магнуссен стартовали шестым и восьмым соответственно, но в гонке не могли ничего противопоставить темпу «Уильямса» и «Форс-Индии» и боролись за считанные очки с «Феррари». Оба гонщика сошли из-за технических проблем незадолго до финиша. После гонки в Сахире пилоты из Уокинга еще дважды не могли набрать очки, и прервалась неудачная серия только в Монако.

Риторический вопрос

Что вы сделали с Мартином Уитмаршем?

Слова

Председатель «Макларена» Рон Деннис о работе Дженсона Баттона в команде: «Хочу ли я, чтобы Дженсон старался? Конечно. Он один из самых высокооплачиваемых гонщиков в современной «Формуле-1». Да, мы не предоставили ему лучшую машину, но он должен делать все возможное...»

Дженсон Баттон о высказывании Денниса в свой адрес: «Думаю, стараться должен каждый, вся команда. Мы прилагаем все усилия, чтобы вернуться в лидеры. Каждый сотрудник, в том числе и я, делаем все возможное».

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Катерхэм», «Заубер», «Маруся»

Фото: Fotobank/Getty Images/Peter Fox, Dan Istiten, Vladimir Rys Photography