10 лучших пилотов «Формулы-1» в XXI веке
Иконы новой эпохи автоспорта.
10. Рубенс Баррикелло
Достижения в XXI веке: 10 побед, 53 подиумаКоманды: «Феррари», «Хонда», «Браун», «Уильямс»
Бразилец главным образом запомнился болельщикам не скоростью на трассе, а скандальными пропусками партнера по «Феррари» Михаэля Шумахера, В фанатском сленге прочно закрепилось слово «вторикелла».
Это совсем не значит, что место Рубенса в топе незаслуженно. Способность работать с инженерами и обеспечивать качественную обратную связь обеспечили Баррикелло гоночное долголетие и позволили установить рекорд по количеству проведенных Гран-при. Кроме того, он был почти наравне с лучшими гонщиками по чистой скорости. Особенно ярко это проявилось в 2009 году, когда лишь проваленное начало сезона не позволило Баррикелло опередить Дженсона Баттона в борьбе за чемпионский титул. (Антон Гордеев)
9. Даниэль Риккардо
Достижения в XXI веке: 4 победы, 18 подиумовКоманды: «ХРТ», «Торо Россо», «Ред Булл»
Австралиец попал в список лучших скорее авансом, чем по нынешним достижениям. Все-таки он проиграл по очкам новичку «Ред Булл» Квяту и не всегда справлялся с юным Ферстаппеном.
С другой стороны в Даниэле заметен гигантский потенциал: он использует каждую возможность на трассе для обгона, выжимает максимум из техники и мчится к победе – если этому не мешает собственная команда, а болид способен ехать с приличной скоростью.
Риккардо умеет действовать агрессивно, но при этом не теряет головы – сложно вспомнить грубые ошибки, не говоря о вылетах или столкновениях с соперниками по собственной вине. Ясно, что если «Ред Булл» все-таки начнет по-настоящему бороться с «Мерседесом», Риккардо обязательно включится в спор за звание чемпиона мира. (Дмитрий Федотов)
8. Хуан-Пабло Монтойя
Достижения в XXI веке: 7 побед, 30 подиумовКоманды: «Уильямс», «Макларен»
Самый харизматичный и яркий из тех, кто так и не получил главный трофей автоспорта — чемпионский титул «Формулы-1». Может, если бы его звезда в серии сгорела не так быстро, он бы и получил свой трофей?
Чем же Хуан-Пабло так запомнился за всего неполные шесть сезонов? Яркостью, риском и неуступчивостью. Монтойя готов был идти до конца в борьбе за позицию или при попытке обороны — и это в достаточно необгонную эру. Обычно это заканчивалось либо аварией, потерей позиций и сходом, либо — яркими финишами на подиумах или около них. При этом процент его сходов и дисквалификаций даже выше, чем у Пастора Мальдонадо — 31,6%.
Агрессивные пилоты всегда были кумирами толпы, и Хуан-Пабло не исключение. Наверное, иногда ему стоило быть сдержаннее. Но мы все равно не забудем его обгоны и то, что он не боялся ни Шумахера, ни Култхарда – вообще никого. (Артем Рубанков)
7. Нико Росберг
Достижения в XXI веке: чемпион мира (2016), 23 победы, 57 подиумовКоманды: «Уильямс», «Мерседес»
Кто знает, смог бы умнейший немец по паспорту попасть в топ, если б не вырвал титул в заключительной гонке сезона-2016? И пускай он оказался последним в списке пилотов с победами в чемпионате — он все равно вошел в историю.
Объявив о строительстве новой команды «Мерседес» взял именно Росберга в напарники к Шумахеру, так как знал о его уме и способности к качественной обратной связи. В этом Нико помогла степень бакалавра по аэродинамике.
Однако Росберг был хорош не только как важнейший элемент развития машины. Всегда собранный и сконцентрированный, Нико старался никогда не лезть на рожон. Стабильность стала его визитной карточкой. При этом, получив в напарники серьезного пилота в лице Хэмилтона, Росберг продемонстрировал, что умеет в кратчайшие сроки разбираться в чужой телеметрии и улучшать свой пилотаж ровно тогда, когда нужно. (Артем Рубанков)
6. Дженсон Баттон
Достижения в XXI веке: чемпион мира (2009), 15 побед, 50 подиумовКоманды: «Бенеттон», «Рено», «БАР», «Хонда», «Браун», «Макларен»
До сих пор ни один сезон в ХХI веке не обходился без участия Дженсона Баттона. Сам факт, что гонщик в эпоху рента-драйверов смог продержаться в «Формуле-1» так долго, уже выводил бы Баттона, как минимум, в двадцатку лучших пилотов начала столетия, но Дженсон за эти 16 сезонов собрал отличную статистику не только по количеству участий в Гран-при, но и по более серьезным показателям. Да и закончил карьеру он не за рулем нищего аутсайдера, а оставаясь востребованным в зажиточном, пусть и проблемном, «Макларене».
Наверное, по сравнению с остальными чемпионами мира XXI века, у Баттона было многовато тусклых сезонов, но даже в неудачные годы ему удавалось выдавать отдельные яркие представления, которые обеспечили ему звание выдающегося стратега и одного из самых умных гонщиков современной «Формулы-1». Интересно, что как элитного пилота Дженсона стали окончательно воспринимать не после удивительной победы в чемпионате, а когда он уверенно выиграл у более молодого напарника по команде Льюиса Хэмилтона в 2011 году.
Дженсон был образцом для других гонщиков не только в вопросах выбора стратегии на гонку, но и работы над собственным имиджем. Из пилота по прозвищу «плейбой» и героя контрактных скандалов он превратился в «последнего джентльмена «Формулы-1». Именно корректное поведение англичанина на трассе и в паддоке сделало его одним из самых уважаемых гонщиков пелотона. (Аркадий Новицкий)
5. Кими Райкконен
Достижения в XXI веке: чемпион мира (2007), 20 побед, 84 подиумаКоманды: «Заубер», «Макларен», «Лотус», «Феррари»
Мы знаем, за что любим Кими. Он жжет по радио, способен дать бой любому сопернику, в 37 лет на равных гоняется с четырехкратным чемпионом мира. Райкконен не слишком силен в квалификациях, но с лихвой отыгрывает потерянное в гонках. У финна есть редкое свойство десятки кругов поддерживать необходимую температуру в резине, что вместе с оригинальным стилем пилотирования не раз приносило ему славу. Райкконен долго не мог выиграть титул, дважды был близок к этому в «Макларене», но долгожданное чемпионство состоялось лишь за рулем «Феррари».
Карьера Кими полна взлетов и закатов. Болельщики справедливо считают, что пиком карьеры стали годы, проведенные за «Макларен» и один сезон в Скудерии. После ухода в ралли и возвращения в «Формулу-1» финн выдал отличный сезон, но смена регламента застала его врасплох. Нестабильность и крайняя придирчивость к технике – недостатки, с которыми взять больше одного титула в «Формуле-1», увы, почти невозможно. Будем честны – Райкконен уже давно не звезда первой величины. Присутствие в пятерке лучших связано с заслугами Кими в целом, но никак не с достижениями последних сезонов. (Дмитрий Агапов)
4. Льюис Хэмилтон
Достижения в XXI веке: трижды чемпион мира (2008, 2014, 2015), 53 победы, 104 подиумаКоманды: «Макларен», «Мерседес»
Если выбирать быстрейшего гонщика в современной истории, многие проголосуют за Льюиса. Англичанин – рекордсмен по количеству поулов, в достижениях уступающий только Сенне, Просту и Шумахеру. Хэмилтон знаменит не только чистой скоростью и обгонами подчас за гранью физики, в его заслугах невероятный дебютный сезон в «Формуле-1» и три чемпионских титула. Что говорить, если по статистике XXI века Льюис обошел по количеству побед и подиумов великого Михаэля Шумахера.
Что не дает поставить англичанина на первое место в списке? Причин немало. У пилота, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему случаются необъяснимые спады формы. Кроме того, Хэмилтон увлечен многим, что иногда отвлекает его от мира «Формулы-1» и не дает гоняться в полную силу. Льюис подчас излишне самоуверен, что иногда приводит к глупым авариям (инцидент в Баку стоил гонщику титула) и ошибкам в настройке машины. Тем не менее за 10 лет в «Формуле-1» англичанин вырос в пилота невероятного уровня, и его место в числе лучших не подвергается сомнению. (Дмитрий Агапов)
3. Себастьян Феттель
Достижения в XXI веке: четырежды чемпион мира (2010, 2011, 2012, 2013), 42 победы, 86 подиумовКоманды: «БМВ-Заубер», «Торо Россо», «Ред Булл», «Феррари»
Четверку лучших гонщиков современности можно тасовать как угодно – все зависит от личных пристрастий и представления о понятии «лучший». Для кого-то это пилот, который в равных условиях на одинаково незнакомой для всех технике окажется быстрее, для других – спортсмен, зарабатывающий максимально возможное (учитывая силу машины) количество очков. У всех свои предпочтения в выборе между скоростью и расчетом: Хант или Лауда, Сенна или Прост, Хэмилтон или Алонсо?
Интересно, но никто из нас не поставил на первое место Себастьяна Феттеля – гонщика безусловно талантливого, не случайно выигравшего четыре чемпионских титула и одержавшего кучу побед. Немца сложно отнести к упомянутым выше категориям топ-пилотов: он быстр, но не так одарен природой, как некоторые из соперников, и в то же время не похож на гоночного «бухгалтера». Может именно поэтому Себ всегда где-то рядом с великими, в числе быстрейших, но не признан таковым публикой.
Почему? Возможно, дело в машинах гениального конструктора Эдриана Ньюи, а может быть из-за отсутствия крупного успеха за рулем «Феррари». Однако у Себа еще есть время – он очень умный парень, знающий, как стать сильнее. Пока же остается довольствоваться победами в «Гонке чемпионов». (Дмитрий Федотов)
2. Фернандо Алонсо
Достижения в XXI веке: дважды чемпион мира (2005, 2006), 32 победы, 97 подиумовКоманды: «Минарди», «Рено», «Феррари», «Макларен»
Место Алонсо в топ-4 не удивит даже самых жестких хейтеров испанца, упрекающих его в излишней расчетливости, но то, что в итоге он опередил Феттеля и Хэмилтона, «всего» два раза победив в чемпионате, говорит о многом.
Возможно, Фернандо – самый неудачливый гонщик нашего времени. Сравнительно легко став двукратным чемпионом мира, он раз за разом ставил не на ту лошадь, оказываясь за рулем недостаточно быстрых машин. Алонсо продолжил периодически выигрывать гонки и громить напарников, но трехкратным ему стать не удалось и, похоже, не удастся уже никогда. Одна из последних надежд умерла этой зимой, когда «Мерседес» подписал Боттаса.
Но даже в те сезоны, когда победу праздновали другие пилоты, Фернандо неоднократно признавался лучшим гонщиком по версии журналистов и коллег, что лучше всего говорит о величине таланта испанца. (Антон Гордеев)
1. Михаэль Шумахер
Достижения в XXI веке: четырежды чемпион мира (2001, 2002, 2003, 2004), 47 побед, 72 подиумаКоманды: «Феррари», «Мерседес»
Прежде чем «Феррари» и Михаэль поехали к многочисленным победам, прошли годы страданий и мучений, и лишь благодаря терпению и умению выстраивать коллектив Скудерия на стыке веков все-таки вышла на свой пик.
Когда это произошло и машина стала лучшей в пелотоне, Шумахер не остановился в развитии. Да, часто ему больше не требовалось вести борьбу колесо в колесо и удивлять рисковыми маневрами, но особенности тех гонок и стиля самого Михаэля породили удивительный феномен: он научился выигрывать Гран-при с наименьшими затратами сил – побеждал за счет своего фирменного ускорения, умения ехать в квалификационном режиме незадолго до или после пит-стопа. Это нравилось не всем, но результаты говорили о том, что подход Шуми – эффективный. Попытки же играть по его правилам приводили к ожидаемым итогам: на Гран-при Франции 2004 года Алонсо и «Рено» разбили свою гонку на четыре отрезка, которые проехали с сумасшедшей скоростью, но Шумахер и «Феррари» сделали пять стинтов – и снова победили.
Он был психологически устойчивым и выдерживал давление важнейших гонок, удивлял хладнокровием в критических эпизодах и не стеснялся напоминать остальному пелотону, что именно он – король автоспорта, которому дозволено все. А свою последнюю победу он одержал так, что критики умолкли – в сложных погодных условиях Шумахер принял мудрое решение по шинам и в борьбе на треке красиво обыграл лидировавших парней из «Рено».
За пределами трассы Михаэль вел другую работу – не всегда заметную, но не менее важную: выстраивал вокруг себя коллектив, создавал семейную атмосферу в гараже, до ночи трудился вместе с механиками и пахал на бесконечных тестах. Он был не первым, кто так работал, но точно стал лучшим в выстраивании фундамента будущих гоночных успехов – и оказался образцом для многих молодых спортсменов.
Недоброжелатели часто ставили ему в вину наглое эксплуатирование напарника, но с точки зрения достижения результатов это видится скорее достоинством, чем недостатком. Рубенс Баррикелло считался очень быстрым партнером, но при этом никогда не подвергал сомнению позицию немца как беспрекословного лидера и вносил колоссальный вклад в успехи благодаря технической подкованности и умению настраивать болид.
Наверняка Шумахер мог зацепить еще пару «лишних» титулов, но президент Скудерии Лука ди Монтеземоло решил заменить его на Кими Райкконена. Ранний уход – в момент, когда гонки еще не наскучили – привел к необязательному возвращению, но уже за рулем «Мерседеса». Хотя и этот моментв биографии немца сложно назвать провальным – в конце концов, Шумахер внес вклад в строительство команды, которая сейчас доминирует в «Формуле-1» приблизительно в том же стиле, как ранее «Феррари». (Александр Моисеенко, Дмитрий Федотов)
Кто был близок, но не попал в топ-10
Фелипе Масса: чуть не стал чемпионом мира в 2008 году, позже попал в страшную аварию, которая сильно повлияла на последующие выступления.
Марк Уэббер: большой австралийский проспект, чуть не загубивший карьеру в «Уильямсе», но вернувшийся в число лидеров за рулем «Ред Булл». Добиться большего помешал Феттель.
Роберт Кубица: главная надежда «Рено», гонщик с исключительными способностями, чья карьера в «Формуле-1» закончилась после жуткой раллийной аварии.
Дэвид Култхард: в начале века захватил лидерство в «Макларене», но не привык к новому квалификационному формату и проиграл молодому Райкконену. Чуть не попрощался с «Формулой-1», однако вновь расцвел в «Ред Булл».
Ральф Шумахер: в «Уильямсе» был очень хорош, но затем допустил карьерную ошибку – захотел повторить трюк брата и поднять со дна большую и богатую команду («Тойоту»). Не преуспел и разочаровался в гонках.
Макс Ферстаппен: все впереди.
Джанкарло Физикелла: великий мастер по вытаскиванию на приличные места ведер с болтами, затерявшийся в тени Алонсо в «Рено».
Мика Хаккинен: в XXI веке провел лишь один сезон, в котором выступал без огонька. Но даже немотивированным сумел выиграть две гонки на третьей по силе машине чемпионата мира.
Ник Хайдфельд: великолепный настройщик техники, аккуратный в пилотаже, очень стабильный, и все же не обладавший выдающейся скоростью.
Нико Хюлькенберг: один из самых талантливых из ныне действующих пилотов – доказал способности в Ле-Мане, но в «Формуле-1» пока не получил по-настоящему быструю машину.
Как мы выбирали: шесть личных топ-20; один лучший и один худший результаты каждого пилота вычеркивались (пилотам, не вошедшим в чей-либо топ, автоматически присваивалась позиция 21); ранжировка проводилась по среднему арифметическому.
Фото: REUTERS/Bazuki Muhammad (топовое); Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson, Alexander Hassenstein/Bongarts, Paul Gilham, Bryn Lennon
Нет. Первым в любом случае был бы Шумахер. И с этим спорить просто бесполезно, при любой симпатии к любому из пилотов.
Скучаю по тем временам.
За что он тут? За 1 сильную гонку в Бразилии и проплаченное место в РБ?
Надоть подумать.
Замечание. По некоторым методам экспертных оценок полагается в случае серьезного отклонения оценки от средней - брать с него ЛИЧНЫЙ комментарий.
Применительно к текущему, в частности:
Что имеет сказать против Росберга - Моисеенко
Что имеет сказать против Хэмилтона - Рубанков
Что имеет сказать против Райконена - Рубанков
Что имеют сказать за Уэбера - Гордеев и Новицкий
Что имеют сказать за Рикардо - Агапов и Федотов
Что имеют сказать за и против Кулхарда - Рубанков и Агапов
Я болел за Рубенса с его самого первого сезона в Ф-1, помню его гонки за Джордан, Стюарт. Так вот, уважаемый Антон Гордеев, у Рубенса еще до прихода в Феррари была репутация очень агрессивного гонщика, именно гонщика, в первую очередь, не пилота. Настоятельно советую посмотреть вам Гран-при Австралии 1999 года, или того же года дождевой Маньи-Кур, одну из самых невероятных гонок в истории. А знает ли автор, например, что первую победу Баррикелло завоевал на старом Хоккенхайме, стартовав с 18 (!!!) места? Баррикелло был романтиком, настоящим рыцарем обгонов - таких и тогда было по пальцам. Фраза "главным образом запомнился по скандальным пропускам" - нет, это не оскорбление выдающегося пилота, это просто демонстрация ничтожного уровня владения материалом со стороны "автора". Пропуск был один, как мне помнится, в Австрии. Причем, Баррикелло был взбешен и пропустил Шумми издевательски демонстративно. В общем, это не вина Баррикелло, это те реалии, которые существовали в старой Феррари времен Жана Тодта. Желание сосредоточиться на пикантных жареных фактах, затмило у человека в голове заслуги и репутацию Рубенса Баррикелло, всеобщее уважение и любовь, которой этот пилот пользовался у коллег и соперников на протяжении своей невероятно долгой карьеры.
Ага, зато двое поставили на 2-е. Учитывая что на свете есть Михаель Мумахер, не мало. А ЛХ сам же Федотов поставил на 1-е (фейспалм) зато никто другой не поставил выше третьего. Так что этот горе спич в адрес Себа явно не удался.
Есть группа статистиков, которые с помощью математической модели выстраивают рейтинг пилотов с учетом силы машин. Примерно как шахматный и теннисный рейтинг. Для многих будет откровением. Там, естественно, подыграть никакому пилоту не получится.
Вот рейтинг за 16 год
(пробелы уберите)
https: //f1metrics. wordpress. com /2016/12/02/2016-model-based-driver-rankings/
Вот рейтинг на основе этой методики за все время на начало 14 года
https: //f1metrics. wordpress. com/2014/07/18/who-was-the-greatest-f1-driver/
А вот по этой же методике рейтинг за всю историю на начало 16 года
http:/ /newatlas. com/ computer-modelled-top-50-f1-drivers-of-all-time/43147/
А вот собственно сама методика (ссылка на статью в научном журнале)
https: //www. degruyter. com/ view/j/jqas.ahead-of-print/jqas-2015-0050/jqas-2015-0050.xml
со списком в целом согласен. только Рикярдо пока рановато, как по мне
Ну и по поводу паразитирования. По мне главный паразит Ф1 21-го века это Алонсо. В твоём рейтинге он 3-ий. То есть ты и к паразитирующим пилотам подходишь уж слишком дифференцированно.
А если в Мак?
Начну с возраста. Твой - не упрёк тебе, а констатация простого факта, а именно. Чтобы знать хорошо некий предмет, нужно быть погружённым достаточно долго в тему. В принципе чем дольше, тем лучше. В данном случае, раз речь идёт о лучших гонщиках этого века, то и смотреть все сезоны этого века, желательно впрямую, а не постфактум. Яркий пример, характеризующий твоё, назовём его "не погружение в тему", это место, которое ты отдал Ральфу. Твои коллеги поставили его на 17, 20, 21, 13 и 15 места. Ты поставил на 5-ое. Даже если допустить твой крайний субъективизм, всё равно складывается ощущение, что ты не в теме гонок начала века.
Про мнение я в принципе согласен, совершенно нормально когда у нас с тобой разные мнения. Но обосновать про 5-ое место Ральфа, кроме как "пилотаж Ральфа как-то очень врезался в память", считаю несерьёзным аргументом, и думаю что именно слабое знание (память) о сезонах начала века мешает тебе полноценно расставлять пилотов в рейтинге.
Кубица гонялся в ралли в межзезонье Ф1 для поддержания формы. Травма почти всегда дело случая. Уэббер сломал ногу, катаясь в межсезонье на велосипеде. Монтоя получил травму играя в теннис, и пропускал гонки прямо по ходу сезона. Где твоё возмущение фактами травм со стороне других пилотов? Кстати, Кими, за 2 года в ралли, травм (синяки не в счёт) не получал. Ещё раз, травмы, это во многом лотерея. Можно поскользнутся дома в ванной, и закончить карьеру. А можно 20 лет гоняться в разных сериях, и не пропустить ни одной гонки, как карта ляжет. Вообщем, твой аргумент что Кубица променял Ф1 на ралли ну никак не катит.
Дальше - больше. Кими у тебя почему-то требовал много денег "после откровенно неудачного сезона". По деньгам оспаривать не буду, однако замечу, что реальных (официальных) цифр в переговорах Кими и Макларена мы не знаем, поэтому этот вопрос не обсуждаю. А вот по поводу якобы "неудачного сезона Кими" у меня есть что сказать. Первое. Сам Кими считал сезон-2009 своим лучшим на тот момент за красных. На машине, которую перестали развивать с лета, и которая не заслуживала попадания на подиум, Кими выдал серию из 4-х подиумов подряд, да ещё победил в Спа. Вообще это была слабейшая Феррари века на тот момент. Физикелла, перешедший перед Монцей в Феррари, за 5 гонок не смог набрать ни одного очка. Ты это называешь "откровенно неудачным сезоном" для Кими. Если бы сказал, что это для Феррари откровенно неудачный сезон, я бы с тобой согласился. На самом деле Кими спас тот сезон для красных, показав в серии гонок великолепный пилотаж.