Чего ожидать от вторых тестов «Формулы-1»
Первая тестовая сессия в Хересе оставила больше вопросов, чем ответов. Машины с моторами «Мерседеса» наматывали сюрреалистичный километраж, в «Феррари» шифровались, а клиенты «Рено» считали за удачу проехать без проблем хотя бы несколько кругов. Еще и холодная январская погода не позволяла оценить возможности новой резины. В целом, в Испании конюшни лишь проверяли работу всех систем новых болидов — немногим командам удалось сделать больше за четыре дня. Тестовая сессия в Бахрейне определенно даст нам больше информации о том, какой будет «Формула-1» в 2014 году. Итак, чего публике ожидать от вторых предсезонных заездов?
Скорости
На первых тестах команды отнюдь не пытались переписать рекорд круга в Хересе и в основном работали над повышением надежности капризной техники. Хрупкие болиды были под завязку наполнены топливом, осторожные пилоты не раскручивали моторы до максимальных оборотов. Более-менее близкие к квалификационным результатам секунды показали гонщики «Макларена», рядом расположились конкуренты из Бракли, в то время как страдающие от различных проблем клиенты «Рено» даже не пытались тягаться с силовыми агрегатами «Мерседеса» и «Феррари».
Однако холодный и сумбурный Херес уже позади, а уик-энд в Австралии начинается уже меньше, чем через месяц, и потому в Бахрейне коллективам предстоит обозначить скорость машин с пустыми баками. Думается, что раньше всех к симуляции квалификации приступят клиенты «Мерседеса» и «Феррари», в частности, «Макларен», «Мерседес» и Скудерия продемонстрировали неплохой уровень надежности новых болидов и вполне могут вплотную заняться аэродинамикой. Совсем иная ситуация в стане французских мотористов: «Ред Булл» проехал в Хересе считанные круги, не обошлось без проблем у «Торо Россо» и «Катерхэма», а «Лотус» и вовсе не приехал на первую тестовую сессию, ограничившись разрешенной сотней километров в рамках двух «съемочных дней».
Так или иначе, но уже в Бахрейне можно будет оценить примерную расстановку сил в пелотоне перед началом сезона.
Аэродинамических ухищрений
Коллективы, наиболее удачно прошедшие обкатку новых болидов в Хересе, на вторых тестах уже будут уделять аэродинамике особое внимание. Впрочем, уже в Испании мы стали свидетелями интересных инженерных решений: инновационную заднюю подвеску «Макларена» не хвалил только ленивый, а «Мерседес» представил не лучший с точки зрения надежности, но отличный с этической стороны носовой обтекатель. Немного жутковато выглядит «клыкастый нос» E22, однако подобная конструкция определенно интригует аэродинамиков «Формулы-1». Угловатые и крупные воздухозаборники «Макларена» в сравнении с аккуратными и небольшими радиаторами «Феррари» порождают вопросы о различных подходах команд к охлаждению двигателя.
После запрета выдувных конструкций болиды существенно потеряли в прижимной силе, и основная задача для инженеров осталась неизменной — направить как можно больше воздуха к диффузору. Нет сомнений, что решение «Макларена» будет немедленно скопировано конкурентами, а форма носовых обтекателей по ходу сезона изменится еще не один раз — то ли еще будет!
Гоночных симуляций
Вопрос экономии топлива будет главным в стартующем сезоне. Теперь в баках на треть меньше бензина, чем в прошлом году, и новым моторам предстоит решать старую как мир проблему ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Какой вариант окажется более эффективным: атаковать в начале гонки на пределе и потом сбросить обороты или проехать всю дистанцию Гран-при в среднем темпе?
Этим вопросом вплотную займутся конюшни на вторых тестах. В прошлые сезоны для двигателей V8 “Альберт-Парк» был третьим после «Каталуньи» и «Сузуки» по количеству затраченного топлива на дистанцию гонки, так что гоночным стратегам и пилотам предстоит хорошенько поломать голову над тем, как доехать до финиша с минимальными потерями.
Однако на одной тактике далеко не уедешь, и несколько команд уже опробовали уникальные технологии экономии топлива и эффективного охлаждения двигателя. В «Феррари», по заверениям Speed Week, используют электронную систему, останавливающую поток топлива на торможении и тем самым существенно снижающую расход бензина на длинной дистанции. Догадки о подобной системе уже подтвердили журналисты La Gazzetta dello Sport, выяснившие, что в двигатель F14 T горючее поступает методом прямого впрыска топлива, что не только снижает расход топлива, но и помогает контролировать температуру двигателя. Также среди особенностей нового болида Скудерии — инновационная система охлаждения, благодаря которой удалось сделать компактные боковые понтоны, что несомненно даст выигрыш в аэродинамике.
Джонатан Нобл сообщает, но пока без особых подробностей, что самый эффективный способ охлаждения нашли даже не в Маранелло, а в «Уильямсе». Почти наверняка что-нибудь хитрое придумали и в «Мерседесе», бросившем крупные силы на 2014 год. Новые правила «Формулы-1» диктуют новые условия и стимулируют инженеров изобретать все более и более оригинальные технические решения.
Проблем у клиентов «Рено»
После провальных первых тестов французским мотористам и их клиентам стало понятно, что без радикальных преобразований «гонка вооружений» будет безнадежно проиграна «Феррари» и «Мерседесу». В последних интервью работников «Рено» оптимизм сквозит чуть ли не через каждое слово, мол, все проблемы исключительно локального характера, и решаются на раз-два-три. Словом, еще чуть-чуть, и покажем конкурентам «кузькину мать»!
Однако неофициальные источники в паддоке далеки от подобных настроений. Новый «Лотус» первые сутки «съемочных дней» простоял в боксах, лишь под самый вечер проехав один-единственный круг на «черепашьей скорости». И хотя на следующий день E22 проехал всю разрешенную дистанцию, скорости были далеки не только от гоночных, но даже от тестовых. Следуя примеру «Ред Булл», команда наскоро продырявила боковые понтоны в целях лучшего охлаждения силовой установки, однако, естественно, такое решение отражается на аэродинамике и может быть лишь временным.
Конечно, все это можно было бы назвать досужими сплетнями, если бы «Торо Россо» во время собственного съемочного дня не испытала проблем. В Мизано Квят проехал всего семьдесят километров из ста разрешенных, а команда вновь столкнулась с ошибками программного обеспечения и перегревом батарей ERS.
Эдриань Ньюи, похоже, вновь платит за свое стремление как можно компактнее упаковать все внутренние узлы машины. «Рено» поставляет не слишком надежные двигатели, батареи ERS по требованию регламента теперь располагаются единым блоком и сильно перегреваются, болид проезжает считанные круги и замирает на трассе в клубах дыма. Итальянские источники сообщают, что теперь конструктору придется перемешать всю начинку RB10 в поисках оптимального расположения основных элементов, а на тесты приедет менее компактное модифицированное шасси. Словом, Ньюи сейчас явно не до аэродинамики, и конкурентам негоже разбрасываться таким шансом.
Масла в огонь подлил Джанкарло Минарди, недавно заявивший, что «Ред Булл» рассматривает потенциальную возможность смены поставщика двигателей уже в следующем сезоне, а французские мотористы, не в силах решить собственных проблем, даже пытаются нанять сторонних специалистов. В общем, говорить о выходе из кризиса пока рано, и в Бахрейне мы вполне можем вновь стать свидетелями очередных проблем у клиентов «Рено» и превосходства силовых агрегатов «Мерседеса» и «Феррари».
Полноценной проверки резины
В связи с повышением крутящего момента в «Пирелли» решили действовать в более консервативном ключе — составы станут жестче, никаких четырех пит-стопов по ходу гонки и самоуничтожающихся покрышек. Первые отзывы пилотов о новых шинах достаточно позитивные — даже традиционно прожорливые в отношении резины болиды «Мерседеса» спокойно проезжали достаточно длинные отрезки, а однажды Нико Росберг даже провел полноценную симуляцию гонки с тремя пит-стопами.
И все же автодром в Хересе – весьма специфичное место для оценки характеристики покрышек. Дело в том, что в январе в Испании температуры, как правило, довольно низкие, далекие от реальных температур Гран-при. «Пирелли» даже пришлось привезти на первые тесты специальные версии шин, позволяющие работать при экстремально холодной погоде. И даже то обстоятельство, что новая резина успешно справилась с абразивным асфальтом Хереса, еще не повод утверждать, что у команд не возникнут проблемы с итальянскими изделиями по ходу сезона.
В Испании изделия «Пирелли» не подвергались критическим нагрузкам — лишь три пилота преодолели отметку в 300 км/ч, результаты остальных гонщиков куда скромнее. Выдержит ли резина бешеный крутящий момент, когда моторы раскрутят до максимальных мощностей? И не повторится ли беспредел прошлогоднего Сильверстоуна, когда шины лопались без видимых на то причин? В Бахрейне новые покрышки ждет контрольная проверка перед стартом нового чемпионата.
Фото: REUTERS/Marcelo del Pozo
Аллан Макниш: «Новые условия «Формулы-1» лучше всего подойдут Баттону»
Вердикт с обочины. «Мерседес» – лучший на тестах «Формулы-1»
Может быть, не с этической, а с эстетической?
Хотя нет, если говорить о носах-пенисах, то да, с этической.