5 вещей, которые вернут «Макларен» на вершину «Формулы-1»
Сегодня совершенно ясно, что «Макларен» находится в сильнейшем упадке. Конюшня лишена жесткой руки, финансовое положение оставляет желать лучшего, классные специалисты убегают в другие коллективы, а общий класс гонщиков нельзя сравнить с пилотскими дуэтами конкурентов. Множество отдельных проблем, оставленных без разрешения, привели к системному кризису и подвели коллектив из Уокинга к краю пропасти. «Макларен» – одна из лучших команд в истории «Формулы-1» и должна бороться только за самые большие трофеи.
Как же решить возникшие сложности и вновь встать на чемпионские рельсы?
Рон Деннис, come back
Рон Деннис передал свои полномочия Мартину Уитмаршу в марте 2009 года, а в последующее время начал все больше отдаляться от управления коллективом. В январе этого года по условиям контракта он стал неисполнительным председателем совета директоров, то есть официально перестал нести ответственность за деятельность формульной команды. Сегодня Рону принадлежит только четверть всех акций конюшни.
В декабре Деннис захотел выкупить еще 25 процентов ценных бумаг «Макларена», дабы вернуть контроль над терпящим бедствие коллективом. Конечно, здесь все зависит еще и от желания инвесторов продать свою долю Рону, но, зная характер и хватку Денниса, можно не сомневаться – если британец захочет вернуть бразды правления конюшней в свои руки, он это сделает.
Исторически «Макларен» всегда выбирался из кризиса в тот момент, когда руководство легендарной конюшни решалось на глобальные перемены. После кризиса в конце 70-х команда вернулась на вершину только тогда, когда к управлению коллективом пришел «железный Рон», провернувший масштабные изменения. Британец вернул Ники Лауду с пенсии, переманил спонсоров у Фрэнка Уильямса и лучше других разглядел талант молодого Алена Проста. Когда же проверенная комбинация перестала приносить успех, Деннис сменил поставщика моторов и пригласил в Уокинг перспективного Айртона Сенну.
В 1992 году конюшня снова начала скатываться вниз, и вернуться в сражение за большие призы вновь помогла смена моторостроителя и состава пилотов. В начале 2000-х у «Макларена» наступил период без титулов, который удалось локально преодолеть ставкой на Хэмилтона и шпионской информацией, полученной от «Феррари». Вскоре смена технического регламента вновь отбросила команду далеко назад, и с тех пор легендарная конюшня не выиграла ни одного крупного трофея.
Почему именно Деннис? Все качественные изменения «Макларена», описанные выше — результат личной инициативы британца. Рон — это именно та жесткая рука, в которой так остро сегодня нуждается команда из Уокинга, своего рода Данко, указывающий путь тонущему в неудачах коллективу. Возможно, роль официального руководителя несколько утомила Денниса, но для того, чтобы «Макларен» встал на ноги, этого и не нужно. Управлять конюшней можно сидя в кресле совета директоров, а непосредственную работу с коллективом можно доверить другому лицу. 66-летний британец выглядит единственным человеком, способным решиться на кардинальные изменения в управлении «Маклареном».
Чемпионский бюджет
Джентльменское соглашение между командами об ограничении бюджетов не имеет по сути никакой юридической силы. «Ред Булл» и «Феррари» потратили на этот год 240 и 250 миллионов евро соответственно. Конюшни явно не намерены опускать плану расходов, и в следующем сезоне им в этот помогут астрономические призовые, вручаемые за 2013 год. В Милтон-Кейнсе получат 162 миллиона, а Скудерии достанется 171 миллион долларов. Серьезные финансовые ресурсы на сезон-2014 бросил и «Мерседес», хотя бонусов ему полагается почти в два раза меньше, чем «Ред Булл» и «Феррари».
А что же «Макларен»? На нынешний сезон было выделено всего 160 миллионов евро. Примерно схожий по размаху бюджет у «Лотуса», испытывающего серьезные финансовые проблемы. Лишь пятое место в Кубке конструкторов серьезно отразится на призовых «Макларена» – за этот год конюшня получит всего 72 миллиона евро. Несколько спасает положение то, что коллектив из Уокинга получает большие бонусы за исторические достижения.
«Макларен»-2008 и «Ред Булл»-2013 буквально поменялись местами — насколько крепко стоит на ногах четырехкратный чемпион мира и насколько шатко положение некогда легендарной конюшни. Правда, финансовую ситуацию «Макларена», усугубляющуюся в связи с уходом из «Формулы-1» Vodafone, обещает поправить «Хонда».
Современные условия «королевских гонок» не оставляют шансов финансово неблагополучным командам и коллективам, выделяющим недостаточное количество средств на борьбу за титул. Чемпионские амбиции — чемпионские расходы.
Мартин Уитмарш — слабое звено
Над работой Мартина Уитмарша стоит задуматься. Руководитель команды несет ответственность не только за успехи, но и за неудачи коллектива.
Уитмарш принял команду в марте 2009 года, провального для британской команды.
«Макларен» всегда отличала способность отыгрываться после неудачного начала сезона, и коллектив в очередной раз это продемонстрировал. Безусловно, в этом есть заслуга и Мартина.
Правильным было и решение пригласить Баттона, так как Ковалайнен явно не потянул роль пилота «Макларена». Два британских чемпиона мира в британской команде — казалось бы, что еще надо для победы в сражении с конкурентами за чемпионство?
Но титула выиграть не получилось. А когда Уокингу предоставился самый реальный шанс на завоевание трофеев, в дело вмешались крайняя ненадежность шасси и человеческий фактор. И тут Уитмарш окончательно «поплыл». Механиков, совершавших непростительные ошибки на пит-стопах, он предлагал пожалеть и понять, Льюис и руководство больше занимались обсуждением деталей контракта, чем борьбой за титул, а Дженсон так долго искал пресловутый баланс, что «Макларен» упустил даже вторую строчку в Кубке конструкторов.
С каждым годом надежд на то, что последует обратная метаморфоза из известной сказки и Мартин превратится «из тыквы в карету», все меньше. Уитмарш слишком легко отпускает важных и полезных людей из команды и совершенно не хочет искать равноценную замену. И если уход Хэмилтона вызван скорее конфликтом с Деннисом, чем с Мартином, то последующий провал с приглашением Переса — вина нынешнего руководителя команды. Попытку сделать Баттона первым пилотом также следует признать неудачной — Дженсон никак не тянет на роль лидера и стабильно быстрого гонщика.
Уитмарш нашел свой предел продвижения по карьерной лестнице и такую сложную должность, как роль руководителя «Макларена», он не потянул. Почему бы Деннису не задуматься о других кандидатурах на этот пост? Росс Браун сейчас без работы и является куда более опытным и искушенным руководителем, чем Мартин.
Усиление технического штаба
В последние несколько лет из «Макларена» наблюдается стабильный отток качественных кадров, в том числе и технических. И если Падди Лоу не добился больших успехов в технической области и перешел в «Мерседес» исключительно на административную должность, то после ухода Пэта Фрая в июле 2010 года уже на Гран-при Германии «Феррари» оказалась намного быстрее «Макларена» и в целом сохранила преимущество в скорости относительно Уокинга во второй половине сезона. «Макларен» легко расстается со своими инженерами, уходящими к конкурентам, а переманивать чужих специалистов почему-то чурается...
Похоже, сейчас в команде частично осознали недостатки своей кадровой политики. Приглашение главы отдела аэродинамики «Ред Булл» – серьезный успех. Однако этого мало. Если «Макларен» хочет всерьез в будущем соперничать с «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседесом», он должен вести более активную политику по переманиванию качественных специалистов. Не нужно стесняться забирать лучшее у конкурентов, ведь нынешняя «Формула-1» – большой бизнес. Побеждает тот, кто заручится лучшими ресурсами.
Джеймс Ки явно теряет время в не имеющей перспектив «Торо Россо», почему бы «Макларену» не пригласить талантливого инженера, которого так хотела заполучить Скудерия?
Сильный состав пилотов
В «Макларене» за всю историю его существования сменился не один десяток пилотов, а чемпионами стали всего семь человек. Впору говорить о том, что это были действительно выдающиеся гонщики. Каков нынешний состав пилотов?
Баттон — чемпион мира и отличный пилот, но он мог бы добиваться большего, если бы был более быстрым в квалификациях. К тому же Баттон уже не молод и вскоре его может постигнуть участь Марка Уэббера — австралиец с каждым годом выступал все слабее и слабее.
Приглашение талантливого Магнуссена — определенно, шаг вперед в сравнении с неудачным экспериментом с Пересом. «Макларен» действительно принял решение в правильный момент — если уж команда возлагает все надежды на 2015 год, то логично предоставить юному гонщику необходимый опыт, учитывая, что того количества тестовых километров, которые были у Льюиса Хэмилтона, у Кевина нет и не будет.
На смену Баттону может прийти Фернандо Алонсо, который вот уже четыре года не добивается успехов со Скудерией, и отношения испанца с Лукой ди Монтеземоло точно не улучшаются. «Макларену» определенно нужен лидер и первый номер команды, и Алонсо вполне отвечает этим требованиям. Да, Фернандо не молод, но еще несколько лет на высоком уровне ему обеспечены. Испанец быстрее Баттона и сможет добиваться более стабильных результатов. Переход Алонсо — также отличная возможность для того, чтобы ослабить прямого конкурента – «Феррари», и тем самым облегчить себе задачу.
Реализуема ли затея с приглашением гонщика, скандально ушедшего из «Макларена»? Нет ничего невозможного — Фернандо признает, что спустя шесть лет стал куда опытнее и умнее и больше не ищет приключений на старости формульных лет. Даже Рон Деннис намекает в интервью, что ради успеха предприятия он готов забыть прежние обиды. Упускать пилота такого уровня — кощунственно.
Прост-Лауда, Прост-Сенна, Хаккинен-Култхард, Хэмилтон-Алонсо, Хэмилтон-Баттон — команде определенно нужна сильная пара гонщиков, чтобы претендовать на титул в ближайшем будущем. Кто знает, быть может, пара Алонсо-Магнуссен окажется не хуже легендарных дуэтов и принесет Уокингу еще не один трофей.
Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham
Ну да, каких-то там всего лишь 7 великих парней, подумаешь :/
Любопытно, когда сменится эта редакционная политика, когда о каждой квале, гонке, событии или пилоте с командой пишут про 5 причин, 7 способов, 10 вещей и 38 попугаев. Понятно, что небезосновательно оно так, но должно же это надоесть не только читателям, рамки сужаются)
Далее, когда в прошлом году подписали переса, я был в шоке. Ну не чемпионский он гонщик, так середняк, к тому же нестабильный. Хорошо хоть не стали его дальше продлять, и то спасибо. В этом году у макларена была возможность подписать такого быстрого гонщика как хюлкенберг, так они на него даже не посмотрели! Я конечно надеюсь что магнусен добьется успеха и дебютирует не хуже хэмильтона, но это еще неизвестно. А ведь могли бы не продлять батона, а взять хюлкенберга на его место.
То что хотят подписать алонсо кажется мне сомнительной затеей. Конечно он один из лучших, но слова о том что все плохое забыто, все обиды в прошлом и т.д. кажутся мне излишне оптимистичными и неискренними. Брать человека который уже один раз подставил на 100 миллионов, ну не знаю не знаю.
Про технические кадры тоже верно. Отличные инженеры уходят, а уитмаршу как-будто пофиг. В общем и руководство (в лице уитмарша) и гонщиков (в лице батона) очевидно надо менять. Надеюсь деннис сможет вернуть себе контроль над командой, возьмет брауна и вытащит макларен из ямы.
Относить к кадровым провалам уход Пэта Фрая - тоже смешно. С момента его перехода в Феррари скудерия ни разу не была сильнее МакЛарена в техническом плане. Не считая этого года, конечно.
И вообще, из всей статьи соглашусь только с необходимостью возвращения Рона. Остальное - откровенное уг, которое стыдно публиковать как редакционный материал.
Я также считаю, что для возвращения в на лидирующие позиции Макам нужны перемены. За прошедшие 5 сезонов, что Мартин Уитмарш руководит Маками у команды результаты нестабильные. Лишь только в одном 2010г. пилот Макларена в последней гонки имел (пусть и минимальный) шанс на титул.
В 2009г. (год двойных диффузоров) в КК и общем зачете Маки не смогли догнать ушедшие вперёд Браун и позже Ред Булл. В 2010г. была борьба за КК и личный зачет. Команда взяла 3 дубля. Но всё-таки немного поотстали. Пожалуй это лучший сезон под управлением Уитмарша.
В 2011г. Маки хоть и набрали больше очков чем в 2010, но слишком был хорош в том году Ред Булл и Феттель. Маки заняли 2 место в КК, а Дженсон Баттон 2 место в личном зачете.
В 2012г. Макларен начал очень хорошо, а потом механики косячили на питстопах, после уже машины стали часто ломаться. В результате 3 место в КК и 4-5 места в личном зачете. А про провал 2013 года вспоминать вообще не хочется.
Считаю, что нужно всё-таки возвратить Рона Денниса на командный мостик. Во всяком случае с ним во главе вряд ли будет возможен повтор сезона 2013г.