Квант милосердия. На что рассчитывать «Лотусу» в 2014 году
Информация о сделке со стороны «Лотуса» еще официально не подтверждена, но в Quantum заверяют – соглашение с Энстоуном достигнуто. Долгожданное финансирование спасет команду от зависимости от денег рента-драйверов и решит проблемы с задолженностями перед сотрудниками. На бумаге все выглядит отлично, но как все сложится на практике?
Финансовая стабильность
Кими Райкконен может спать спокойно: когда в «Лотусе» еще даже не подтвердили сделку с инвесторами, глава компании Quantum Мансур Ийаз уже раздавал интервью, в которых сразу же заверил: все долги будут погашены, в том числе и обязательства по зарплате финского чемпиона. Не получивший, как выяснилось, ни цента за нынешний сезон Кими едва не устроил демарш, но Эрику Булье удалось уговорить пилота выступить в США и Бразилии — теперь соперникам из «Мерседеса» и «Феррари» придется поволноваться за свои места в Кубке конструкторов.
Но финансовое неблагополучие нынешнего «Лотуса» не измеряется одними только долгами – команде катастрофически не хватает инвестиций, а переход Райкконена в стан прямых конкурентов автоматически перетягивает личных спонсоров гонщика в сторону боксов «Феррари». Quantum обещает решить и эту проблему: «Мы погасим все долги, после чего приведем спонсоров высокого качества, которых вы очень скоро увидите. Эти спонсоры дадут нам возможность долгое время конкурировать на самом высоком уровне».
По информации Bild, бюджет «Лотуса» в следующем сезоне может превысить сумму в 200 млн евро, однако эти цифры далеки от поистине баснословных трат «Ред Булл» и «Феррари» – итальянская и австрийская конюшни готовы инвестировать в сезон-2013 почти 300 млн евро и явно не настроены снижать планку расходов в будущем.
Итак, какое же влияние получит в совете директоров «Лотуса» инвестиционный фонд? Известно, что компании, наскоро переименованной из Infinity в Quantum Motorsports Ltd, принадлежит 35 процентов ценных бумаг конюшни, то есть так называемым мажоритарным пакетом акций новые инвесторы не обладают и права решающего голоса не имеют. Но сейчас Quantum для «Лотуса» – словно джин из волшебной лампы для Аладдина. Арабские инвесторы помогают формировать бюджет, расплачиваются по долгам, приводят за собой спонсоров — настоящая «палочка-выручалочка» для любого гоночного коллектива. В сложившихся условиях вес слова Мансура Ийяза настолько велик, что позволяет посягать на святая святых любой конюшни «Формулы-1» – выбор основного гонщика.
Состав пилотов
Впрочем, приглашение Нико Хюлькенберга — это один из тех случаев, когда мнение руководства команды изначально совпадает с мнением инвесторов. Кими Райкконену нужна адекватная и равносильная замена — уже в следующем сезоне Нико может подтвердить свой статус восходящей звезды «Формулы-1». 26-летний немец быстр и стабилен — получая в свои руки конкурентоспособную машину, он из гонки в гонку исправно финиширует в очках, иногда оставляя позади таких гигантов, как Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон. К тому же не познавший вкуса грандиозных успехов парень готов гоняться практически за идею и не потребует космических бонусов Райкконена — это немаловажный фактор для сегодняшнего «Лотуса».
Будущий напарник Хюлькенберга, Ромен Грожан, стабильностью не отличается. Он невзрачно стартовал в новом сезоне, но воспрянул духом во второй части первенства и особенно после новости об уходе Кими Райкконена. В интервью француз подчеркивает, что намерен повести конюшню к победам, но справится ли он с ролью настоящего лидера, если болид окажется неудачным? И в каком психологическом состоянии окажется Ромен, если Хюлькенберг начнет раз за разом его опережать?
С учетом «фактора Грожана» и времени, которое потребуется Хюлькенбергу на адаптацию в новой команде, шансы «Лотуса» на хорошие результаты в Кубке конструкторов не кажутся высокими. Тем более что конкуренты будут набирать очки чаще и стабильнее.
Себастьян Феттель способен зарабатывать зачетные баллы за двоих, а Даниэль Риккардо будет рвать жилы, доказывая, что соответствует темпу четырехкратного чемпиона. В «Феррари» нацелились на взятие Кубка конструкторов и собрали дуэт из двух самых стабильных и опытных пилотов последних лет. Нико Росберг проводит лучший отрезок в карьере, а адаптация Льюиса Хэмилтона подходит к концу.
В общем, в каждой топ-команде есть как минимум по одному чемпиону мира, в «Феррари» – даже два, и только «Лотус» остается с дыркой от бублика. Нет, дуэт из двух перспективных, но не слишком опытных (с точки зрения умения вести борьбу за победы) гонщиков — это совсем не то, что нужно для того, чтобы замахнуться на по-настоящему крупный джекпот.
Технический аспект
Щедрые авансы от Quantum определенно помогут «Лотусу» в будущем выделять необходимый бюджет на разработку нового болида, но, скорее всего, это не коснется автомобиля образца 2014 года. Разработка нового автомобиля началась весной, а деньги от арабов появятся в команде лишь поздней осенью (или вообще зимой), и потому вряд ли финансовая помощь поможет концептуально улучшить почти достроенное шасси.
Получилось, что к важному переходному периоду, когда топ-командам для достижения максимальной эффективности при разработке машины требуются солидные средства, Энстоун подошел неготовым. Да, шанс наверстать упущенное появится по ходу сезона-2014, однако к тому моменту ситуация в чемпионате может оказаться совсем запущенной.
Также не забудем, что болиды «Лотуса» в последние годы ни разу не были на поул-позиции и всего дважды первыми пересекали финишную черту. Безусловно, пока что конюшня превосходит конкурентов в понимании и контроле износа покрышек «Пирелли», в особенности на жарких трассах, однако в следующем году это преимущество может быть утеряно. Если из-за перехода на турбомоторы и увеличения крутящего момента покрышки станут более износостойкими, болид «Лотуса» окажется заурядным по сравнению с другими машинами топ-команд.
Возможно, «Лотус» и ожидают неплохие перспективы в 2015 году, но по поводу следующего сезона радоваться определенно рано. Деньги инвесторов не помогут «здесь и сейчас» в работе над новым болидом, нестабильность Ромена Грожана сослужит команде плохую службу в борьбе за Кубок конструкторов, возможное несовершенство мотора «Рено» скажется на результатах, а уход создателей нынешней машины Джеймса Эллисона и Дирка де Бера явно не поспособствует успешной подготовке инженерного штаба конюшни к году больших перемен. В таких условиях потолком результатов может оказаться лишь четвертое или пятое место в командном зачете.
Понятное дело. На этих машинах Алонсо, Фетель а вполне вероятно и Хульк с Кими пару титулов бы взяли. Очень напоминает басню Крылова "А вы друзья как не садитесь..."
Мне как поклоннику Феррари было отрадно видеть Хема в Маках,всегда была уверенность в том, что ждать титула от Макларена нереально, а значит одним соперником меньше...
Форца Феррари!
так что я бы на месте поклонников Лотуса пока не особо раскатывал губу -- у меня все крепнет ощущение что этот Квантум -- того же пошиба контора что и печально известный Квадбак которому БМВ пыталась всучить Заубер...
:)))))
Что вы говорите?:)
То есть при наличии классной машины вы хотите сказать что Нико и Ромка сольют так,как это сделал Хем в свое время? Не факт...
Поток сознания повеселил))
Только Макларен "поехал" и Перес уже пятый,при том что он не топ, а уровня Баттона и Хемильтона, т.е.с середняк. Чуть выше среднего Росберг.
Хорошо что смайл поставили. То "чемпионство" без смайлов тяжело всерьез воспринимать.
Насчет Хюлькенберга лично у меня опасений нет - адаптируется и поедет. А вот Ромен выступает неровно, отрезками. Возможно, его результаты на трассе напрямую зависят от его психологического состояния - этим он мне напоминает Массу.
Услышал новость о том, что Кими уходит, а недовольная этим команда всячески поощряет борьбу с напарником - поехал, да причем вполне стабильно. Надолго? А если Хюлькенберг поедет сходу, без адаптации, и захочет вернуть Грожана в старое положение "вечно отстающего от напарника"?
Ромен быстр, несомненно, но свой класс показывает отнюдь не постоянно. А с таким подходом чемпионом не становятся. Тот же Льюис стал куда стабильнее, чем пару лет назад.
ИМХО, в первой пятерке команд сильнее пар, чем Алонсо-Райкконен и Хэмилтон-Росберг нет. Риккардо - не совсем понятно, что за фрукт. Может, с чемпионским потенциалом, а может, просто крепкий середняк. Но у него в напарниках не кто-нибудь, а Феттель, который умудрялся обеспечивать команде победу в КК даже при нестабильном в последние годы Уэббере.
В Макларене полномасштабный кризис и не факт, что при нынешнем руководстве он вообще будет преодолен. Если вместо Переса посадят Магнуссена, то тому, естественно, понадобится время на адаптацию. Все-таки такого количества тестов, которые помогли тому же Хэмилтону сходу поехать в 2007, сейчас нет. Баттон - крепкий пилот, даже чемпион мира, но уже в возрасте, да и не такой шустрый, как Феттель, Хэмилтон, Кими, Алонсо.
В общем, условная пара Райкконен-Хюлькенберг выглядела бы помонолитнее дуэта Хюлькенберг-Грожан.
:)))))
Отжиги Льюиса это отдельная тема.
в первой пятерке команд сильнее пар, чем Алонсо-Райкконен и Хэмилтон-Росберг нет-------
Жесть:) Пара Нико-Ромен как минимум не слабее. Один Феттель в свою очередь стоит пары пилотов Мерса. Кто там у нас еще? Алонсо с Кими вне конкуренции. Середняков не берем. Баттон-Перес тоже не хуже Мерса. Баттон кстати уделал Хема. Они одного уровня в общем то.
Ред Булл уже пора перестать принимать за выскочку - взяли в общей сложности 8 титулов за четыре года, обладают вторым по величине после Феррари бюджетом, есть инженерный штаб, раз за разом оказывающийся к концу сезона выше конкурентов на две головы (читай - быстрее на две секунды). Как бы то ни было, Ред Булл - грозная сила.
В Бракли создали быстрейшую по чистой скорости машину, да еще и снабдив ее необычной подвеской. Есть пара очень серьезных пилотов - Хэмилтон - в числе лучших, Росберг - близко к ним. Несколько лет испытывали проблемы с шинами, полулегально их решили - нет сомнений, что свои наработки по резине они перенесут на следующий год. Мотор Мерседеса, скорее всего, будет очень сносным. В итоге -- получаем серьезную команду, способную взять если не два, то как минимум один титул в 2014.
О Лотусе все уже сказано в статье.
Макларен - действительно топ-команда. Исторически - точно, а вот по поводу последних лет есть сомнения. Вызывает серьезные вопросы работа Уитмарша, за последние годы ушли ведущие люди в своем деле - Фрай, Лоу, Хэмилтон, на смену им пришли откровенно не выдающиеся специалисты (Продрому - исключение, да и то - он же не прямо завтра придет). Топ-команда не может себе позволить концептуальные провалы в разработке болида и дикие косяки на пит-стопах (вспомните, насколько механики Ред Булл и Феррари работали надежнее и быстрее маковских в 2012). Нынешний состав пилотов многими вообще считается одним из слабейших за последние годы: постоянно ищущий баланс Баттон, неплохой пилот (но не более) Перес - куда этому дуэту до пар Прост-Сенна, Лауда-Прост, Хэмилтон-Алонсо...
Кто-то скажет в противовес - мол, будь Хэмилтон чуть постабильнее, пару титулов бы точно еще выиграли. Я и не спорю. Льюис упустил титул по неопытности в 2007, напрочь проиграл вторую половину сезона-2011, но в 2012-2013 по стабильности вышел на уровень Феттеля, Кими и Алонсо. А что сделала команда? Предоставила быструю, но ненадежную машину, косячила на пит-стопах, полностью завалила вторую половину сезона, еще и Баттон увлекся поисками зловредного баланса - и все, прощай, КК и личный зачет.
Поймите, я Америки не открыл - все, что я написал, является срезом мнений как болельщиков, так и формульных экспертов на протяжении последних лет. Все это я изложил еще в июне в своей дебютной статье: http://www.sports.ru/automoto/150372631.html
И это вовсе не инсайды, не мнения "пикейных жилетов", а простой анализ. Каждый человек, хоть малость обладающий логическим и аналитическим мышлением, может сам для себя сделать выводы.
По поводу перспектив Макларена в 2015. Да, придет Хонда. Да, подтянут талантливого Магнуссена, Да, в штаб пришел не кто-нибудь, а сам глава отдела аэродинамики Ред Булл. Да, возможно, уговорят Алонсо. Но Хонда придет и начнет строить с нуля, в то время как у остальных производителей будет целый год практического опыта в запасе. Есть уверенность, что мотор сразу будет в числе лучших как по мощности и экономичности, так и по надежности? Магнуссену обязательно нужен опыт - так что лучше всего приглашать его уже сейчас, а не в 2015 - толку будет однозначно больше. Чтобы уговорить Алонсо, нужно иметь в рукаве козыри - определенные гарантии на будущее.
Но даже если удастся совместить все эти факторы воедино - все равно, вы же знаете, Макларен всегда сможет сам себе все испортить. То машину в последний год регламента начнут заново строить, то опять колеса разучатся прикручивать, то топлива недольют - да мало ли сколько еще проблем на свою голову придумают...
На мой взгляд, в Макларене назрел кризис системы и решить существующие проблемы в глобальном смысле можно будет только тогда, когда "полетят головы" - начиная с руководства и заканчивая механиками на пит-стопах.
// в этом плане ситуация в Феррари не лучше. Мак на протяжении нескольких лет демонстрирует нестабильность как в скорости, так и в надежности техники и механиков. Однако умудряется бросить вызов РБ по скорости и в те годы, когда удается построить действительно быстрый болид. В отличии от красных, у которых все стабильно: они стабильно не могут построить быструю машину. И это несмотря на переманивание спецов из того же Мака и практически неограниченные ресурсы. Лишь наличие топового пилота позволяет цепляться за борьбу. Так что я не уверен, чья голова должна полететь первой, Мартина или Степана.