8 мин.

Австралийская династия. 5 причин, почему Риккардо перейдет в «Ред Булл»

С того момента, как Марк Уэббер объявил о завершении 12-летней карьеры в «Формуле-1», прошло уже два месяца, а накал страстей, развернувшийся в прессе по поводу возможного преемника австралийца, кажется, достиг своего апогея. Какое-то время кандидатом на роль пилота «Ред Булл» считался Жан-Эрик Вернь, но в итоге на место в чемпионской команде претендуют только австралиец Даниэль Риккардо и Кими Райкконен. Похоже, что экс-чемпион мира ведет переговоры сразу с тремя командами, но пока не может похвастать новым контрактом. Перед уик-эндом в Спа менеджер финна сообщил, что переговоры с австрийской командой завершились безрезультатно, но через несколько дней Кристиан Хорнер опроверг эту информацию. А сразу после гонки своими комментариями поделился и Марк Уэббер, намекнув в интервью, что напарником Феттеля будет пилот, продолжающий австралийскую династию в «Формуле-1». Руководителю «Ред Булл» вновь пришлось вмешаться, сказав, что Марк не посвящен в рассуждения коллектива относительно кадровой политики. Слова – словами, комментарии – комментариями, но есть минимум пять причин, по которым Риккардо выглядит фаворитом на место в «Ред Булл».

Маркетинг

«Ред Булл» – абсолютный лидер «Формулы-1» на протяжении четырех последних лет, но все еще молодая команда. Чтобы встать в один ряд по популярности с такими гигантами, как «Феррари» и «Макларен», конюшне нужно еще 10-15 лет непрерывных побед в чемпионатах и хорошая раскрутка бренда «Ред Булл». Пилоты также участвуют в популяризации марки, но далеко не всем гонщикам нравится эта часть обязательств в своем контракте. Кими Райкконен производит впечатление закрытого человека, равнодушно относящегося к твиттеру и инстаграму, и совершенно не готового позировать часами у камер обклеенным с головы до ног спонсорскими наклейками, мило улыбаясь и рекламируя энергетический напиток. Если верить ряду источников, то это одна из основных загвоздок, мешающих достижению соглашения между финном и австрийской командой. То, от чего год назад убегал Льюис Хэмилтон, теперь настойчиво избегает Кими. Райкконен не в состоянии исключить этот пункт из контракта, но хотел бы уделять самой скучной части своей работы как можно меньше времени. И это обстоятельство абсолютно не устраивает действующих чемпионов.

Совсем другое дело – Риккардо. Пилот получил определенный кредит доверия в Милтон-Кейнсе в июле, когда был приглашен на тесты в Сильверстоуне, и, кажется, готов к любым истязаниям маркетинга, лишь бы оказаться за рулем более сильной машины. Даниэль прошел все подготовительные программы «Ред Булл», а значит, знаком с особенностями своей работы. Риккардо все еще молод, но в этом году ему стукнуло 24 – возраст, при котором некоторые действующие пилоты уже имеют за плечами несколько побед (а кто-то – чемпионский титул). Переход в старшую команду – несомненный шаг вперед для гонщика, который поддержат как в «Торо Россо», так и в «Ред Булл».

Психологический комфорт

Если Кими Райкконен собирается в «Ред Булл», то он идет не только за большой зарплатой, но и, несомненно, надеется на возможность полидировать в личном зачете после финальных Гран-при чемпионата. «Лотус» задерживает выплату гонораров пилоту, часто проигрывает гонки тактически и не в состоянии предоставить гонщику болид, стабильно ведущий борьбу на равных с лидерами пелотона. Кими – чемпион мира, и наверняка хочет получить в свое распоряжение технику, соразмерную своему таланту. Чем не мотив для переезда из Энстоуна в Милтон-Кейнс?

Но тут есть и психологический момент. Все-таки напарник-Феттель и напарник-Грожан – не одно и то же, а с другой стороны, Кими нечего терять – в октябре ему исполнится 34 года, пик спортивной формы, возможно, уже пройден. Если удастся опередить Себастьяна – хорошо, не получится – Райкконен все равно останется в зале славы «Формулы-1».

Кому точно есть что терять, так это «Ред Булл» и ее ведущему гонщику. Еще свежи воспоминания о том, насколько сложно было сохранять спокойную обстановку в коллективе Кристиану Хорнеру после нескольких эпизодов, когда неуступчивый Марк Уэббер периодически перехватывал инициативу у молодого немца. В напарниках у Себастьяна еще не было чемпиона мира и по-настоящему равного соперника – что произойдет с микроклиматом команды, когда Райкконен навяжет Феттелю реальную борьбу на трассе и за ее пределами?

Джеймс Аллен придает психологическому нюансу большое значение: «С 2009 года «Ред Булл» – отлаженный механизм побед. Сложности возникли лишь в тот момент, когда Уэббер подобрался слишком близко к Феттелю – во время инцидента в Турции в 2010-м, потом в Сильверстоуне, где произошел обмен передними антикрыльями, затем в Малайзии. Райкконену перед подписанием контракта нужны гарантии в том, что гонщики получат равные шансы на победу». Очень не хотелось бы, чтобы проблема решалась несовершенством KERS или плохо закрепленным колесом на пит-стопе.

Учитывая вышеизложенное, Риккардо видится идеальным партнером для Феттеля. У неопытного австралийца нет авторитета, и вряд ли он станет требовать всевозможных гарантий и равного статуса. За свое место в «Ред Булл» Даниэль будет держаться руками и ногами.

Финансовый аспект

Топ-гонщики требуют больших денег. В данный момент зарплата Райкконена составляет 3 млн евро, но с учетом всех бонусов и призовых доходит до 19,6 млн, и, судя по всему, финн совершенно не настроен терять в материальном благополучии. Однако в «Ред Булл» не готовы платить второму пилоту значительно больше того, что сейчас получает Уэббер (годовой оклад австралийца составляет 10 млн евро).

«Ред Булл» не может допустить, чтобы Райкконен получал значительно больше Феттеля. А если идти на поводу у менеджеров финна, то придется серьезно повысить зарплату и немцу (который сейчас получает около 12 млн евро). Куда проще оставить нынешние оклады, оставшиеся деньги отложить на дорогие турбомоторы, а гонщикам предложить щедрые призовые по достижении высоких результатов (по такой системе «Ред Булл» сегодня сотрудничает с Феттелем). По информации Auto Motor und Sport, финну была предложена схожая система оплаты, но менеджмент гонщика остался стоять на своем, и теперь в Милтон-Кейнсе склоняются к выбору Риккардо – австралиец куда менее прихотлив, и с его подписанием «быки» разгрузят зарплатную ведомость.

Кими же остается надеяться, что в «Лотусе» решат финансовые проблемы и в будущем смогут без задержек выплачивать гонщику причитающееся. А если нет? В варианте с «Феррари» также есть подводные камни – Лука ди Монтедземоло не настроен возвращать гонщика и тем самым признавать ошибку четырехлетней давности, а Фернандо Алонсо вряд ли захочет серьезного конкурента по другую сторону боксов.

Стабильность – залог успеха

Многие задаются вопросом: почему именно Риккардо или Райкконен? Почему в «Ред Булл» не рассматривают вариант с приглашением Верня?

Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что Вернь гораздо хуже Риккардо выступает в квалификациях – общий счет 22-9 не в пользу француза, и австралиец гораздо чаще пробивается в третий сегмент квалификации. Да, Жан-Эрик опережает напарника в личном зачете, но в последнее время воодушевленный интересом старшей команды Даниэль перехватил инициативу, и после бельгийского Гран-при отстает от напарника всего на один зачетный балл. И хотя надежность техники «Торо Россо» вызывает много вопросов, не будет лишним упомянуть, что Риккардо прошел в этом сезоне 93 процента дистанции всех гонок, а Вернь финишировал только в 80 процентах Гран-при.

Почему Риккардо раз за разом, а часто с существенным преимуществом обходит напарника в субботу? По мнению Марка Хьюза, это связано с разницей в подходе гонщиков к пилотажу: «По оценке технического директора команды Джеймса Ки, Вернь агрессивнее пилотирует машину. Его техника пилотажа особенно эффективна в условиях низкого сцепления, поэтому нет ничего необычного в том, что в начале уик-энда, пока гоночная траектория еще пыльная, Вернь оказывается быстрее Риккардо. Детальный анализ статистики в квалификациях этого сезона показывает, что мастерство Верня выходит на первый план в условиях с низким уровнем сцепления. Каждый раз, когда Жан-Эрик опережал Даниэля по субботам (в Австралии, Монако, Канаде и Бельгии), асфальт был либо мокрым, либо пыльным. Во всех сессиях, проходивших в сухую погоду, Риккардо оказывался сильнее. Он пилотирует плавно и точно и идеально раскрывает потенциал машины и резины на быстром круге в квалификации».

Дождевых квалификаций и гонок в сезоне бывает не так уж и много, поэтому Риккардо добивается более стабильных результатов, нежели Вернь. Вполне понятно, почему при переходе в топ-команду предпочтение было отдано именно австралийцу.

Программа «Ред Булл» нуждается в демонстрации успеха

Программа «Ред Булл» по подготовке молодых гонщиков испытывает определенные трудности на этапе, когда пилотам требуется доказать, что они действительно готовы к управлению быстрой машиной и переходу в топ-команду. За последние годы однозначным успехом можно признать только результаты, которых добился бывший пилот «Торо Россо» Феттель, Себастьян Бурдэ закончил чемпионат-2009 досрочно, а Хайме Альгерсуари и Себастьян Буэми так и не убедили в своих способностях ни общественность, ни руководство действующих чемпионов.

Сейчас ближе всех к тому, чтобы доказать эффективность программы «Ред Булл», находится Даниэль Риккардо. Да, он не выигрывал в виртуозном стиле дождевую гонку в Монце, но нужно понимать, что сейчас набор факторов, необходимых для победы в Гран-при, гораздо шире и полнее, чем пять лет назад. Кто из команд-середняков за последние годы прыгнул выше головы и оказался впереди лидеров хотя бы в отдельно взятой гонке? На ум приходит только триумф Пастора Мальдонадо на «Каталунье». Квалификации в сезоне-2013 выиграли всего три пилота, в воскресных заездах праздновали виктории только четыре команды – наглядное свидетельство того, насколько велико влияние топ-команд в пелотоне.

Если Матешиц и Марко решатся и возьмут в команду Риккардо, то, во-первых, они подтвердят эффективность работы своей программы по подготовке молодых гонщиков, а, во-вторых, смогут обеспечить серьезный задел на будущее. В случае достижения положительных результатов Риккардо подаст соответствующий пример другим молодым талантам: работайте, и у вас все получится. Наконец, напомним, что при переходе Риккардо в «Ред Булл» освободится место в «Торо Россо», и это значит, что парням в молодежной программе австрийского концерна, уже подошедшим к «Ф-1», не придется долго стоять в очереди.

А вот Риккардо, по словам Жана Тодта, теперь придется работать вдвое больше – конечно, если он хочет всерьез бросить вызов явному фавориту моторхоума «Ред Булл». А там, глядишь, и до первого номера команды недалеко, если Феттель все-таки решится исполнить свою мечту и наденет красный комбинезон.

«Победа Феттеля в Спа – плохая новость для всего остального пелотона»