Укрепление состава
Еще с момента объявления о кадровых перестановках в «Уильямсе» стало ясно, что австралийский специалист, занимавший должность технического директора в опытной конюшне с 2004 года, вряд ли долго будет сидеть без работы.
Сама история с увольнением Сэма, кстати, была несколько странной. С одной стороны, Фрэнк Уильямс признался, что в неудачах команды вины Майкла нет, и даже наоборот – именно технический директор изо всех сил тянул коллектив вверх, занимаясь, по сути, не только своими должностными обязанностями, но и от зари до зари дорабатывая за других. С другой – если Майкл был настолько хорош, то почему «Уильямс» принял решение расстаться с ценным кадром, вместо того, чтобы добавить ему несколько помощников и эффективнее распределить рабочую нагрузку?
Как бы там ни было, опытный инженер не мог не заинтересовать другие коллективы. По слухам, услугами Майкла хотели воспользоваться «Форс-Индия» и «Феррари», однако переход в первую можно было охарактеризовать как «из огня да в полымя» – после долгих лет борьбы в середине пелотона австралиец вряд ли мечтал решать схожие задачи, – а переход в Скудерию сулил больше трудностей бытового характера: слишком значительна разница в менталитете итальянского и британских коллективов. Возможно, что Сэму, с 1994 года работающего на Туманном Альбионе, не очень хотелось кардинально менять обстановку. Не исключено, конечно, что однажды переход в «Феррари» станет реальностью, но пока была возможность выбрать такую же мощную по статусу и степени влияния в «Формуле-1» команду, ей следовало воспользоваться. Так что выбор в пользу «Макларена» – традиционной топ-команды чемпионата – выглядит логичным.
Работу в Уокинге Сэм начнет в 2012 году в должности спортивного директора. Этот пост оставался вакантным с памятного многим болельщикам австралийского скандала 2009 года, когда из-за ложных показаний стюардам был отстранен Дэйв Райан.
Следует отметить, что должность спортивного директора в командах «Формулы-1» одна из самых неопределенных. В некоторых конюшнях этот человек считается главным по разработке машин – именно он отдает важнейшие указания техническому штабу, – в других (и именно такова была роль Райана) – выполняет функции тим-менеджера. Спортивными директорами с функциями тим-менеджера часто становятся очень опытные и преданные сотрудники конюшни, которым за выслугу лет полагается стать чуть ли не главными в коллективе, однако при этом все остальные ключевые посты уже заняты.
Главное требование от такого человека – знать назубок спортивный регламент «Формулы-1». От и до. Все лазейки. Потому что временами на трассе нужно успеть быстро среагировать на какие-то изменения: аварию и выезд на трассу автомобиля безопасности, обгон или пропуск соперника под желтыми флагами, а также другие важные ситуации. Спортивный директор должен знать множество тонкостей – от разработки машины и до церемонии награждения, чтобы в случае чего представить аргументированное объяснение гоночной дирекции и представителям ФИА.
У Майкла имеется опыт подобной работы: еще до перехода на должность технического директора «Уильямса» он трудился в «Лотусе» и «Джордане», где прошел путь от инженера, ответственного за сбор данных для телеметрии, а также главы отдела разработок до гоночного инженера Хайнца-Харальда Френтцена и операционного директора «Уильямса», отвечая за эффективную работу всей команды во время уик-эндов. Кстати, во время сотрудничества с Френтценом Сэм зачастую нестандартно подходил к вопросам гоночной стратегии. Эпичный Гран-при Франции 1999 года тому пример.
Согласно формулировке «Макларена», Майкл будет отвечать за развитие и управление действиями коллектива на трассе, а также помогать управляющему персоналу конюшни, то есть, по сути, вернется к тому, чем когда-то занимался в «Джордане» и «Уильямсе» – помогать команде в достижении максимальной эффективности в гонках.
Для обеих сторон – это хорошее назначение. Австралиец сможет отдохнуть от изматывающей работы по разработке шасси и займется, может, не менее нервными, но все же более простыми – по сравнению с тем, чем он занимался в «Уильямсе» – задачами. «Макларен» же и вовсе ничего не теряет…
В «Формуле-1» опытные кадры – на вес золота. Подписав контракт с Сэмом, английская конюшня как минимум лишила сильных конкурентов возможности воспользоваться знаниями инженера, а как максимум – сама ими воспользуется. До поры до времени Майкл не будет вмешиваться в процесс создания машины – возможно, лишь даст несколько ценных советов (если они потребуются), а на гонках у него будут опытные помощники и заместители, которые вряд ли позволят совершить критическую ошибку.
В конце концов, если у австралийца дела в «Макларене» совсем не заладятся – например, выяснится, что его функции будут успешно дублироваться другими сотрудниками, а опыт окажется ненужным, – можно будет без проблем расстаться добрыми друзьями. Например, так пару лет назад из «Ред Булл» ушел Джефф Уиллис – некогда правая рука Эдриана Ньюи, – которому просто не нашлось в команде достойной работы.
Однако, похоже, конюшня из Уокинга действительно рассчитывает на помощь опытного специалиста.
«Сэм добавит ценный опыт и мастерство к нашему капитанскому мостику. Уверен, что он хорошо сработается с техническим руководством, которое – я в этом твердо уверен, – отныне станет сильнейшим в «Формуле-1», – считает Мартин Уитмарш.
Звучит как стремление дать серьезный бой «Ред Булл» – который в этом году не раз доказывал, что при практически равных силах решающее значение в гонках играет умение максимально эффективно воспользоваться предоставляющимися шансами.
Окажется ли сотрудничество успешным – ответ даст лишь время. Но в любом случае, укрепление технического состава – ход для «Макларена» беспроигрышный.
При Майкле легендарная команда Фрэнка ушла в прогрессирующую стагнацию...
Есть мировая практика, при которой руководитель не справляющийся со своими обязанностями, как минимум уходит в отставку..
За какой пресловутый опыт этому парню выписали чек доверия? За то , что внедрил провальные «бивни моржа» в 2004-м в аэродинамику «Уильямс»? А может за то, что безропотно ожидал «чуда» на протяжении семи лет и кормил коллектив и руководство команды фразами: всё будет хорошо!
Ага!
Дим, ничего личного, но ждём «беспроигрышный ход «Макларен» в укреплении технического состава» :)
Дмитрию спасибо за статью.
Кроме того, ты же хорошо помнишь, что было дальше - уход «БМВ», метания от одних мотористов к другим, нестабильное финансовое состояние команды. При этом на молодого парня вешали все больше и больше работы.
Конечно, он в итоге не справился, и его недостаток как руководителя в том, что не смог показать, в каком техническом направлении нужно двигаться и что нужно делать (речь о том, что если была большая нагрузка, то нужно было просить подмогу, а не молчать и брать на себя новые задачи) - во всяком случае, так выходит из слов Фрэнка. Однако не стоит делать из Сэма козла отпущения.
Наконец, в «Макларене» Майкл будет не главным технарем, а работать под присмотром. Согласись, это несколько иное.