Моменты, изменившие автоспорт: приглашение Сида Уоткинса на роль главного врача, дебют «Альфы» P3 и уход Экклстоуна
2017 год – конец эпохи Берни Экклстоуна
Время старика на посту руководителя «Формулы-1» подошло к своему логическому завершению, когда «Либерти Медиа» оформила сделку по покупке серии. Некоторые могут аргументировать, что контроль американской медиа империи едва ли является шагом вперед по сравнению с днями жадности фонда CVC, но давайте отдадим им должное: под управлением «Либерти» серия стала стоить в разы дороже. Модель единоличного управления Берни достигла пика в середине 90-х, а затем просто перестала эволюционировать.
Вклад Экклстоуна огромен, но «Либерти» старается ему соответствовать. То, что происходит теперь, может ознаменовать следующую главу важных моментов в автоспорте. Трения между руководством серии и международной автомобильной федерацией постоянно возрастают. Соглашения в автоспорте имеют привычку не длиться долго. В этом отношении некоторые вещи никогда не меняются.
1958 год – первая победа среднемоторного болида «Формулы-1»
«Купер» был частью спорта с самых первых сезонов, но дебют вышел курьезным. Американский пилот Гарри Шелл пилотировал модель T12 F3 на Гран-при Монако 1950 года с 1100 сильным мотором JAP взамен стандартного, что вылилось в сход после первого круга, однако идея среднемоторной компоновки были замечена.
Гонка здесь же, но уже в 1957 году, выглядела более конкурентоспособной для команды, когда Джек Брэбем чуть не приехал на подиум, но вновь отказал мотор.
Полноценный дебют состоялся лишь в Аргентине год спустя, где команда «Вануолл» не смогла позволить выступить Стирлингу Моссу, потому тот выбрал Rob Walker Racing с болидом «Купер». Так британец смог выиграть Гран-при, опередив более мощные «Феррари» (на 100 л.с.). Коллектив решил схитрить в гонке. Команда делала вид, что Моссу нужно ехать в боксы, чтобы сменить резину, однако реального пит-стопа никто никогда не планировал проводить. Как он вспоминал в 2008 году: «Поребрики в некоторых местах были очень низкими, и там, где это было возможно, я намеренно наезжал на траву в попытке охладить шины. От шин почти ничего не осталось».
Пилоты «Феррари» все поняли, но слишком поздно. Луиджи Муссо уступил на финише три секунды. Это была не первая победа среднемоторного автомобиля за всю историю – было несколько в 30-е. Следующий год позволит Брэбему за рулем такой машины выиграть титул чемпионе мира. Примечательно, что именно Мосс станет последним пилотом, выигравшим гонку с заднемоторным расположением в 61-м.
1978 год – Сид Уоткинс принимает предложение Экклстоуна стать главным врачом «Формулы-1»
В 1978 году Берни Экклостоун запросил встречу с профессором Сидом Уоткинсом, главой нейрохирургии в Лондонской больнице, чтобы обсудить вопросы здоровья. Но был и другой мотив… Экклостоун хотел улучшить медицинскую помощь на трассах Гран-при, подняв ее на высокий уровень. У Уоткинса был богатый опыт работы в спорте, и он согласился присоединиться.
Гран-при Италии стал важным поворотным моментом в терминах медицинской помощи. В первые несколько месяцев на этой должности Уоткинс следил за событиями из специальной комнаты. После столкновения на стартовой прямой в Монце ему пришлось долго пробираться через толпу, и он прибыл только в тот момент, когда Ронни Петерсона загружали уже в медицинский автомобиль. Швед имел множественные переломы ног - и впоследствии появились осложнения, которые стали причиной его смерти.
Этот трагический случай показал важность улучшения условий медицинской помощи на трассах. Вместе с Берни Уоткинс работал над этим, чтобы улучшить оборудование и процедуры, чтобы гарантировать максимальную безопасность гонщиков. Благодаря их усилиям медицинская помощь на трассах значительно улучшилась, став более профессиональной и эффективной.
Во время интервью 2008 года Сид рассказал следующее: «Первой реакций было смятение. Отчеты о том, сколько времени потребовалось для того, чтобы добраться до места аварии, колебались от 11 до 18 минут. Я согласился с Экклстоуном, что нужно ускорять эту процедуру. Я хотел быть в машине с оборудованием для спасения жизни, чтобы добраться до аварии как можно скорее. Также я должен был стартовать вслед за всеми.
Две недели спустя мы уже были на Уоткинс-Глен внутри машины без задних сидений: пилот, я и анестезиолог Питер Байлс на полу. Наш водитель сильно потел и, очевидно, был нервным. Когда гонка началась, то он пошел в атаку, но ошибся на поребрике, в результате чего машина взмыла вверх и с грохотом рухнула на землю. Все было так плохо, что через полкруга нас догнал лидирующий Марио Андретти. После этого Берни позаботился о том, чтобы у нас была подходящая машина и подходящий водитель».
Джеки Стюарт многое сделал для повышения безопасности во время своей гоночной карьеры, в то время как Уоткинс после ухода шотландца вывел медицинскую помощь на новый уровень.
1980 год – триумф «Ауди Кваттро» в ралли
Трудно представить, но «Ауди» в конце 70-х годов не имела значительных спортивных достижений. Модель Quattro, выпущенная компанией, установила ее спортивные качества и повела к успеху в туристической гонке, вынужденной гонке.
В начале автомобили с четырехколесным приводом не были разрешены в ралли, но это не имело значения, поскольку никакой массовый производитель еще не выпускал такой машины. «ФИА» ослабила свои правила и приняла четырехколесный привод в 1979 году, и «Ауди» представила свой «Кваттро» на Женевском автосалоне 1980 года.
Первый успех пришелся на международное соревнование по ралли 81-го, которое проводилось во Фрайштадте на севере Австрии. Следующий успех уже был в чемпионате мира по ралли в Швеции (Ханну Миккола).
Но в следующем году, когда технология полного привода нашла свое применение в сочетании с правилами Группы Б, Мишель Мутон почти стала чемпионом, в то время как «Ауди» выиграла в зачете производителей.
Следующие два сезона были за пилотами «Ауди»: Ханну Миккола выиграл в 83-м, а Стиг Бломквист в 84-м. Машина остается до сих пор одной из самых узнаваемых в истории ралли.
1932 год – «Альфа-Ромео» P3 стал первым одноместным гоночным болидом
В современные времена красный международный цвет автогонок, в котором участвуют команды из Италии, искажен рекламными наклейками и коммерческими идеями. Лучше всего он представлен в автомобилях прошлого – это «Мазерати» 250F в спецификации без какой-либо защиты пилота или «Альфа-Ромео» P3, или «Типо Б».
Элегантный наддуваемый восемицилиндровый двигатель из чертежной доски Витторио Джано, P3 был первым настоящим одноместным гоночным болидом. Такая концепция построения сохраняется до сих пор, независимо от того, как могут выглядеть или звучать автомобили.
Появившись в 1932 году, болид выиграл три основных Гран-при: в Италии и во Франции победил Тацио Нуволари, а в Германии Рудольф Караччиола.
Финансовые проблемы вынудили «Альфу» прекратить свои гоночные планы в начале 1933 года, но зараждающей «Скудерии Феррарри» удалось договориться о использовании некоторых автомобилей P3 в конечной фазе года и завоевать ряд побед, включая победы в Италии (Луиджи Фаджоли) и Испании (Луи Широн).
В 1934 году на передний план вышли немецкие команды «Мерседес-Бенц» и «Ауто Юнион», финансируемые государством, которые внесли новые уровни производительности в спорт. Однако автомобиль P3 оставался самым успешным, и Ахилле Варци зафиксировал шесть значительных побед за его рулем.
Одна из его лучших побед сохранилась для конца его карьеры. «Мерседес-Бенц» выиграл пять из семи гонок Европейского чемпионата в 1935 году, а «Ауто Юнион» - одну, но они были побеждены на своей земле на Нюрбургринге с помощью Тацио Нуволари за рулем устаревшей P3.
Манфред фон Браухитц лидировал на «Мерседесе» в начале последнего круга, но Нуволари заставил его удерживать такую скорость, что немецкий автомобиль лишился колеса. Как было отмечено в сентябре 1935 года в журнале: «Это была незабываемая гонка и яркое выступление Нуволари, который держался за Мерседесом на каждом круге с машиной, которая ехала на 20 км/ч медленнее. Мы будем помнить этот момент до тех пор, пока живы. Тацио – мастер своего дела».
Первые посты на эту тему ниже по ссылке:
Смотрите гонки. Любите автоспорт!