Выводы расследования скандального финала в «Ф-1»: ошибку признали, но оправдали ее огромным давлением. Оттуда – реформы
Дело «Гран-при Абу-Даби» официально закрыто.
Во время Гран-при Бахрейна «Формула-1» не только увидела реальную расстановку сил в новом революционном сезоне, но и до конца закрыла важнейший гештальт – переступила через скандал финала 2021-го. Международная автомобильная федерация (ФИА) вела расследование того взрыва с конца декабря и как раз к первому этапу провела все необходимые формальные заседания для утверждения выводов и реформ – и в дни первых заездов опубликовала итоговые материалы дела.
В «Ф-1» не утихает скандал: судьи украли титул у Хэмилтона? Рестарт провели не по правилам?
Вышло максимально сдержанно: с одной стороны, регулятор косвенно признал основания негодования и протестов «Мерседеса», но с другой жестко отмел все возможные наметки для пересмотр результатов чемпионата и выдвинул несколько вердиктов в стиле «сами виноваты». Однако главного виновника скандала – гоночного директора Майкла Маси – в итоге убрали (расширив всю систему судейства гонок в «Ф-1»), в своде правил исправили спорные пункты, объяснили судьбу титула в случае протеста и утвердили Макса Ферстаппена чемпионом.
Главные факты и выводы расследования
Признана «человеческая ошибка» Майкла Маси в смысле применения регламента по рестарту: он слишком вольно трактовал пункт «любые (ANY) круговые могут обогнать лидеров». То есть нарушил не букву правил, но их дух.
Ошибку объяснили колоссальным давлением со стороны «Мерседеса» и «Ред Булл» – шефы претендентов Тото Вольфф заваливали Маси письмами и радиопереговорами с жалобами, требованиями и недовольством. Трансляция части разговоров в эфир только добавляла давления – принимать взвешенные решения за секунды в таких условиях признано «крайне трудным». «Ред Булл» и «Мерседес», кстати, согласились с выводом об их «негативном влиянии».
Вообще полстраницы отчета отвели на объяснение сложности работы гоночного директора – ФИА явно хотела подчеркнуть, что Маси не просто на кнопки нажимает. Оттуда и вердикт – «В соответствии с целью финиша под зеленым флагом гоночный директор действовал с добрыми намерениями и с максимальной осведомленностью в тех условиях, с учетом минимального времени на решения и невероятного давления со стороны команд».
«Гоночному директору ничего не должно мешать выполнять его обязанности» – можно сказать, главный вердикт расследования.
Главного виновника скандала – гоночного директора Майкла Маси – даже не опрашивали в процессе рассмотрения дела.
Если бы «Мерседес» (теоретически) довел бы протест до суда и выиграл, то результаты гонки просто аннулировали бы, а Ферстаппен стал бы чемпионом из-за преимущества по победам до Абу-Даби (9:8). Отмотать протокол гонки до стадии «перед рестартом» (как хотел «Мерседес») юридически нельзя.
Занятный факт: дедлайн по апелляции на проигрыш протеста «Мерседеса» истекал в 20:22 по центральному европейскому времени, а чемпионская пресс-конференция перед вручением приза лучшему гонщику сезона на ФИА Гала начиналась в 17:00. Сама торжественная передача кубка Ферстаппену должна была пройти в 21:00.
Главные изменения: уточнения правил автомобиля безопасности, аналог VAR, наем новых гоночных директоров, избавление Маси от давления
Переговоры между командами и гоночным директором больше не поступят в прямой эфир. Сезон-2021 останется уникальным.
Сократится количество тем, доступных для обсуждения между командами и гоночными директорами. Шефов команд больше не допустят к прямым переговорам – теперь только через спортивных директоров или менеджеров команд. В определенные моменты принятия ключевых решений по ходу гонки связаться с гоночной дирекцией будет нельзя.
Майкла Маси заменили – теперь гоночные директора будут чередоваться. Первый – Нильс Виттих – занимался «Формулой-2» и «Формулой-3», а в 2021-м работал в немецкой ДТМ. Второй – Эдуарду Фрейташ – еще с 00-х стартовал в классе ФИА ГТ и «Формуле-Рено», а с 2012-го перешел в чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC) и «24 часа Ле-Мана».
В помощь им пригласили бывшего инспектора ФИА Херби Блэша – он до 2016-го ассистировал предшественнику Маси Чарли Уайтингу.
Для дополнительной поддержки и разгрузки дирекции создали комнату виртуального гоночного контроля со специальной командой – она займется видеослежкой за ходом Гран-при, изучением инцидентов и передачей их на рассмотрение судьям – что-то вроде VAR в футболе.
Правила автомобиля безопасности тоже пересмотрели: теперь обогнать лидеров обязали ВСЕХ круговых (EVERY) вместо ЛЮБЫХ (any), сэйфти-кар автоматически возвращается в боксы на следующем после указания об обгоне круга (вне зависимости от того, кто успел, а кто не успел – команды теперь должны следить сами), а круговые теперь будут определяться автоматически, а не в ручном режиме, как раньше. И сообщения-дозволения обгонов теперь тоже автоматизируют, исключив человеческий фактор.
«Мы не можем управлять гонками по-старому, – прокомментировал реформы новый президент ФИА Мохаммед Бен Сулайем – его выбрали как раз 18 декабря, и потому ему пришлось с листа разгребать скандал. – «Формула-1» – динамичный спорт высоких технологий, поэтому мы должны и руководить им соответствующее.
Отсюда одно из главных изменений – виртуальная комната гоночного контроля. Идея пришла мне в голову в январе, когда я посетил базы нескольких команд «Ф-1». В одном из залов я спросил: «Напоминает театр – что это?». Мне ответили: «Пункт управления гонкой, только виртуальный!» Я воскликнул: «Почему у ФИА такого нет!» Мы вложили деньги – и это уже работает».
Должно быть, речь о специальном отделе, как на базе «Мерседеса» – восьмикратные чемпионы гордятся полноценной зоной виртуальной поддержки трековой команды в режиме реального времени и постоянно демонстрируют процесс на видео вроде такого:
Но, конечно, вся активность в изменении правил, автоматизации и стандартизации процессов, добавления помощников и ассистентов подчинена только одной цели – разгрузке гоночного директора. Именно чрезмерный вал обращений, задач, сообщений, жалоб, вопросов, решений и стороннего давления привел к скандальному итогу – и ФИА постаралась максимально оградить любого будущего сменщика Маси от повторения той же ситуации. Собственно, потому во всем отчете Майкл даже не называется по имени – лишь по должности («гоночный директор»): расследователи словно подчеркивают – дело не личности, и на месте «главного виновника» мог оказаться каждый.
«Практика трансляции радиопереговоров послужила отличным развлечением для болельщиков, но у нее обнаружилась обратная сторона, – подчеркнул президент ФИА. – Директора гонки и весь пункт управления засыпали ненужными сообщениями, все жаловались. Они испытывали определенный стресс. Теперь такого не будет.
После Гран-при Абу-Даби Маси находился под сильным давлением, в том числе со стороны директоров команд. ФИА предпочла снять с него дополнительный прессинг, ведь он через многое прошел. Мы благодарны ему за три года с нами, за его время. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы оставить его в ФИА – он важная фигура. Ищем ему другую должность».
Резюме – скандал получился не из-за некомпетентности конкретного человека, а из-за слишком агрессивной среды и внешних условий. Они и создали обстановку, в которой принять правильное решение оказалось практически невозможно.
Теперь дело официально закрыто.
В «Ф-1» больше нельзя получить очки за 1-круговую гонку. Скандально короткий Гран-при не повторится
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Dan Mullan; REUTERS/Jonathan Ernst Фото: globallookpress.com/FLORENT GOODEN via www.imago-ima/www.imago-images.de, Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic
Просто, тупо, мы теперь об этом не узнаем. И всё.
Надо ВООБЩЕ запретить переговоры команд с гоночным директором!
Все спорные вопросы, после гран-при решаем и не лезем в процессе..тогда, может быть, будет порядок.