Суровый прогрев шин в «Ф-1» 80-х: кипяточком из обычного чайника. Руками будущего босса чемпионата Берни Экклстоуна
Тогда он владел чемпионской командой.
Современная «Формула-1» – невероятно сложная и многогранна: здесь больше недостаточно быть просто самым быстрым парнем с лучшей реакцией или построить самый мощный мотор. Конкуренция выросла так сильно, что часто судьба первых мест зависит от умного использования доступных ресурсов – и часто за обсуждением технических инноваций или поиска дополнительных лошадиных сил или км/ч на прямых о них просто забывают.
А ведь именно такие мелкие нюансы сейчас приобрели пиковое значение!
«Наиболее важный момент в нынешней «Ф-1» – умение извлекать максимум из резины, а именно держать износ и перегрев шин под контролем, – рассказал бывший гонщик «Уильямса» Сергей Сироткин. – Когда говорим про рабочее окно резины, мы понимаем под этим, что любая шина выдает свое максимальное сцепление с дорогой при определенном соотношении температуры ее верхнего и внутреннего слоев. И все гонщики стремятся как можно раньше ввести покрышки в этот оптимальный диапазон и как можно дольше их в нем удерживать.
Например, резкие маневры создают микроскольжения и трение между колесом и дорогой. Это повышает температуру верхнего слоя покрышки и частенько приводит к его перегреву. А движение на большой скорости и с большой боковой или продольной нагрузкой (быстрый поворот или жесткое торможение) наоборот – передает наибольшую энергию на шину. Что и заставляет прогреть всю покрышку целиком изнутри.
Температурное окно – соотношение температуры верхнего слоя резины, которым она касается дороги, с общей температурой всего колеса, его основания. В особенности это важно с резиной «Пирелли», которая крайне чувствительна к этому и оптимально работает только тогда, когда вы попадаете в нужные показатели с точностью чуть ли не до градуса. Когда до нужного уровня нагреты и верхний слой, и внутренняя часть, когда вы соблюдаете все параметры – тогда резина работает хорошо».
В попытках облегчить гонщикам задачу и удерживать колеса в нужных температурах как можно дольше команды даже придумали специальные грелки-термочехлы – по инсайду босса «Альфа Таури» Франца Тоста, они стоят под 400 тысяч евро на сезон!
И важность попадания в нужные диапазоны поняли еще в 80-х – правда, тогда «грелок» еще не было, и справлялись максимально хардкорными методами.
Великий кадр: будущий супремо «Ф-1» Берни Экклстоун (создавший серию как коммерчески успешный чемпионат в том виде, каким мы его знаем) помогает с подготовкой машины для своей команды «Брэбэм».
Берни владел ею с 1972-го по 1987-й – с ним Нельсон Пике дважды стал чемпионом, а в 75-м и 81-м команда занимала вторые места в Кубке конструкторов.
И главной фишкой «Брэбэма» в те годы как раз была полная открытость всему новому – к примеру, именно организация Экклстоуна придумала и внедрила скоростные пит-стопы.
«Я зачитывал регламент до дыр и постоянно искал лазейку или обходной путь, – вспомнила главный инженер «Брэбэма» на тот момент Гордон Марри. – Я думал о массе – всегда пытался ее снизить. Тогда 0,45 кг веса примерно равнялось выигрышу 0,1 секунды на круге. Расчеты не заняли много времени. А затем я подумал: «Погодите минутку! Огромный процент массы машины – это топливо».
Я понял: если сократить эту массу вдвое и поехать на X секунд с круга быстрее, то быстрый и эффективный пит-стоп позволит победить в гонке на меньшей загрузке!
Были и другие преимущества: заполненный наполовину бак понижал центр тяжести, машина становилась быстрее с каждым кругом. Еще шины. Мы знали, что они изнашиваются по ходу гонки. Поэтому мы стали менять покрышки – и тогда машина ехала быстрее на секунду или две на первых 5-10 кругах.
Тогда «Брэбэм» был крошечной милой командой с маленьким по сравнению с «Феррари», «Маклареном» или «Уильямсом» бюджетом. И мы стали убийцей гигантов».
Но главной проблемой стали именно шины: тогда они толстыми и прогревались лишь за несколько кругов. Вот таким способом время выведения в нужные температура сокращалось, и концепция заработала.
Эволюция пит-стопов: бочки из-под пива сократили работу с 2 минут до нескольких секунд
Берёшь чайник с кипятком. Льёшь в нужное место. Контрагент становится гораздо сговорчивее. Так Ф1 стала глобальной серией. Старая школа )
К тому же, логистически многие расходники-грузы часто разделяют на две части и пересылают через Гран-при (то есть на первой гонке - один комплект, на второй гонке - второй, на третий - снова первый), чтобы все успевало морем доплывать. Потому что пересылать все самолетами - слишком дорого иногда, особенно при межконтинентальных перелетах. Короче, тысячи аспектов.