8 мин.

Быть пилотом молодежной гоночной академии - это как быть членом дружной семьи

Академия должна помогать молодым пилотам попадать в «Формулу-1». Финансовая поддержка, обучение и время работы на симуляторе - преимуществ много. Но что происходит за кулисами?

Программы для молодых пилотов существуют уже почти два десятилетия, а программы «Ред Булл» и «Альпин» появились еще в начале нулевых годов, но они становятся все более заметными в мире «Формулы-1». Подавляющее большинство пилотов на данный момент являются выпускниками различных академий. От Льюиса Хэмилтона в «Макларене» до Шарля Леклера в «Феррари».

Процесс набора

Академии представляют собой ловко сконструированный конвейер талантов. Из самых многообещающих гонщиков выбирают лучших еще в молодом возрасте, поскольку команды «Формулы-1» пытаются заполучить будущих победителей гонок и чемпионов мира.

Пилот «Формулы-3» 2021 года Фредерик Вести сказал, что ему потребовалось три года постоянного общения, чтобы попасть в «Мерседес», в то время как вице-чемпион «Формулы-2» 2021 года Роберт Шварцман был подписан «Феррари» после четырех гоночных сезонов. Есть еще случай Маркуса Армстронга, который смело представился тогдашнему главе академии «Феррари» Массимо Риволе на тестах в Италии вскоре после переезда из Новой Зеландии в Европу.

Несколько иная история произошла с Кристианом Лундгаардом из «Альпин», который сразу после картинга попал в их академию в возрасте всего 15 лет. Датчанин был настолько высоко оценен, что академия организовала для него участие в тесте одноместного автомобиля MP Motorsport в Ф4. Лундгаард впечатлился. Сразу согласился на контракт с «Рено», а затем был назначен в команду MP в испанской Ф4. В дальнейшем он принесет им титул.

Контракт часто подписывается на базе команды, что дает возможность почувствовать "вау-фактор" от посещения завода «Формулы-1», когда молодые гонщики видят масштаб организации и необыкновенную работу, которая там проводится.

В эти обсуждения часто вовлекаются и высокопоставленные лица, например, Сирил Абитебуль (бывший директор команды «Рено») и доктор Хельмут Марко (советник «Ред Булл» по автоспорту) участвовали в сделках по привлечению Лундгаарда и Юри Випса в «Альпин» и «Ред Булл» соответственно. Это, пожалуй, самая яркая иллюстрация того, насколько серьезно команды относятся к своим академиям.

Выбор пилотов

После того как гонщик подписал контракт, на команду и академию ложится обязанность подобрать подходящий чемпионат. Слишком раннее вступление в топ-команду в топ-чемпионате может создать ненужное давление, в то же время вступление в более легкую категорию может затормозить прогресс пилота.

Пилот и его менеджер всегда могут высказаться по этому поводу, но в конечном итоге решение принимается не в их пользу. Ожидается, что они будут доверять мнению команды и сосредоточатся на выступлении на трассе.

«Мы можем только приходить с советами и предложениями, но в конечном итоге решение принимает Альпин», - объясняет Лундгаард. «Миа Шаризман [директор академии Альпин] всегда спрашивал меня, чем бы я хотел заниматься, например, он спросил меня перед 2019 годом, хочу ли я выступать в Ф3, но в конечном итоге именно Сирил принял это решение».

Еще один важный аспект - это финансовая поддержка, которая сопутствует обучению в академии. Команды часто покрывают часть расходов гонщика в течение сезона, а в некоторых случаях они даже оплачивают все его поездки.

Випс говорит об этом просто: «Я  не смог бы продолжать участвовать в гонках, если бы не Ред Булл. Они дали мне эту возможность».

Давление на пилотов

Конечной целью как команды, так и гонщика является место в Ф1, а для достижения этой цели необходимо постоянное развитие.

Вклад команды значительно возрастает, когда гонщик переходит в Ф3 и получает возможность участвовать в гонках на тех же трассах и в те же уикенды, что и в Ф1. Их видимость значительно возрастает, поскольку команды могут наблюдать за каждой сессией гонщика и предоставлять прямую обратную связь и советы.

Контакты варьируются от команды к команде и от гонки к гонке. В «Альпин» , например, юниоров часто можно встретить в боксах «Формулы-1», где они беседуют с инженерами и персоналом, а также наблюдают за сессиями «Формулы-1».

«До пандемии мы всегда останавливались в одних и тех же отелях во время гонок», -  объясняет Лундгаард. «Они получают наши отчеты с гонок и просматривают их, потому что если мы когда-нибудь придем в Формулу-1, они хотят знать, что мы за гонщики, и я думаю, что это хороший способ сделать это».

«Иногда они спрашивают нас, если мы утром на трассе, и их первая практика проходит позже, чем наша, какие условия на трассе, и таким образом немного вовлекают нас в процесс. Это приятное чувство, потому что ты чувствуешь себя более причастным к этому».

В «Ред Булл» доктор Марко поддерживает постоянный контакт с юниорами, общаясь с ними до, во время и после уикенда, как объясняет Випс: «Он проще, чем люди думают. Он будет оказывать на тебя давление, но если ты хорошо справляешься, то он очень мил и очень прямолинеен. Выступайте, и все будет хорошо».

«Вот в чем дело с младшей командой Ред Булл: если ты плохо выступаешь, то тебя могут выгнать, но если ты хорошо выступаешь, то попадаешь в Ф1. Они выгоняют людей, да. Но зачем вам держать и платить деньги гонщикам, которые не будут достойны Ф1? Им нужны только лучшие таланты, и я думаю, что это правильный подход. Они держат лучших и дают им шанс».

Аналогичная ситуация и в «Феррари», где Шварцман и брат Шарля Леклера, выступающий в Ф3, Артур, получают помощь инженера.

Преимущества

Есть еще целый ряд преимуществ, которые дает участие в прославленной юниорской программе, и наименьшее из них - это роскошь расхаживать по паддоку в официальной одежде и атрибутике команды, демонстрируя знаменитый значок команды, красующийся на груди - хотя большинство, вероятно, признает, что поначалу это было довольно круто.

Время, проведенное на заводах и на симуляторах, играет большую роль становлении молодого пилота. Выгоду от этого видят обе стороны, причем Випс говорит, что симуляторы сейчас находятся на "другом уровне". Данные, которые предоставляют гонщики, приносят огромную пользу команде при разработке автомобилей, а юниорам они позволяют получить дополнительный опыт работы на трассах и возможность получить обратную связь.

Время, проведенное вне трассы, выходит за рамки работы на симуляторе и встреч на заводе: многие младшие команды участвуют в изнурительных тренировках вместе. Лундгаард объясняет: «Я думаю, что командная работа у нас лучше, чем люди могут подумать. Мы проводим невероятно жесткие совместные тренировки».

Кроме того, есть непревзойденная возможность получить доступ к некоторым из величайших гонщиков планеты, и это преимущество новоиспеченный пилот «Альфа Ромео» Чжоу Гуаньюй испытал на собственном опыте, когда дебютировал в первой практике за «Альпин» на Гран-при Австрии в 2021 году.

«Фернандо [Алонсо] очень помог мне. За последние три-четыре года - это самое большое количество помощи, которое мне когда-либо оказывал другой гонщик. Мы вместе проехали по трассе, и во время этого он рассказывал мне подробности, говорил о поверхности и неровностях, мы просмотрели бортовые компьютеры на брифинге инженеров, и он мне все объяснил».

Семья

Но больше всего вы ощущаете семейную атмосферу. Юниорские программы осуществляются в тандеме с командами, а не являются полностью отдельными структурами. Существует четкий путь преемственности для гонщиков в случае их успеха. Любой переход в «Формулу-1» происходит более гладко, поскольку они уже хорошо знакомы с тем, как работает команда.

Член Академии гонщиков «Феррари» Шварцман сказал: «Быть частью академии - это очень особенное чувство, потому что это как быть частью семьи. Мы все вместе, как одно целое, все помогаем друг другу».

«Когда ты хорошо выступаешь, они всегда готовы тебя поздравить, а когда тебе нужна поддержка, они стараются сделать все возможное, чтобы помочь тебе стать лучшим гонщиком».

Источник: Formula-1.