Чемпион «Дакара» дважды наехал на мотоциклистов и оба раза не узнал, в порядке ли они – катил дальше. Теперь наказан – вылетел из топ-3
И оплатит ремонт байка.
Южноафриканский гонщик Жинель де Виллерс – один из общепризнанных супергероев «Дакара»: выиграл дебютный сложнейший рейд по Южной Америке в 2009-м, еще шесть раз приезжал на подиум и на последних четырех рейдах подряд выигрывал хотя бы один спецучасток. Более того, пилот «Тойоты» через 7 тестов на COVID в надежде на отрицательный прорвался-таки на 19-й рейд подряд – от рекорда японца Йосимасы Сугавары его отделяет теперь только старт в 2023-м. Короче, де Виллерса можно смело назвать одним из самых опытных пустынных гонщиков.
Тем удивительнее его поведение вот в этом инциденте: Жинель наехал на чилийского мотоциклиста Сезара Цумарана, смял его байк, оттолкнул бампером человека – а потом спокойно сдал назад.
Более того, после столкновения де Виллерс просто продолжил путь – даже не остановился для проверки состояния мотоциклиста и его техники. Конечно, Сезар не выглядел травмированным, но все-таки пункт спортивного регламента ФИА 48.5 напрямую предписывает как минимум справиться о самочувствии пострадавшего при столкновении.
«Де Виллерс продолжил путь, не предложив райдеру вообще никакой помощи», – резюмировали судьи, награждая южноафриканца штрафом в 5 минут за нарушение пункта 48.5.
Чемпион 2009-го свалил вину на крайне мягкий песок: якобы в том месте полностью остановить внедорожник не представлялось возможным.
«Это была триальная секция с песками и горами, – защищался он на слушаниях. – Я ехал медленно и видел райдера слева. В песке оказался камень, и меня подтолкнуло к нему до удара, тогда он упал. Потом райдер встал и помахал нам рукой – я понял это как сигнал «Со мной все окей» и как позволение объехать. Я так и сделал и не хотел снова останавливаться, поскольку дальше опять пошел песок, и я побоялся застрять».
В итоге южноафриканцу назначили минимальное для подобных случаев наказание – видимо, именно для сохранения паттерна для неукоснительного соблюдения духа взаимовыручки «Дакара». Да, за столкновение штрафовать пилота «Тойоты» никто бы не стал: все-таки на рейде бывает всякое, а Жинель явно не шел на нарочный таран.
Де Виллерс шел четвертым в зачете машин с отставанием в 41 минуту Нассеру Аль-Аттие и 30 секунд от Лусио Альвареса на третьем месте, но после назначения штрафа откатился на шестое – пропустил Владимира Васильева из России и Мартина Прокопа из Чехии.
Однако после вынесения решения выяснилось: на том же спецучастке Жинель наехал на еще одного мотоциклиста – Аулада Али – и вновь не остановился. Гонщик рассказал: пытался подняться после падения, услышал машину, отступил в сторону – а внедорожник пересек вершину дюны и наехал на байк и просто разломал технику. Мотоциклист не смог прочитать гоночный номер обидчика – а тот не остановился (как предписывают правила), хоть и сделал петлю (должно быть, чтобы визуально оценить ситуацию), а затем продолжил рейд. Только по трекам организаторы выяснили: наезд – вновь на счету чемпиона 2009-го, и раз речь пошла о рецидиве, инцидент передали на рассмотрение специальной коллегии.
Расследование вели несколько дней, де Виллерс даже приходил в офис и просил о снисхождении – ведь обычно за такое вообще-то дисквалифицируют. В итоге стороны пришли к компромиссу: Жинель полностью оплатит ремонт байка Аулада Али вместе со вступительным взносом для пострадавшего на 2023-й, а также потеряет 5 часов в качестве штрафа – а вместе с ними и шанс на подиум: до наказания южноафриканец ехал третьим с отставанием в 49 минут от лидера (и уступал всего 10 минут второму в зачете внедорожников Себастьяну Лебу), а теперь улетел на 39-е.
Ливень сломал пустынный «Дакар»: место отдыха гонщиков затопило, сложнейший отрезок рейда обнулился
Фото: globallookpress.com/Dppi/Frederic Le Floc