Кажется, до «Дакара» добрались террористы: грузовики горят и взрываются, гонщики не верят саудовским властям и подозревают бомбы
Пострадал босс французского футбольного клуба.
Кажется, многолетние опасения насчет безопасности гонщиков в Саудовской Аравии все-таки начинают претворяться в жизнь: на «Дакаре» горят и взрываются грузовики участников и даже есть пострадавшие.
30-го декабре в Джидде рядом с отелем «Донателло» взорвался грузовик-техничка с 61-летним Филиппом Бутроном – гонщиком Sodicars Racing с опытом в девять ралли-рейдов и по совместительству президентом футбольного клуба второй французской лиги «Орлеан».
«После выезда с территории отеля грузовик заглох, после чего произошел взрыв и произошло возгорание, – объяснил директор «Дакара» Давид Кастера.
А перед прологом сгорели еще одна техничка и моторхоум – теперь итальянской гонщицы Камелии Липаротти.
«Моя техничка и моторхоум сгорели ночью 31 декабря по неизвестным причинам по дороге из Джидды на бивуак в Хаиле. Мы потеряли все: мой паспорт, компьютер, одежду, все вещи, мой дом. Я до сих пор в шоке: потеряла все и не знаю, что делать: остаться в Джидде или вернуться домой. У меня нет паспорта», – рассказала гонщица в канале Cross-Country Rally.
ФИА, организаторы и правоохранительные органы сперва явно старались всех успокоить:
«Саудовская полиция немедленно оказалась на месте происшествия и начала расследование, – отреагировал Кастера.
Министр внутренних дел Аравии тут же объявил инциденты несчастными случаями, однако вечером в субботу МВД Франции выпустило совсем другое заявление.
«Призываем к максимальной бдительности, – предупредила европейская полиция. – Власти Саудовской Аравии ведут расследование. Нельзя исключать террористический акт».
Международная автомобильная федерация (ФИА), возглавленная недавно Мохаммедом Бен Сулайемом из союзного Аравии ОАЭ, тоже выпустила вполне лояльное заявление.
«ФИА доверяет местным властям: они смогут разобраться и вместе с организаторами гонки обеспечат безопасность участникам».
Но как минимум участники французского инцидента не поверили в «случайность» и подозревают теракты.
«Мы возвращались в отель и точно ни о чем не подозревали, – рассказал работник команды Sodicars, находившийся в той самой взорванной машине вместе с Бутроном. – Это был большой взрыв. Оглушительный шум прошел сквозь нас.
Мы вытащили Филиппа и уложили его рядом с дорогой. Нам всем повезло, кроме него [в грузовике ехали еще пять человек]. Грузовик загорелся. Называйте это как хотите, но это точно террористический акт. Там точно было взрывное устройство».
Более того, другой анонимный спутник Бутрона подтвердил: пострадавшего увезли именно в военный госпиталь Джидды. «Кажется, что-то заложили именно на место под его сиденьем, – рассказал он. – А ведь мы остановились на парковке ровно как и 90 процентов других участников. Это могло произойти с каждым».
Директор «Дакара» Кастера в обновлении в самом деле не стал исключать террористическую атаку и обещал усиление охраны бивуаков: заявил об усилении наблюдения за маршрутом, отелями, бивуаками и попросил участников тоже проявлять максимальную бдительность.
В Саудовской Аравии давно неспокойно – ведь страна является лидером суннитского мира и финансирует ветку распространителей салафизма – фундаменталистского течения ислама, призывающего к «возвращение к Корану и сунне». В самом королевстве до сих пор действуют многие строгие нормы шариата и практикуют телесные наказания.
Напористая внешняя политика с религиозной основой привела к росту террористической опасности внутри страны: с 2016-го там постоянно что-то взрывают. Среди городов-целей попадались и Джидда, и Медина, и столичный Эр-Рияд, а главной причиной атак востоковеды называют конфронтацию с Ираном и финансирование войны в соседнем Йемене.
В последние годы там по-прежнему неспокойно: в 2019-м беспилотники атаковали и подожгли часть важнейшего нефтепровода, в ноябре 2020-го ракетный удар пришелся уже по топливным хранилищам в Джидде, тогда же ИГ (запрещенная в России террористическая организация) взорвала городское кладбище во время церемонии поминовения жертв Первой мировой войны, в октябре в той же Джидде саудовец нанес ножевые ранения сотруднику французского консульства, а буквально в конце декабря 2021-го аравийцы предотвратили теракт в аэропорту на юге страны.
Потому беспокойство насчет безопасности топовых гоночных событий в Аравии высказывали и раньше: все-таки страна в 2018-м купила Электропри «Формулы Е» – и проводила вроде бы без происшествий вплоть до 2021-го. В прошлом году традиция прервалась: именно над местом проведения гонки в день заезда перехватили ракету, пущенную в Эр-Рияд. И вот как это выглядело с трека.
Неожиданный взрыв в небе реактуализовал проблему – ведь на декабрь в Джидде планировался городской Гран-при «Формулы-1», и столь масштабное международное событие явно выглядело привлекательной целью для террористов. Тем не менее, службы безопасности королевства, кажется, отработали на полную – и, конечно, контролировать охрану всего десятка команд и двух десятков гонщиков вместе с одной важной локацией намного проще, чем обеспечить прикрытие одним только 3500 участникам рейда сквозь пустыню.
В 2020-м и 2021-м «Дакар» удалось провести без единого инцидента, но, кажется, главный марафон мира вновь под ударом – прямо как в 2008-м из-за восстания туарегов в Сахаре. Тогда проблему решили отменой одного из изданий и переездом в Южную Америку – но саудовцы вложили в покупку марафона огромные деньги и вряд ли его просто так отпустят. Ждем ответного шага.
Фото: globallookpress.com/Francois Flamand via imago-images.de; sodicarsracing.fr
Они, как и другие арабы - Катар, ОАЭ . Они получают то, что породили. Или напомнить, кто был Бен Ладен, Хатаб?
================
Джамаль Хашогги не даст соврать
Я террористов не оправдываю ни разу! Где я оправдал? Я просто сказал, что европейцы делают вид, что не знают о финансовой помощи террористам со стороны СА! И про их пещерные законы тоже молчат.
Террористы- зло. Никогда не оправдываю их.
Ну и судя по статье в грузовике было пятеро, а пострадал (без указаний насколько) только один. Тоже так себе "эффективность" (осуждаю любые проявления терроризма)