Главного конкурента «КАМАЗа» вышибли с «Дакара» из-за санкций. Хотя месяц назад заявку на участие приняли и выдали номера
Некрасивое прощание с «МАЗом».
«КАМАЗ» привычно доминирует на «Дакаре», но в последние годы у них появился серьезный конкурент – белорусский «МАЗ». Минский завод впервые вошел в топ самого престижного рейда мира в 2017-м (6-е место), в 2018-м занял второе, в 2020-м – третье, а в 2021-м выиграл квалификацию и лидировал вплоть до технического отказа. Второй экипаж продолжил гонку в режиме «доезжания» – и все равно добрался до финиша шестым.
На российско-китайском «Шелковом Пути» «МАЗ» тоже среди фаворитов: в 2021-м минчане заняли второе место и проиграли «синей армаде» всего 4 минуты.
Новую серию красно-синего противостояния ждали в 2022-м: молодая команда «МАЗа» приобрела еще больше опыта, завод вез три быстрых капотника – предполагалось мощное соперничество.
Но теперь «КАМАЗ» сразится фактически только с собой и дистанцией – беларуский завод сняли с рейда из-за международных санкций. Причем ситуация вскрылась максимально некрасивым образом: по инсайду «Матч-ТВ», команду просто не пустили на паром, специально организованный для перевозки техники из порта Марселя в Саудовскую Аравию.
«Вследствие мер, принятых Европейским союзом и затрагивающих различные беларуские юридические лица, включая автопроизводителя «МАЗ», французские власти проинформировали организаторов «Дакара», что для «МАЗа» юридически невозможно выступить в гонке 2022 года», – подтвердил французский промоутер рейда A.S.O «Чемпионату». Потому хоть саудиты и не присоединялись к санкциям против Беларуси, организатор заездов как компания из ЕС подчинилась предписаниям государства.
Дополнительную странность и драму добавила именно бюрократия: все-таки дедлайн по подаче и оплате заявок истек 1 ноября, и у минского завода все явно прошло без проблем. Более того, 23 ноября «Дакар» даже опубликовал стартовые листы – и трем экипажам «МАЗа» даже присвоили номера (502, 507 и 517).
Видимо, именно в тот момент ситуация и перешла в публичное поле – как раз под новую волну обсуждения санкций против Беларуси за кризис с мигрантами на границах Польши, Литвы и Латвии. Ввод следующего пакета ограничений запланирован на 2 декабря – потому у «МАЗа» вряд ли были шансы проскочить.
Санкции – за внутренние репрессии внутри Беларуси, посадку самолета Ryanair и кризис с мигрантами на границе
Минский автозавод – под санкциями ЕС с 21 июня 2021 года вместе с «БелАЗом», «Белаэронавигацией», 78 физическими лицами (в основном чиновниками и связанными с Лукашенко бизнесменами) и еще пятью компаниями. Ограничения поддержали США, Великобритания, Канада, Швейцария и несколько других стран.
Их ввели в ответ на инцидент с майской экстренной посадкой самолета Ryanair: он летел из Афин в Вильнюс, из-за сообщения о минировании его посадили в Минске, предупреждение не потвердилось. Но тем рейсом летел Роман Протасевич – редактор крупнейшего беларуского канала Nexta (сейчас признан в Беларуси экстремистским) – и после посадки его задержали. После ряда расследований предлог посадки назвали выдуманным, а Совет ЕС закрыл белорусским авиаперевозчикам воздушное пространство и аэропорты Европы и рекомендовал собственным авиакомпаниям облетать Беларусь.
«МАЗ» оспаривает включение в санкционный список с конца августа и начала сентября в европейских судах – их иски официально зарегистрированы в журнале ЕС. Тем временем, только финансовые потери от ограничений составили $3,3 млн, а еще минскому заводу пришлось отказаться от 15-летнего партнерства с «Мерседесом» – теперь беларуский завод разрабатывает и собирает моторы и коробки передач с китайским гигантом «Вейчай».
«МАЗ» и правда был главным соперником «КАМАЗа»: грустил из-за поражения на «Шелковом пути» и радовался победе над новичком «Синей Армады»
Конечно, по мощности с заводом из Набережных Челнов мало кто может сравниться, но минская команда изо всех сил пыталась – и ее шеф Сергей Вязович даже ждал победы на «Шелковом Пути»-2021. Поражение уже оценивается им «не очень хорошо».
«Мы хотели эту гонку выиграть, а ребята – как минимум экипаж Алексея Вишневского, должны были побороться за подиум», – поделился лидер беларусов после финиша.
Но нашелся и повод для радости: минский дебютант опередил новичка «КАМАЗа» – и Вязович отдельно это отметил.
«Наш пилот едет намного быстрее, чем Богдан Каримов из «КАМАЗ-мастера», что нам льстит. Притом что у российской команды более насыщенная программа тренировок для пилотов и есть у кого перенять опыт, но наш дебютант быстрее».
Дополнительный накал противостоянию прибавляет и технологическая гонка: «МАЗ» опередил «КАМАЗ» во внедрении капотного грузовика. Завод из Набережных Челнов тянул с переходом 4 года, а минская команда привезла такой на «Шелковый путь» в 2019-м – и ворвалась на первое место. Победе помешал слишком горячий характер Вязовича – он перевернулся на сложном участке.
Соперник побеждал «КАМАЗы» почти весь российский ралли-рейд. Но в итоге закончил переворотом
На прошлогоднем «Дакаре» Вязович выиграл пролог (аналог квалификации в рейдах) и гнал в 18 секундах от будущего победителя Сотникова – пока не отказали тормоза, сломанная рука и мотор.
Второй минский экипаж Вишневского тогда остался один против трех «синих» – и сорвал восхищение пятикратного чемпиона «Дакара» Николаева.
А русский завод все-таки обкатал капотный грузовик только на «Шелковом Пути»-2021 – то есть минчанам досталось еще и два года форы на доводку и опыты.
Так что пусть на главный рейд мира и вернулась легендарная команда «Де Рой» с победителем издания-2007 Хансом Стейси, главный конкурент «КАМАЗа» уже устранен. Фактически «синей армаде» осталось только не проиграть аравийской пустыне.
Фото: eastnews.ru/SERGEI GAPON/AFP; РИА Новости/Александр Кряжев, www.kamazmaster.ru
Да он и никогда и не был вне политики.
МАЗ - государственная компания. Успехи команды - это престиж страны. Престиж Беларуси - это повышение рейтинга Лукашенко. А этого европейцы не допустят. Потому что Лукашенко диктатор.
беларуский завод
беларуского канала
белорусским авиаперевозчикам
лидер беларусов
------------------
азахзазаз