Главная гоночная система России – проект Ротенберга, но за нее платит «Газпром». Миллиард – на юниоров, продвижение в «Ф-1» и свои машины
Разбор «СМП Рейсинг».
В России не так много топового автоспорта: системами подготовки и продвижения пилотов хоть куда-то обладают «КАМАЗ-Мастер» (с картинговой школой, но дальнейшей ралли-рейдовой спецификой), инициативы спонсора и владельца треков для Гран-при России ВТБ и «СМП Рейсинг» – гоночная программа банка «СМП».
Казалось бы, только последний – формально частный: принадлежит одной из самых богатых семей России Ротенбергам. По подсчетам Forbes, финско-питерский клан обладает состоянием в $5,45 млрд, а среди основных активов – еще строительные и нефтегазовые компании, «Мостотрест», «Минудобрения», аэропорт «Шереметьево» и «Газпромбурение». Семью связывают с Владимиром Путиным через старую дружбу еще с советских времен: с 64-го Аркадий занимался в одной секции дзюдо с будущим президентом России, в начале 90-х являлся его постоянным спарринг-партнером, а в 2016-м они даже выпустили книгу «Искусство дзюдо». А с 2015-го он рулит хоккеем.
Но все-таки спортом в клане Ротенбергов больше занимается младший брат Борис – еще один мастер спорта по дзюдо и гражданин Финляндии. Он рулил московским «Динамо» в середине 2010-х, получил должность вице-президента Федерации дзюдо, владеет и управляет футбольным клубом «Сочи», а еще как раз занимается программой «СМП Рейсинг». Более того, Борис создал ее в 2013-м не просто ради галочки и пиара: он до сих пор в списке гонщиков системы (выше тех, кого продвигал в «Ф-1», «Ф-2» и на «Ле-Ман», ага).
Но, оказалось, и Ротенберг тратит на гонки (и продвижение на мировом рынке бренда «СМП») совсем не личные деньги – даже его программу финансирует госкомпания.
«Агентство» на основании внутренних инсайдов и платежных выписок из связанных компаний сообщило: «Газпром» и его дочерняя компания «Газпром нефть» являются основными источниками доходов для гоночной программы «СМП Рейсинг».
Согласно документам, изученным изданием, в июне и сентябре 2020 года «Газпром» перечислил «СМП Рейсинг» 360 и 40 миллионов рублей в качестве благотворительных взносов, а в декабре «Газпром нефть» выделила команде 648 миллионов. Таким образом, за год «Газпром» и его дочерняя структура перевели «СМП» 1,048 миллиарда рублей (или $13 млн долларов).
При этом «СМП Рейсинг» потратила чуть больше 900 миллионов рублей в 2020 году (или около $12 млн). Что же Россия получила на эти деньги?
Поддержка юных картингистов, гонщиков в молодежных сериях, киберспортивной команды
«СМП Рейсинг» является самой масштабной и наиболее успешной автоспортивной программой в России. Цель программы – популяризация автомобильного спорта в нашей стране. С момента основания в 2013 году ее воспитанниками стали десятки молодых российских пилотов, добившихся успехов на российской и мировой автоспортивных аренах» – заявляет о себе программа Ротенберга во вкладке «о программе» на официальном сайте.
Это правда: «СМП» организует целую систему отборов из любительского картинга, сводит ребят на Всероссийском турнире (кстати, открыто брендированном как «Газпром-детям»), победителей зачисляет в собственную Академию и оплачивает им профессиональные тренировки у лучших русских гонщиков вместе с участием в Чемпионате России. Также программа Ротенберга поддерживает и картинговую школу бывшего пилота «Ф-1» Сергея Сироткина – лучшие выпускники тоже обладают шансом на продвижение в мировые картинговые чемпионаты. Обычно каждый год «СМП Рейсинг» числится примерно 20 юных пилотов разного возраста.
Сколько стоит поддержка каждого?
«Проехать картинговый чемпионат на топ-уровне, то есть в хорошей команде, с крутыми механиками и т.д., стоит €300 000 – €500 000, – рассказывал отец слушателя Академии «Феррари» Роберта Шварцмана Михаил в интервью Forbes. – Один день формульных тестов – от €10 000. Сезон в «Формуле-3» — от €1 млн, в «Формуле-2» — раза в два дороже».
«Сейчас за место в «Ф-2» запросто просят от €1 миллиона за год, а в «Ф-3» – от €600-700 тысяч, – уточнял для нас в интервью гоночный инженер Макса Ферстаппена в симрейиснге Дидрик Киндс. – В «Ф-4» стоимость в реальности от €300 тысяч».
На кого же уходили деньги «Газпрома» в 2020-м? «СМП» в «Ф-2» представлял как раз Шварцман (часть затрат покрывается Скудерией, но не целиком), в «Ф-3» гонял Алекс Смоляр, в топовом картинге, итальянской и немецкой «Ф-4» (лучших в мире и самых дорогих) соревновался Кирилл Смаль, в «Ф-3» и еврокубке «Формуле-Рено» (более дешевом аналоге «Ф-3») – Михаэль Белов.
Еще с «СМП» связаны Ирина Сидоркова (гоняет бесплатно в Серии W – женском чемпионате поддержки «Ф-1», но явно получает зарплату и в системе Ротенберга), Сироткина (соревновался в европейских гонках на выносливость составе питерской команды), бывшего пилота «Ф-2» и GP3 Матевоса Исаакяна (выступает за «СМП» в чемпионате мира по гонкам на выносливость и «Европейской серии Ле-Ман»), чемпиона России по турингу в РСКГ Кирилла Ладыгина, еще одного пилота РСКГ и бывшего гонщика «Мировой серии «Рено» Егора Оруджева, клубного гонщика Виктора Шайтара (раньше ездил за «СМП» на «Ле-Мане»), бывшего пилота «Мировой серии «Рено», «Индикара» и тех же серий на выносливость Михаила Алешина (сейчас развивает проект «СМП» по производству собственных болидов), первого русского в «Ф-1» Виталия Петрова (раньше гонялся за «СМП» на «Ле-Мане» и в WEC) и еще полдюжины почти неизвестных парней из клубных гонок и второстепенных серий. Да, вам не показалось: питерцы собрали практически всех российских кольцевых пилотов – кроме Мазепина (у него «Уралкалий») и Квята (Даниил сперва продвигался «Лукойлом», но с 14 лет – через «Ред Булл»).
Пиковым моментом реализации идеи «академии-вертикали» стал 2018-й – когда Сироткина с помощью спонсорских $15 млн удалось устроить в легендарный «Уильямс». Однако тогда не обошлось без скандала: англичане построили худшую машину «Ф-1», Сергей в основном катался за пределами топ-10, Ротенберга результат не устроил и сотрудничество завершилось – ходили слухи, будто команде даже до конца не заплатили.
На данный момент наивысшей точкой видится сотрудничество с «Феррари» по продвижению Шварцмана: Роберт выиграл в 2019-м титул «Ф-3», сейчас претендует на победу в «Ф-2», уже провел частные заезды в Скудерии, а в конце нынешнего сезона дебютирует в «Хаасе» на тестах новичков «Ф-1».
А еще – целая киберсерия SMP Racing Esports: в ее рамках проводят чемпионат Кубок G-Drive (бренд премиального топлива «Газпромнефти»). Может, именно за эту рекламу «СМП» и платят?
Команда на «Ле-Мане» и в гонках на выносливость
Даже лучшей молодежной программе нужна какая-то взрослая «верхушка», чтобы куда-то девать выращенных гонщиков – ведь все-таки мест в «Формуле-1» всего 20, русских команд там нет с 2015-го, а за титулы надо же где-то бороться для прославления родины. Потому «СМП» присутствует (или присутствовала в разные годы) в самых массовых сериях – чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC), «Европейской серии Ле-Ман», «Межконтинентальном соревновании ГТ», Кубке Европы по гонкам на выносливость в классе ГТ и серии «Бланпен» – тоже в классе ГТ.
Пик – конечно же, самые навороченные спортпрототипы для «Ле-Мана»: сезон в WEC в топ-классе LMP1 стоит от €2 млн. А «СМП» в 2018-19 вообще гонялась на специально разработанных собственных прототипах BR1 – это в разы дороже. Остальные чемпионаты – подешевле: LMP2 стоит до €1 млн, а в гонках класса ГТ бюджеты еще скромнее – особенно с учетом схемы участия: программа Ротенберга там чаще всего не создавала команду с нуля и не покупала технику, а полностью брендировала существующую организацию и оплачивала обслуживание.
Чего же добилась «СМП»? Титулы чемпионов мира в LMP2 в 2014-м и в любительском классе GTE – в 2015-м и две победы на «Ле-Мане» в них же, победа в ELMS в 2018-м (класс LMP2). С 2020-го в WEC программа Ротенберга не гоняет.
Разработка собственных прототипов
Да, насчет суперкаров – это не шутка: в 2013-м «СМП» создала еще и дочернюю компанию BR Engineering и занялась разработкой гоночных болидов. Первое творение – BR01 (да, вам не кажется – все названия и правда повторяют инициалы владельца) – выпустили в 2015-м для класса LMP2. Правда, для разработки наняли итальянца Паоло Кантоне – бывшего инженера «Пежо» для «Ле-Мана», а также специалиста по аэродинамике Жана-Клода Мишо, поработавшего в «Ф-1» в «Тиррелле», «Феррари» и «Рено» и даже создавшего революционный «задранный нос».
Шасси для BR01 производили итальянцы ARS Tech, аэрообвес – в еще одной итальянской компании FondTech, а сборку вели на специально открытом заводе на юге Франции. Всего там собрали 8 машин (4 так никогда и не выехали на гоночный трек), и российскими в них были только инвестиции и пилоты. В 2020-м 5 экземпляров продали английской компании BBM Sport для проката богатых любителей в серии Masters Endurance Racing Legends.
С BR1 «СМП» замахивался еще мощнее – на LMP1и победу на «Ле-Мане». Для амбициозного проекта компания Ротенберга заключила сделку с «Далларой» – производителем шасси для множества мировых гоночных чемпионатов от молодежных «Ф-2» и «Ф-3» до топового американского «Индикара» (и даже завода-аутсорса «Хааса» из «Ф-1»). Полный цикл производства остался на итальянской фабрике – и перед стартом сезона машины даже законтрактовали команде «Дрэгонспид».
Однако результат вышел так себе: машина осилила лишь 8 этапов в 2018-м и 2019-м (хоть и тираж составил уже под дюжину), пять раз финишировал третьим (неплохое достижение в классе с безраздельным доминированием заводской «Тойоты») и даже добралась до финиша «Ле-Мана» (третье место в 2019-м с экипажем в лице Виталия Петрова, Стоффеля Вандорна и Михаила Алешина). С тех пор BR1 на трассе не появлялся.
Похоже, просто все силы и ресурсы бросили на создание BR03 – по спецификации LMP3 – что-то вроде «Формулы-3» для гонок на выносливость. Его с помпой представили в мае в «Сколково».
Болид способен разгоняться до 310 км/ч благодаря мотору собственной доводки, основанном на базе атмосферного V6 объемом 3,5 литра и мощность 420 л.с. от «Рено». Главная фишка – фиксация на российских разработках и отечественном производстве (планируют собирать в Подмосковье и уже оборудуют завод).
«Мы приняли решение создать полностью российский гоночный автомобиль для выступления в национальных чемпионатах, адаптированный к российским условиям, – презентовал машину Борис Ротенберг. – Работа велась два года. Идея в том, чтобы эта машина была доступна, безопасна и быстра. Куда это выльется дальше – посмотрим. Взяли те узлы из BR1 и BR01, которые можно было применить в этой машине и которые сделали бы ее и надежнее, и в то же время доступнее. Шасси полностью российское. Силовой блок – от «Рено», но и его в теории можно сделать самим, не проблема. Весь инжиниринг наш».
«Иностранного участия в проекте вообще не было, – рассказал главный конструктор BR Enginerring итальянец Алекс Манджуло. – Руду не плавили, резину не варили. Автомобиль максимально адаптирован для российских погодных условий и российских трасс. Также хочется отметить доступность и ремонтопригодность автомобиля. Мы сумели найти хороший баланс между стоимостью и качествами. Машина достаточно проста и недорога в обслуживании.
Наша концепция – минимальная стоимость при максимальных динамических характеристиках. Получилась надежная по всем параметрам штука, которая может выдержать шесть часов гонки до смены тормозных колодок».
Через несколько месяцев последовали и анонсы гражданского бензинового авто и гоночного электрокара на основе BR03.
И, конечно, нельзя не вспомнить о продвижении инженерной компании самым логичным способом – через мультик «Супер Ралли», презентованном на «Спокойной ночи, малыши». Без шуток, главный его герой – прототип BR1, а сам Борис Ротенберг работал в съемочной команде гоночным консультантом.
«Я горд, что именно наша машина, наша команда нашли отражение в этом мультфильме», – прокомментировал премьеру Петров.
«Приятно видеть на экране наш любимый BR. С удовольствием буду смотреть сериал сам и вспоминать моменты за рулем этой машины», – согласился Сироткин.
Финансирование гоночных серий: РСКГ, «Ф-4», русский «Ле-Ман»
Сейчас у России нет собственной серии гонок на открытых колесах, но еще в 2019-м она была – региональная русско-финская (еще проводились этапы в Эстонии, Швеции и Нидерландах). Там гонялись в основном русские, но вообще с запуска в 2015-м через нее прошло немало талантливых ребят. Например, тот же Михаэль Белов, слушатель академии «Альпин» и пилот «Ф-2» Кристиан Лундгор, еще один пилот «Ф-2» Бент Вискал, победитель Гран-при Макао Рихард Версхор (когда-то его называли вторым Ферстаппеном) и официальный чемпион виртуальной «Ф-1» Ярно Опмер. Победителю обещали 350 тысяч евро, а серебряному призеру – 150 тысяч: весьма неплохо для регионалки. Стартовали с 20 участников, а заканчивали восемью машинами – экономика этапов не сложилась, логистика оказалась слишком дорогой.
На ее место в 2021-м планировали Евроазиатскую «Формулу-4» – на территории России, Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии и Туркменистана. Анонсировали ее еще в марте – с тех пор новостей нет.
Пока же главной «базой» «СМП» остается Российская серия кольцевых гонок – и целый монокласс GT4 в ее рамках. Чисто имиджевый проект: на трибуны пускают бесплатно, заезды транслируют на ютубе.
Тем не менее, «СМП» планирует расширение – как минимум на «русский «Ле-Ман».
«Одна из наших дальнейших задач – создание серии гонок на выносливость на одинаковых машинах: монокубка «СМП Рейсинг», – признался на презентации BR03 миллиардер. – Регламент этого соревнования не будет зависеть от организаторов за границей. Это будут настоящие быстрые российские гонки на выносливость! Этакий российский «Ле-Ман».
Но, видимо, внутри структуры пока не пришли к единому видению будущего чемпионата – потому что Алекс Маджуло высказал немного другую идею.
«Пилоты на BR03 будут выступать в СМП РСКГ в отдельном моноклассе, – изложил главный конструктор проекта. – В РСКГ будет моносерия. Что-то наподобие русского NASCAR».
От мировой экспансии же пока отказались – и сконцентрировались чисто на России.
«Программа развивается и никуда не денется, просто будет работать более точечно, – рассказал Ротенберг на презентации. – В формульных сериях ездят наши пилоты, также мы смотрим перспективных ребят в картинге. Больше направили себя на российский чемпионат РСКГ, будем развивать монокласс, чтобы внести больший вклад в национальный автоспорт».
Так что миллиард от «Газпрома» пошел не на демонстрацию кузькиной матери иностранцам. Ура?
Россия хочет делать болиды «Формулы-1». Для страны – ноль пользы и минус сотни миллионов долларов
Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?
Фото: flickr.com/smp_racing; smpracing.ru; VK/belmich; globallookpress.com/Panoramic; raf-rcrs.ru
Кроме того Ротенберги вроде как владеют Сочи, и это тоже спонсирует Газпром. Кто не верит прочитайте про схему Газпром-Газром Автоматизация-ЭнергоПром-Сочи. Чтобы вы понимали ООО «ПО Энергопром» является фирмой прокладкой, так в 2020 году Газпром перевел ей на счет 1.9 млрд рублей, которые затем ООО «ПО Энергопром» перевела на счета ФК Сочи.
Вот так и получается, что Газпром - это национальное достояние, но пользуются им исключительно друзья Путина.
---------------------
Если я не путаю, то в этом году на РСКГ я заплатил 700 рублей за билет в Волоколамске.
И об этом чисто имиджевом проекте очень мало информации. Например на одном из крупнейших спортивных порталов страны даже нет соответствующего раздела, что бы хотя бы посмотреть статистику.
Directed by Robert B. Weide
Так все таки "так себе" или 5 подиумов из 8 гонок в первый год?
Ну так, это теперь у нас знак качества.