«Феррари» наскандалила на титул: вернула урезанную мощность и увильнула от штрафа после крэша с главным конкурентом
Взрыв в гонках на выносливость.
Пока «Феррари» вырывает у «Макларена» третье место в Кубке конструкторов «Формулы-1», собратья из чемпионата мира по гонкам на выносливость в классе GTE Pro уже вернули титул – отыгрались после поражения от «Порше» в предыдущем сезоне. Причем прославили триколор и модель 488 GTE Evo из Маранелло с максимальным скандалом – все решило не только качество машины, пилотажное мастерство и победа на треках, но и полезное искусство своевременного бунта.
Скудерия (под брендом AF Corse – формально частной команды под управлением не связанного с кланом Амато Феррари, но фактически все все понимают) накалила развязку после проигранных «6 часов Бахрейна» 30 октября – красные машины отстали от «Порше» на 34 секунды, а отрыв в общем зачете сократился до 12 баллов. Последний заезд планировался на том же треке, только в формате «8 часов» – то есть с 38 очками за победу вместо 25: следовательно, при повторении немецкого победного дубля титул теоретически уплывал именно в Штутгарт.
Но у «Феррари» нашлось оправдание и повод для небольшого восстания: итальянцы обвинили регулятора в слишком жестком пересмотре правил балансировки мощности между болидами BoP. Как раз перед первым этапом в Бахрейне ФИА добавила балласт, скрутила турбонаддув и бензобак – в итоге 488 GTE Evo потеряла эквивалент 25 л.с. (при предыдущих сокращениях в 13,5 л.с.). Потому результат гонки сходу назвали несправедливым: гонщики ведущего экипажа Джеймс Каладо и Алессандро Пьергвиди даже ушли с награждения до разбрызгивания шампанского (кстати, режиссеры трансляций и фотографы постарались скрыть этот факт – никаких официальных изображений найти нельзя, только инсайды очевидцев).
«Чемпионат просто поднесли «Порше» на блюдечке, – негодовал после финиша Каладо. – Изменения BoP просто неправильные и несправедливые. Нам так сильно недоставало мощности, что мы вообще ничего не могли сделать: и с точки зрения борьбы за титул это неверно. Вся команда ищет, где снять одну-две десятые, а они приходят и отбирают у нас больше секунды. Преимущество «Порше» оказалось таким, что им даже не требовалось атаковать.
Надеюсь, они хотя бы восстановят расклад после Монцы [перед этапами в Бахрейне], где мы действительно гонялись, а не сегодняшнее – что угодно, но только не гонка».
«Феррари» включила и легальное давление: подала протесты за каждую машину, настаивая против нового баланса мощности. Итальянские апелляции отклонили, но медийная шумиха, кажется, сработала: перед «8 часами Бахрейна» 488 GTE Evo вернули старые параметры наддува и бака, открутив половину срезанной мощности. Теперь запротестовал уже «Порше» – хоть и только на словах в крайне дипломатичной форме, но ФИА все равно пришлось объясняться.
«Определение BoP – сложный процесс, в который входит много параметров, меняющихся от гонки к гонке. Но все решения по нему происходят на основе данных – и не существует других способов повлиять на итог. Весь процесс полностью прозрачен всем соревнующимся, а мы постоянно ищем способы его улучшить».
После накачки максимального взаимного напряжения противостояние просто не могло разрешиться без взрыва – и он случился: претенденты на титул столкнулись за полчаса до финиша во время разборок колесо в колесо за победу.
Лидировал экипаж «Порше» Микаэля Кристенсена, а Пьергвиди 15 минут подряд пытался его опередить – и при попытке пропустить более быстрый прототип датчанин затормозил, кажется, раньше, чем ожидал итальянец. Немецкая машина развернулась, а «Феррари» заполучила первое место.
Судьи моментально приказали Алессандро вернуть позицию, но Кристенсен буквально на следующем же круге отправился на плановый пит-стоп для дозаправки. Пьергвиди тоже заехал в боксы и все равно вернулся лидером – так и не уступив место «Порше». Скудерия сохранила победу до финиша, оформила оба титула и сходу нарвалась на протест немцев, но его тут же отклонили: оказалось, все требования согласовали со стюардами и гоночным директором, а на телеметрии Алессандро зарегистрировали сброс темпа на 8 секунд в ожидании Микаэля (отправившегося в боксы вместо продолжения атак на соперника). Потому судьи сочли усилия «Феррари» по возврату позиции достаточными (хотя, справедливости ради, итальянцы на развороте соперника выиграли около 10 секунд) и повторять запрос не стали.
А пилоты немецкой команды так возмутились, что почти сорвали послегоночное интервью итальянцев.
«Ты просто молодец! Вот тебе моя задница», – бесценная реакция Кристенсен на упущенный титул (правда, ему бы он в любом случае не достался – поскольку он не на всех этапах отъездил к составе экипажа №92).
Сразу после финиша «Порше» направил дело в следующую инстанцию – Международный апелляционный суд ФИА (главный арбитражный орган автоспорта), но до фееричных видео с прениями оттуда не дошло: через три дня заявку отозвали из-за«невозможности полного изучения обстоятельств с фактами в общем и с точки зрения права» (с). Лучше смотрите следующий сезон – кажется, там будет полный ад!
Фото: IPA/Sipa USA/East News
Что до AF Corse, так тут никакой маскировки нет, это фактически заводская команда, готовят машины для гонок в кузовах. Тому же Ред Буллу в ДТМ они готовили машины. Как Абт для Ауди или АМГ для Мерседес.
Главное тут вот что, немцы уже не те. Видно протаптывание дорожек в ФИА оказалось выгоднее подготовки быстрых машин, в итоге все время всплывают какие то закулисные истории и конфликты, от Ф1 до ДТМ. Теперь вот гонки на выносливость подтянулись.
Ну что же, ждем Порше в Ф1. Хотя как бы опять обстоятельства непреодолимой силы не помешали им туда придти, они же так и не определились окончательно, с кем будут работать, с РБ или с Заубером.
Любителям драмы рекомендую занести "Ле-Ман" 2022 себе в календарь. Судя по всему, будет жарко на всех фронтах.
Там история поинтереснее получилась. В ДТМ по регламенту все гоночные команды независимы от производителей, то есть они покупают технику, оплачивают подготовку машин, но работу на трассе делают сами. Обычная для кузовов ситуация. У Мерседеса 4 независимых команды в ДТМ, 7 машин. Так вот для победы пилота на машине от Мерседес нужно было, чтобы его пропустили на трассе. Так вот две "независимые" команды получили приказ от Мерседес и выполнили его. Дирекция ДТМ и Герхард Бергер имели крайне неприятные объяснения и с прессой, и с участниками.