«Мерседес» рискнул и заменил только половину силовой установки для Хэмилтона. Ради меньшего штрафа – чтобы не дарить Гран-при Ферстаппену
Главный стратегический фактор чемпионской гонки перед этапом в Турции.
Современная «Формула-1» полна жестких ограничений – к примеру, лимит на двигатели бьет практически по каждой команде. К использованию на два десятка Гран-при разрешены только 3 набора силовых установок (двигатель внутреннего сгорания, гибридные компоненты, контролирующая электроника, аккумулятор), а за перерасход деталей моментально следуют штрафы в виде потери мест на стартовой решетке – от 5 штук за смену электроники до гарантированной последней позиции за полностью новый агрегат.
Вот и в 2021-м технические ограничения добрались до чемпионской гонки: в Италии и России «Мерседес» менял моторы на болиде Боттаса по стратегическим соображениям, да и Макс Ферстаппен в Сочи взял четвертую силовую установку из-за недостатка рабочих компонентов (и приехал на подиум с 20-й позиции). А две недели спустя в Турции замена подобралась к Льюису Хэмилтону.
Но «Мерседес» внезапно рискнул: вместо полной замены агрегата установил лишь новый ДВС. Потому вместо гарантированного последнего места №44 получит 10 позиций штрафа и теоретически способен стартовать не с последних рядов, тем самым превращаясь (с учетом темпа W12 относительно середняков) в реального претендента на подиум.
С другой стороны, остальные элементы силовой установки на болиде Льюиса останутся старыми, явно не смогут выдавать все те же 100 процентов и сохранят риск отказа из-за износа – то есть решение выглядит странным. Почему же команда выбрала именно такой путь?
«Довольно сложно понять, насколько трудно обгонять на этой трассе, – признался главный гоночный инженер «Мерседеса» Эндрю Шовлин. – Но помню, как Льюис выступал здесь в GP2, да и он чувствует, что возможности есть.
Мы проводим симуляции всех гонок вплоть до конца сезона. Существует баланс, если говорить о рисках, связанных с надежностью. Разумеется, мы точно не хотим столкнуться с отказом мотора и затем все равно получить штраф. Кроме этого, нужно учитывать потерю мощности из-за намотанного километража. Двигатель внутреннего сгорания – элемент, который больше всего влияет на надежность и мощность силовой установки. Лучше получить штраф в десять позиций, чем стартовать из конца решетки».
Просто «Мерседес» сейчас не может слишком сильно рисковать: Хэмилтон выигрывает 2 очка у Ферстаппена в общем зачете, но заезд в Турции – последний в пределах нескольких ближайших Гран-при, где у W12 видится преимущество, а обгонять достаточно легко. После Стамбула «Формула-1» отправится в США (где успех непредсказуем из-за фактора отвратительного асфальта), а затем – в Мексику и Бразилию (традиционное королевство «Ред Булл», где еще и сложно обгонять из-за конфигураций трассы). Так что если улететь на последний ряд и подарить Максу гонку прямо сейчас – есть опасность безнадежно отстать к более благоприятному отрезку на Ближнем Востоке. Надежды на реванш исключительно в финальных заездах по неизвестным трекам в Катаре и Саудовской Аравии и чисто рельсовой «Яс-Марине» (где «Ред Булл» в прошлом году тоже победил, кстати говоря) просто не подойдут настолько равному сезону – у «Мерседеса» нет нужного запаса прочности и скорости.
К тому же, большую роль играет и психология: обычно именно давление со стороны вынуждает любую команду ошибаться. И если немцы самоустранятся (фактически до конца ноября) – «Ред Булл» получит долгожданную передышку и теоретически может перехватить инициативу. Потому «Мерседес» и действует в парадигме «сохранения напора любой ценой»
Но у «Мерседеса» же лучшие моторы в «Ф-1»? Откуда вообще перерасход и штрафы?
Хэмилтон (и еще Росберг в 2016-м) действительно царил последние 6 лет во многом благодаря самым мощным, эффективным и продуманным силовым установкам. Преимущество в лошадиных силах и разгонной динамике позволяло инженерам собирать любой желаемый аэродинамический баланс и затачивать болид под пожелания лидера. Конкурентам оставалось только ломать карандаши и компьютеры в инженерных отделах при судорожных попытках совершить технический прорыв.
Но в 2021-м расклад сил поменялся: теперь самый мощный мотор – у «Хонды», а «Мерседес» – №2 по всем замерам.
Более того, немецкая техника уже не самая выносливая – по крайней мере, ресурса трех комплектов не хватает на весь сезон. Первый мотор Хэмилтона откатал шесть полных уик-эндов и сдался в практике Гран-при Нидерландов из-за отказа масляного насоса – пробег составил 5 000 км. Без дополнительной силовой установки к финалу сезона два других агрегата Льюиса (при условии равного распределения нагрузки) достигнут отметки 4 000 км каждый – и с такими показателями риск отказа расценивается инженерами «Мерседеса» как очень высокий, особенно в условиях плотной борьбы за лидерство. №44 явно не сможет использовать моторы в консервативных режимах пониженной мощности – судя по всему, из них придется выжимать абсолютно все. А тогда для баланса нагрузок пришлось бы сокращать накат в практиках и квалификационный темп.
«Я пытаюсь заботиться о двигателях с максимальной осторожностью, – объяснял Хэмилтон перед Гран-при Турции. – Реально стараюсь уменьшить количество кругов. Я уже потерял один мотор, и у других «Мерседесов» в паддоке проблемы».
Льюис прав: Боттас в России получил уже пятую установку, Николас Латифи из «Уильямса» – четвертую, у Себастьяна Феттеля из «Астон Мартин» буквально месяц назад на Гран-при Нидерландов тоже отказывал мотор. В Сочи возникли проблемы и у «Макларенов»: на оба оранжевых болида поставили старые двигатели из-за тревожных сигналов с более новых агрегатов. Все клиенты «Мерседеса» (кроме Латифи) еще ждет как минимум одна смена силовых установок.
«Мы думаем, нынешняя ситуация [с «Мерседесом»] сложилась больше из-за необходимости, а не по стратегическим соображениям, – подтвердил и босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Некоторые проблемы возникают и у их клиентских команд».
«Раньше у «Мерседеса» были легкие времена: в гонках они атаковали на первых кругах, а затем просто сбавляли обороты и поддерживали отрыв, – еще жестче и прямее пояснил советник «Ред Булл» Гельмут Марко для AMuS. – Теперь это невозможно. Приходится постоянно раскручивать мотор в агрессивном режиме. Здесь и кроется корень всех проблем».
Если боссы «Ред Булл» правы – «Мерседес» может и не дотянуть до финиша сезона без новых внеплановых замен, пусть и менее «ценных» агрегатов. Вся борьба за титул еще впереди.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates; REUTERS/Umit Bektas; hackaday.com
У Макса машина явно быстрее, чем у Льюиса, просто хэму в этом сезоне безумно везет. Сход на ровном месте у Макса в Баку. Сход в Сильверстоуне. Сход в Венгрии. В Баку была бы легкая победа, при третьем месте Хэмилтона (еще повезло, что Хэмилтон ошибся и очков не взял). В Сильверстоуне, даже если бы он сдался и отдал бы победу, приехал бы вторым. В Венгрии приехал бы минимум третьим, а может и повыше. В Имоле Хэмилтону повезло с красным флагом. Если бы не тотальное везение Хэмилтона, отрыв Макса сейчас составлял бы минимум очков 40, если не больше. Даже если сравнить результаты квалификаций, кругов лидирования, отрывы на финише, Ред Булл явно быстрее.
Честно говоря, терпеть не могу ни Льюиса, ни Макса. Тем не менее, хотелось бы, чтобы чемпионство оформил Льюис и свалил на фиг на пенсию. Титулом больше, титулом меньше - разница невелика. А Макс в таком случае рискует остаться вообще без титула в своей карьере, несмотря на весь свой талант и поддержку Ред Булл. Еще неизвестно, как сложится с новым регламентом. Вполне может оказаться, что быстрейшими окажутся Албон с Латифи, учитывая, что проблемы с бюджетом решены, а аутсайдеры почти в полтора раза больше времени могут продувать свой болид в аэродинамической трубе. Да и МакЛарен с Феррари списывать со счетов нельзя. С удовольствием бы посмотрел на борьбу за чемпионство между Расселом, Норрисом и Леклером. Правда, за кого в этом случае болеть - большой вопрос.
Как такое может быть, если на трассах с длинной прямой преимущество Мерседеса ощутимо?