Новый напарник Хэмилтона – гений квалификаций без опыта борьбы с топами. От Расселла ждут побед, но обыграть Льюиса сразу не выйдет
«Мерседес» наконец-то рискнул.
Болельщики дождались перемен в главной команде «Формулы-1». В 2022 году Валттери Боттас отправится в скромную «Альфа Ромео», а в «Мерседесе» появится новая звезда – молодой британец Джордж Расселл из «Уильямса». Чемпионы славятся стабильностью состава и за всю современную историю провернули лишь два трансфера: в 2013 году Михаэля Шумахера заменил Льюис Хэмилтон, а в 2017-м Боттас занял место Нико Росберга.
В следующем сезоне наступит эпоха связки Хэмилтон-Расселл.
Расселл – безальтернативный вариант на роль будущего лидера
Хэмилтон и Боттас сказочно работали вместе, завоевав для «Мерседеса» четыре Кубка конструкторов подряд, однако перед сезоном-2022 жертвы были неизбежны. Сохранение статуса-кво поставило бы под угрозу как будущее единственного большого таланта в молодежной структуре, так и перспективы самой команды. Большую часть своего срока в «Уильямсе» Расселл провел на самом дне таблицы, и желающие избавить его от четвертого года в Гроуве нашлись бы – к примеру, «Ред Булл», испытывающий хронические проблемы со вторыми пилотами.
«Безусловно, Расселла нужно рассмотреть, – подтверждал один из боссов «газировщиков» Гельмут Марко. – Но это утопия. Если «Мерседес» его упустит, это будет такая оплошность, которую я даже представить не могу».
Идиллия в «Мерседесе» не могла длиться вечно – хотя бы в силу возраста главных героев. Следующий сезон Хэмилтон начнет 37-летним и, возможно, уже подписал свой последний контракт в ранге пилота (до конца 2023 года). После того, как бывший юниор «Мерседеса» Эстебан Окон осел в «Альпин», Расселл остался единственным кандидатом на роль потенциальной примы – если не считать сомнительных вариантов вроде переманивания Макса Ферстаппена (уже есть контракт с «Ред Булл» до конца 2023-го) или Шарля Леклера (сделка до 2024 года с «Феррари», в теории возможны опции разрыва).
Боттаса, очевидно, не считают будущим лидером, да и он не молодеет – поэтому и отправился докатывать в «Альфа Ромео». К тому же у 32-летнего финна есть серьезные недостатки: если в квалификациях он способен даже опережать напарника, то в гонках хорош лишь в эталонных условиях. Если все идет по плану, Валттери быстр и стабилен, однако в случае проблем или неидеальных настроек застревает в середине пелотона.
Расселл – король квалификаций, но почти не сражался с топами
«Процесс не был простым, решение далось нелегко», – признался босс чемпионов Тото Вольфф, комментируя уход Валттери, и понять его можно – вместо быстрого и послушного второго номера коллектив из Бракли получил талантливого, но непредсказуемого юниора.
Несмотря на бесконечные комплименты в адрес Расселла, предсказать его путь в «Мерседесе» крайне сложно. Из доступной для болельщиков информации – битвы со слабыми напарниками на еще более невзрачных болидах и лишь один Гран-при на нормальной машине.
В «Уильямсе» британец неизменно доминировал над партнерами в квалификациях и так же стабильно проигрывал им в общем зачете. Мощь Джорджа на одном быстром круге мы в полной мере оценили в 2021-м, когда машина превратилась из абсолютно убогой в просто посредственную, и «Мистер Суббота» стал проезжать феноменальные круги. Гонщик быстро приучил к попаданиям в третий сегмент квалификации (совсем недавно это казалось фантастикой), а в Бельгии и вовсе выдал нечто экстраординарное, завоевав второе место на стартовой решетке – впереди обоих болидов будущей команды.
В гонках же Джорджу постоянно мешают то ошибки в самый ответственный момент, то невезение – отсюда и внушительные 47 гонок за «Уильямс» подряд без очков. Так Расселл проиграл ветерану Роберту Кубице в борьбе за предпоследнюю строчку в общем зачете (пропустил напарника на дождевом Гран-при Германии-2019, и тот завоевал единственный балл в чемпионате) и уступил во внутрикомандном сражении Николасу Латифи по формальным гоночным показателям (в 2020-м канадец чаще финишировал на 11-х местах). Несмотря на классный сезон Расселла, Латифи обыгрывал бы его и сейчас, если бы дирекция Гран-при Бельгии не решила раздать очки за негонку из одного круга в режиме сэйфти-кара.
Британец часто сдает позиции на старте – следствие заточенности бело-голубого болида под квалификации – и периодически попадает в инциденты по своей вине. Наиболее значимыми эпизодами карьеры в «Уильямсе» стали авария за машиной безопасности в Имоле в 2020-м (минус потенциальные очки) и столкновение с Боттасом там же годом спустя (аналогично).
С другой стороны, сильно ругать Джорджа за излишний риск тоже не получается, ведь в такой слабой машине заехать на приличные позиции зачастую можно лишь за счет агрессии. Да и болид у «Уильямса» специфический – чрезвычайно чувствительный к ветру и, как следствие, непростой в управлении. Кроме этого, команда жертвует прижимной силой ради скорости на прямых, что приводит к нервному поведению FW43B – отсюда и компенсация слабостей техники пилотажем, и вылеты.
Единственной реальной проверкой для Расселла стал прошлогодний Гран-при Сахира, где он заменил заболевшего Хэмилтона в «Мерседесе». Выступление в Бахрейне вышло превосходным – лишь проблемы с покрышками помешали победить или как минимум оказаться на подиуме. Гонка показала, что Джордж способен запрыгнуть в новый для себя болид и сходу дать результат – даже в обуви меньшего размера. Но не меньше в том заезде впечатлил Серхио Перес, прорвавшийся с последнего места на первое – а в топовом «Ред Булл» мексиканец страдает. Делать далеко идущие выводы по одному Гран-при довольно трудно.
Ясно одно: теперь в «Мерседесе» есть молодой и голодный пилот с огромным потенциалом – но его еще предстоит подтвердить. Правда, гонщики не сомневаются в Джордже уже сейчас: Фернандо Алонсо окрестил Расселла «будущим чемпионом мира», когда менялся с ним шлемами.
«Расселл удивляет меня каждый уик-энд, – заявлял испанец в 2020-м. – То, как он пилотирует «Уильямс», не допускает ошибок – его природная скорость действительно стала для меня сюрпризом. Если бы меня попросили назвать одну будущую звезду, я бы выбрал Расселла».
Хэмилтон тоже расхваливал нового напарника еще до официального объявления:
«Джордж – невероятно талантливый пилот, это очевидно. Он скромный, у него правильный подход к работе. Расселл – один из гонщиков, которые будут определять будущее «Ф-1». Он уже показал, что способен на невероятный пилотаж. Я уверен, что прогресс лишь продолжится».
Новый Росберг, который может оказаться еще одним Боттасом
С приходом Расселла болельщики ждут возвращения «Мерседеса» к эпохе 2014-2016-х, когда напряжение между Росбергом и Хэмилтоном сделало битвы напарников бескомпромиссными, а атмосферу в коллективе – отвратительной. Все как мы любим!
Не исключает этого и сам Нико:
«С Валттери ты понимаешь, что получишь. Приглашение Джорджа – пожалуй, более интересная опция. С Расселлом борьба внутри команды станет другой – потенциально более жаркой».
Но обольщаться не стоит: на стороне Льюиса несравненно больший опыт как в «Мерседесе», так и в «Ф-1» в целом, а скорость еще не начала уходить. Его молодой соотечественник, в свою очередь, никогда не сражался с серьезными напарниками. Так что вместо дикой зарубы фанаты могут увидеть «Джорджа 1.0»: командную работу второго номера в стиле легендарного Боттаса – как минимум поначалу. Впрочем, на старте сезона «Мерседес» предоставляет своим гонщикам равные возможности, так что Расселлу достаточно «просто» укатать семикратного чемпиона мира в первых гонках, чтобы избежать данной участи (пока звучит не особо правдоподобно). А как будут развиваться события в конце года или в 2023-м, прогнозировать действительно тяжело.
Так что повторение сценария «Хэмилтон-Росберг» является возможным, но далеко не очевидным вариантом.
«Без понятия, – ответил сам Нико на вопрос, увидим ли мы ремейк сезонов-2014-2016. – Невозможно предсказать, как Джордж поведет себя в роли напарника Льюиса. Это абсолютный вызов: ты оказываешься в машине, способной побеждать, и борешься с лучшим пилотом всех времен – а он в команде уже восемь лет. Экстремальная ситуация».
Льюис привык к спокойствию за сезоны с Валттери, но до этого погонял с такими чемпионами как Алонсо, Росберг и Дженсон Баттон – и у каждого из них выиграл больше сезонов, чем проиграл. Вряд ли у самого титулованного гонщика «Ф-1» всех времен есть причины переживать – хоть британские таблоиды и вбросили информацию о том, что он крайне недоволен трансфером Джорджа.
Расселлу придется привыкать к борьбе колесо в колесо (такого опыта в «Ф-1» у него крайне мало), сражениям в группе лидеров и новому уровню давления – теперь на кону не случайные очки, а победы и титулы.
Но у Джорджа есть и козыри: в 2022 году «Ф-1» во многом начинает с чистого листа, и совершенное владение W12 не поможет Льюису при адаптации к машине, построенной под абсолютно другой технический регламент. Кроме этого, Расселл хорошо понимает, как устроена работа в команде. Он много лет является частью семьи «Мерседеса», был резервным гонщиком чемпионов, а первые тесты серебряной машины провел аж в 2017-м. Гонку в Бахрейне мы уже упоминали – со 169 Гран-при Хэмилтона не сравнится, но лучше, чем ничего.
В борьбе за титул в 2022-м слишком много неизвестных
Расселл может не ждать ухода Хэмилтона и сразиться за титул уже в следующем сезоне, однако переменных очень много. Справится ли Джордж с колоссальным давлением? Будет ли болид «Мерседеса» быстрее творений «Ред Булл» и «Феррари»? Не выстрелит ли кто-то из середняков вроде «Макларена» или «Альпин»? Отдаст ли британец все силы на борьбу со старшим соотечественником или спокойно дождется его ухода?
На шансы Расселла влияют даже расклады в нынешнем сезоне: Льюис много раз повторял, что не стремится любыми способами обогнать Шумахера по титулам, но, думается, это не так. Если Хэмилтон победит Ферстаппена и в восьмой раз станет чемпионом, то может посчитать свою миссию выполненной, расслабиться или вообще досрочно разорвать контракт.
Время чемпионов 2000-х и 2010-х уходит: Кими Райкконен уже объявил о завершении карьеры, Себастьян Феттель, Алонсо и Хэмилтон докатывают последние сезоны. Переход в топ-команду – первый шаг на пути Расселла к величию. Вместе с Ферстаппеном и Леклером Джордж способен стать пилотом, который определит «Ф-1» на десятилетие вперед.
Но это не точно.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Florent Gooden/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox, Clive Mason; REUTERS/Francisco Seco, Johanna Geron/File Photo
Что до нынешней скорости Хэмилтона, то это вообще загадка. Боттас не ориентир, уровень его непонятен. Единственный раз, когда Рассел и Боттас сошлись на равных машинах, выглядел для Боттаса печально, притом что Рассел к машине не имел времени приспособиться.
Хэм считается мастером квал. Но эта репутация сложилась у него еще в эпоху дозаправок, когда он часто брал поулы имея меньше топлива на борту чем у конкурентов.
Далее у него в напарниках был Баттон, слабое место которого - как раз квала.
Дальше его напарником был Росберг, который никогда не был квалифаером, но в этом упражнении он не только не уступал Хэму, но и в какие-то сезоны даже уделывал.
Боттас тоже очень хорошо смотрится по субботам на фоне Льюиса, но в Уильямсе Боттас не всегда мог переквалифицировать престарелого Массу, об которого Алонсо вытирал ноги по субботам регулярно.
Все мы знаем что Джордж хорош в квалах, все мы знаем что в нынешней Ф-1 квала это прям почти все. Если Джордж будет регулярно опережать Лью по субботам, проблемы у последнего начнутся вот прям сразу. А если Джордж еще не будет стесняться на стартах, как Боттас, то карьера черного властелина завершится без восьмого титула почти со 100% вероятностью даже если РБ сдаст позиции.
Гасли убрали, потому что не было прогресса. посади его в РБ сейчас - будут те же полсекунды от Макса.
в 09 отрыв между Маками и Брауном с РБ был довольно приличный, для сравнения берем 17-18 год и смотрим на РБ и сколько при аналогичном раскладе взял поулов тот же Ферстаппен, то что Хэмилтону удавалось тогда на некоторых этапах попить крови в квалах это явный плюс
про 10-11й говорить нечего - РБ в квалах вообще недосягаемы были ни для кого, тут упрекнуть не в чем
в 12 как только остальные команды более менее сократили отрыв от РБ Хэмилтон как я помню собрал больше всех поулов в сезоне
далее Росберг. Вы или не помните или явно умалчиваете по сравнению с Нико насколько чаще Льюис ловил технические проблемы в квалах, так что счёт, который и так в его в пользу, мог быть намного внушительнее
про 7 лет дикого самовоза и то что он должен был брать больше поулов улыбнуло) в 17-18 дикого самовоза явно не было, Феррари имела самовоз не слабее, и в квалах и в гонках, на многих этапах привозила Мерседесам довольно прилично. А в 19м у Феррари разве не было кваловозки?) Наличие читерского мотора и общее количество их поулов за сезон подтверждают это
что до общего количества поулов, если для вас это мало и он явно недобрал, то возникает вопрос сколько же тогда недобрал поулов в свое время Шуми, находясь по сути в абсолютно аналогичных условиях?)