Мучения Боттаса в «Мерседесе» закончились: он заменит Райкконена и наконец-то станет первым пилотом. Но в аутсайдере
За место напарника финна кипит борьба.
На следующий день после подиума Гран-при Нидерландов финский пилот «Формулы-1» Валттери Боттас объявил о переходе в «Альфа Ромео» с сезона-2022. Слухи об уходе из «Мерседеса» победителя 9 гонок всплывали давно, и последними знаками стали инсайды от французского Canal+, объявление Кими Райкконена о завершении карьеры, прозрачные намеки самого Валттери в инстаграме (фото с ручкой и листком бумаги как символ новой главы в карьере; озвученное желание подписать многолетний контракт, которого у него никогда не было с «серебряными стрелами») и, конечно, история с приглашением телебригады Netflix в офис «Мерседеса», чтобы запечатлеть подписание каких-то документов с Джорджем Расселлом.
Появление талантливого англичанина в «Мерседесе» – история яркая, и мы обязательно рассмотрим ее в другом материале, но смена команды Боттасом заслуживает отдельного внимания, поскольку затрагивает будущее и прогресс «Альфы», а также судьбы еще нескольких пилотов.
У Боттаса было всего два варианта продолжения карьеры
Несколько дней назад Валттери исполнилось 32 года – для современного гонщика возраст еще не почтенный, чтобы немедленно после ухода из топ-команды покинуть «Ф-1». Да, пик карьеры позади, однако почему бы не покататься в свое удовольствие и помочь в прогрессе какой-нибудь небольшой команде? Может быть, Боттас предпочел бы еще несколько лет погонять за рулем машины, способной добираться до мест, близких к подиумным, однако выбора не было: вакансии остались только в «Альфа Ромео» и «Уильямсе».
Возвращение в Гроув (Боттас выступал за «Уильямс» в 2013-2016 годах) потенциально могло его заинтересовать – в этом году синие болиды все чаще выбираются из подвала пелотона, снова ведут борьбу за очки и вообще всячески прибавляют в скорости. Однако на места в «Уильямсе» внезапно оказалось слишком много претендентов – и Алекс Албон из системы «Ред Булл», и чемпион «Формулы Е» за рулем «Мерседеса» Ник де Врис, и все еще гоняющий за «бело-голубых» Николас Латифи с миллионами его папы. Босс «серебряных стрел» Тото Вольфф, пообещавший финну помощь с поиском места в «Ф-1», наверняка понимал сложности продавливания двух представителей штутгартского концерна в одну гоночную организацию, поэтому сфокусировался на переговорах со швейцарским коллективом.
Но зачем «Альфе» Боттас?
Еще недавно в Хинвиле радовались сумасшедшим выступлениям Шарля Леклера, мощным прорывам в очки и ярким гонкам. Однако в последнее время «Альфа Ромео» стагнирует, в лучшие дни сражается только за 9-10 места, и, похоже, с текущим составом пилотов не видит даже каких-то надежд на прогресс. Серьезных вопросов ни к Кими Райкконену, ни к Антонио Джовинацци у команды вопросов быть не должно, но все же по хорошему слабо мотивированному Кими (который не раз говорил, что его интересуют только победы) следовало завершить карьеру еще в прошлом году, а его итальянский напарник вовсе не выглядит мудрецом по части улучшении машины.
От Боттаса повторения геройств Леклера, конечно, тоже не ждут – однако сильно надеются на его опыт. Все-таки парни, долго выступавшие в топ-командах, способны здорово улучшать работу середняков: финн привнесет новые знания для инженеров и поможет с переформатированием каких-то внутренних гоночных распорядков. Отличными примерами стали Себастьян Феттель, впечатливший персонал «Астон Мартин», и Фернандо Алонсо, заставивший активнее работать парней в Энстоуне – опытные пилоты по-прежнему важны в «Формуле-1».
Особенно в сезоне-2022: он открывает новую эру с революционным техническим регламентом. Боттас, вдохновленный свободой и статусом главного пилота (впервые в карьере!), будет пахать над машиной активнее, чем когда-либо прежде – и этого хочет «Альфа Ромео». Финн отличается классной рабочей этикой, избегает провокаций, уклоняется от конфликтов и всегда без лишних вопросов занимается тем, что от него просят – боссу Фреду Вассеру понравится такое сотрудничество.
Плюсом для всех сторон станет снижение уровня давления: если в «Мерседесе» любая нестабильность рассматривалась под микроскопом, а за слабые гонки финна страшно топила пресса, то в «Альфе» он без проблем сможет (как и раньше) чередовать сильные выступления со слабыми. Неудачи будут списываться на невысокий уровень машины, а за мощные перфомансы Боттаса будут обязательно хвалить. Правда, на законный вопрос о перспективах высоких позиций со слабой машиной никто не ответит, кроме самого Валттери. Ведь для преодоления психологического надлома необходим крепкий характер – в качестве примера можно вспомнить Дэвида Култхарда, воспрявшего в «Ред Булл» в после схожих трудностей в «Макларене».
Кто будет его напарником?
Сложно представить продление Антонио Джовинацци – итальянец так и не убедил в своей незаменимости, и останется только при внезапном исчезновении остальных кандидатов. Хинвильцы не скрывают, что всегда находятся в поиске молодых талантов – и беда Антонио в том, что к 27 годам он так и не перерос статус просто перспективного пилота. В шорт-лист он уже не входит.
Схожая ситуация и с резервистом Робертом Кубицей – его спонсор Orlen не способен выкладывать миллионы долларов годами, да к тому же возраст и ограниченный потенциал некогда действительно талантливого поляка вызывают у боссов «Альфы» скепсис. Максимум, на что готовы швейцарцы – взять Роберта запасным гонщиком еще на год.
Совсем небольшие шансы и у Даниила Квята, чья карьера в «Ф-1», кажется, уже больше не возобновится, зато у его бывшего партнера по «Торо Россо» Алекса Албона возможностей куда больше – во многом из-за азиатского рынка и поддержки «Ред Булл» (на который давят тайские боссы головной компании с требованием найти Алексу место в «Ф-1»). Правда, «Альфа» для Албона будет лишь запасным вариантом – если не получится перейти в «Уильямс».
Теоретически напарником Боттаса способен стать российский слушатель академии «Феррари» Роберт Шварцман – итальянцы недавно продлили сотрудничество со швейцарской организацией, однако они не будут настаивать на своем пилоте, если боссы в Хинвиле посчитают того не готовым к «Ф-1». Нестабильный пилотаж Роберта в «Формуле-2», к сожалению, пока не позволяет ему всерьез бороться за место в «Ф-1».
Идеальный вариант для Фреда Вассера – юный талант с огромным потенциалом вроде Леклера. И такой есть на подходе к «Ф-1» – он даже входит в систему «Заубера» / «Альфа Ромео». 18-летний француз Тео Пуршер выиграл юниорскую «Ф-4» на родине, затем немецкую «Ф-4», в прошлом году стал вторым в «Ф-3», а в этом году уже одержал одну победу в «Формуле-2». Сейчас Тео занимает шестое место в личном зачете молодежной серии, и для получения суперлицензии на выступления в «Ф-1» ему достаточно занять лишь девятое место.
Варианты с чемпионом «Формулы Е» де Врисом и ветераном Хюлькенбергом расцениваются как запасные и почти нереалистичные. Вероятно, команда дождется завершения сезона в «Формуле-2», а уже затем примет решение.
А что с «Уильямсом»?
Ситуация в Гроуве совсем запутанная. Официально за английскую команду все еще выступают Джордж Расселл и Николас Латифи, однако первого вот-вот объявят в «Мерседесе», а второго из-за неудовлетворительных результатов не очень хотят продлевать еще на год (хоть, по слухам из паддока, персонал от него и в восторге).
В «Уильямс» рвутся Албон и де Врис – наиболее вероятная пара пилотов, к тому же подходящая философии команды, которая хочет работать с относительно молодыми гонщиками. Однако «Мерседес», поставляющий «Уильямсу» двигатели, не только рассчитывает протолкнуть своего протеже, но и хочет, чтобы тайский гонщик отрекся от «Ред Булл» (что вызывает дикую ненависть в стане газировочников). Предсказать исход бодания двух гигантов сложно, однако неудача в переговорах, возможно, поможет Латифи сохранить свое место.
Окончание этого трансферного сезона в «Ф-1» будет горячим.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron, Charles Coates, Dan Istitene, Clive Rose
По мне так нет. Албон и Цунода яркие тому примеры. Не набравшись опыта в младших сериях, сгибаются по мегапрессингом ф1.